Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Нукуш

В горах Чародинского района Дагестана в селении Ириб в могильниках средневековья найдены две особи: лошадь и со­бака, по-видимому, лошадь к данному времени уже перестала употребляться в еду. Лошадью в это время дорожили. Данный случай относится к V веку н. э. Значит, в V веке существова­ло и селение Нукуш. Люди заселялись там, где была вода, лес, можно было держать домашних животных, на солнечной стороне, где зимой было тепло. Хутора передавались по на­следству детям, горцы до сих пор с гордостью рассказывают о хуторах своих предков, но жить там не хотят.

Селение Нукуш расположено на скалистой местности и скалы здесь почти доходят до реки Кара-койсу, словно они пришли на «водопой». Есть единогласное утверждение, что название «Нукъуш» произошло от арабского слова «Накъиш» (узор). Есть много фактов в пользу этой версии. У сельчан не­плохо развит художественный вкус, веками не переводились мастеровые люди. В Нукуше были мастера, которые красиво переписывали Коран и другие книги шариатского толка.

Лучшим мастером по изготовлению ядер для пушек шами­левского периода был человек по имени Хадулав. Он же из целого горного камня вытесал кувшин. Рассказывают, что со­хранялся этот кувшин до XX века.

В селении некоторых до сих пор называют «апарагами» — это пришельцы, приезжие из других мест. Видимо, селе­ние было образовано приезжими из близлежащих сел. При встрече каждый знает, кто из какого тухума и окликают своих словами «дирчи», «тухумчи». Постепенно эти межтухумные от­ношения исчезают.

В домах более зажиточных крестьян имелись самодельные ткацкие станки. Жили предки в неотштукатуренных домах из камня. Все домочадцы жили в одной большой комнате. В та­кой комнате в углу стоял «бухари» камин — место для приготов­ления пищи, конечно же и источник тепла в холодное время года. Комнату освещал «шайтан-чирах» лампочка на керосине или на животном жире.

В летние месяцы, когда женщины были заняты работой на полях, дети с 2-х 3-х лет сами находились дома, целыми днями бегали по улицам или около речки, там же спали и не болели.

 

Нютюг

Около селения Нютюг Сулейман-Стальского района Даге­стана находится древний могильник. При добыче глины здесь были найдены медные браслеты и кольца. По словам старо­жилов, село возникло 500-600 лет назад. На руинах старого села остались строения сторожевой башни. Когда ее постро­или — никто не знает. Известно, что старой мечети более 150 лет. Ее построил мастер Халимбегов Хисен.

Как гласит легенда, когда-то село называлось Гуман. После стихийного бедствия (оползня) оно полностью разрушилось. И люди из близлежащих сел начали называть его Уьцуьгь, а через некоторое время село получило название Нютюг, т.е. «скалистый».

Большинство селян являются переселенцами из аулов Юж­ного Дагестана. Говор жителей с давних времен отличается от говора жителей других сел Корчагской долины.

Недалеко от старого поселения Нютюг находится ущелье, где есть скала-загадка. А в скалу забиты многочисленные ко­лышки из дерева. Существуют две версии относительно ко­лышек.

По первой версии, на вершине скалы находилась крепость местного правителя. Однажды неприятельское войско подо­шло к крепости, но взять ее не смогло. Тогда смельчаки под­нялись по отвесной скале, забивая колышки в нее, чтобы за­хватить крепость.

Вторая версия гласит: у местного правителя была дочь- красавица, которая была обещана тому, кто сумеет первым подняться по отвесной скале на крепость. Скала достигала высоты 100 м. Говорят, что никто не смог подняться до вер­шины — все срывались и погибали.В 1959 году жители села решили обустроиться на равнине и с предгорья спустились в долину Карчага, где возвели двухэтажные дома с садами, огородами.

По переписи 1886 года в селе было 127 хозяйств, числен­ность населения составляла 671 человек: 350 мужчин и 321 женщина.

Село входит в Карчагскую сельскую администрацию.

 

Обода

Старинное и богатое традициями аварское селение Обода Хунзахского района Дагестана, расположено в сердце горно­го Дагестана и Хунзахского плато, в зоне альпийских лугов, на высоте 1800 метров. Старая часть селения расположилась на солнечных склонах двух холмов. Рядом с селением протекает речка Тобот.

