«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Нукуш
В горах Чародинского района Дагестана в селении Ириб в могильниках средневековья найдены две особи: лошадь и собака, по-видимому, лошадь к данному времени уже перестала употребляться в еду. Лошадью в это время дорожили. Данный случай относится к V веку н. э. Значит, в V веке существовало и селение Нукуш. Люди заселялись там, где была вода, лес, можно было держать домашних животных, на солнечной стороне, где зимой было тепло. Хутора передавались по наследству детям, горцы до сих пор с гордостью рассказывают о хуторах своих предков, но жить там не хотят.
Селение Нукуш расположено на скалистой местности и скалы здесь почти доходят до реки Кара-койсу, словно они пришли на «водопой». Есть единогласное утверждение, что название «Нукъуш» произошло от арабского слова «Накъиш» (узор). Есть много фактов в пользу этой версии. У сельчан неплохо развит художественный вкус, веками не переводились мастеровые люди. В Нукуше были мастера, которые красиво переписывали Коран и другие книги шариатского толка.
Лучшим мастером по изготовлению ядер для пушек шамилевского периода был человек по имени Хадулав. Он же из целого горного камня вытесал кувшин. Рассказывают, что сохранялся этот кувшин до XX века.
В селении некоторых до сих пор называют «апарагами» — это пришельцы, приезжие из других мест. Видимо, селение было образовано приезжими из близлежащих сел. При встрече каждый знает, кто из какого тухума и окликают своих словами «дирчи», «тухумчи». Постепенно эти межтухумные отношения исчезают.
В домах более зажиточных крестьян имелись самодельные ткацкие станки. Жили предки в неотштукатуренных домах из камня. Все домочадцы жили в одной большой комнате. В такой комнате в углу стоял «бухари» камин — место для приготовления пищи, конечно же и источник тепла в холодное время года. Комнату освещал «шайтан-чирах» лампочка на керосине или на животном жире.
В летние месяцы, когда женщины были заняты работой на полях, дети с 2-х 3-х лет сами находились дома, целыми днями бегали по улицам или около речки, там же спали и не болели.
Нютюг
Около селения Нютюг Сулейман-Стальского района Дагестана находится древний могильник. При добыче глины здесь были найдены медные браслеты и кольца. По словам старожилов, село возникло 500-600 лет назад. На руинах старого села остались строения сторожевой башни. Когда ее построили — никто не знает. Известно, что старой мечети более 150 лет. Ее построил мастер Халимбегов Хисен.
Как гласит легенда, когда-то село называлось Гуман. После стихийного бедствия (оползня) оно полностью разрушилось. И люди из близлежащих сел начали называть его Уьцуьгь, а через некоторое время село получило название Нютюг, т.е. «скалистый».
Большинство селян являются переселенцами из аулов Южного Дагестана. Говор жителей с давних времен отличается от говора жителей других сел Корчагской долины.
Недалеко от старого поселения Нютюг находится ущелье, где есть скала-загадка. А в скалу забиты многочисленные колышки из дерева. Существуют две версии относительно колышек.
По первой версии, на вершине скалы находилась крепость местного правителя. Однажды неприятельское войско подошло к крепости, но взять ее не смогло. Тогда смельчаки поднялись по отвесной скале, забивая колышки в нее, чтобы захватить крепость.
Вторая версия гласит: у местного правителя была дочь- красавица, которая была обещана тому, кто сумеет первым подняться по отвесной скале на крепость. Скала достигала высоты 100 м. Говорят, что никто не смог подняться до вершины — все срывались и погибали.В 1959 году жители села решили обустроиться на равнине и с предгорья спустились в долину Карчага, где возвели двухэтажные дома с садами, огородами.
По переписи 1886 года в селе было 127 хозяйств, численность населения составляла 671 человек: 350 мужчин и 321 женщина.
Село входит в Карчагскую сельскую администрацию.
Обода
Старинное и богатое традициями аварское селение Обода Хунзахского района Дагестана, расположено в сердце горного Дагестана и Хунзахского плато, в зоне альпийских лугов, на высоте 1800 метров. Старая часть селения расположилась на солнечных склонах двух холмов. Рядом с селением протекает речка Тобот.
Исторически достоверные сведения о том, когда образовалось селение Обода, до нас не дошли. Трудно объяснить этимологию названия «Обода», хотя некоторые полагают, что своим названием селение обязано