Исторически достоверные сведения о том, когда образо­валось селение Обода, до нас не дошли. Трудно объяснить этимологию названия «Обода», хотя некоторые полагают, что своим названием селение обязано злакам, в частности ячменю и просу. И действительно — условия для злаковых растений здесь просто идеальные. Ячмень давал на здешней земле исключительно богатые урожаи, отсюда — «ГIобода» («Обода»).

По преданию, первым поселенцем на месте аула был некий Али из Сирии. В окрестностях села Обода до сих пор показы­вают гробницу, которая считается местом его погребения. В ауле сохранился и тухум Али.

Затем в поселении, основанном Али, стали селиться люди из Кахаб-Росо, Бежты, Ингердаха, Местеруха.

Сохранилось предание, что некогда ободинскому джамаату принадлежали земли в местности Тобот (около трехсот гекта­ров). Видимо, в период усиления зависимости ободинцев от хана последний стал принуждать их уступить ему эти земли в качестве подарка по случаю рождения сына. Опасаясь кон­фликта с могущественным соседом, ободинцы волей-нево­лей уступили.

В селе Обода можно услышать и такую легенду. Некий хунзахский феодал затеял с ободинцами тяжбу из-за земли. На суде, проходившем на спорном участке, он поклялся, что стоит «на своей земле»: предварительно феодал тайком на­полнил свою обувь хунзахской землей. Таким мошенническим путем он захватил спорный участок.

В периоды смягчения отношений между ханом и ободин­ским джамаатом ободинцы принимали участие в ханских на­бегах партиями по двадцать-тридцать человек.

В историю Дагестана селение Обода вошло как один из крупных центров исламской религии, арабо-мусульманской науки и культуры. В 1638 году, возвратившись из стран араб­ского Востока, уроженец селения по имени Шахбан постро­ил здесь Соборную мечеть, медресе, библиотеку и развер­нул активную работу по утверждению Ислама. Со временем Шахбан был избран кадием Хунзахского войска и джамаата, управляющим делами весьма могущественного в те времена Хунзахского хана.

Из ученой среды вышел и Хаджимухаммад Ободияв (ал- Ободи) — шейх накшбандийского тариката, ученый — теолог, автор 26 религиозных трактатов. Последние десятилетия сво­ей жизни он провел в Мекке, где при дворе местного эмира являлся муфтием главных мечетей Мекки и Медины, он сни­скал среди арабов такое уважение, что после смерти был по­хоронен рядом с членами семьи Пророка.

В настоящее время в селении насчитывается около 300 хо­зяйств, население составляет 1000 человек. Основные их за­нятия — животноводство и земледелие.

 

Орада-Чугли

Cело в Левашинском районе Дагестана, расположено в горной северо-западной части района. Высота над уровнем моря 1400-1600 м. Находится между двумя горными хребта­ми, тянущимися с юго-востока на северо-запад (один из них — хребет Кулимеэр — проходит к югу от с. Орада – (Чугли), в 10 км к северо-западу от районного центра (с. Леваши). На севе­ре граничит с сёлами Охли и Кулецма, на северо-востоке — с селом Урма, на юго-востоке — с Хахита, а на северо-западе с с. Аймаки Гергебильского района.

По переписи 2010 года в селе проживал 981 человек.

История села Орада-Чугли насчитывает не менее 900 лет. Примерно в ХI веке чабаны из Хунзаха (данная территория тогда входила в состав Хунзахского ханства) построили по­селение в нескольких километрах к юго-западу от того места, где сейчас находится село, в одном из ущелий хребта Кули­меэр, расположенном на высоте более 2000 м над уровнем моря. Позже жители оставили это поселение и построили новое, спустившись несколько ниже и пройдя на север, у под­ножия противоположного хребта. Но и на новом месте они надолго не остались: на этот раз новое поселение было осно­вано примерно в 4 км к востоку — это и есть нынешнее место расположения села.

Хотя растительный мир здесь не очень беден, подавля­ющее большинство составляют травянистые виды, а дре­весных форм мало. Лесные массивы в окрестностях села отсутствуют.

В годы нашествия монголов селу был нанесен непоправи­мый урон. Их воины ночью нападали с севера и уводили в плен людей.

Во время Великой Отечественной войны из Орада-Чугли на фронт ушли 80 мужчин, почти половина из которых не верну­лись домой.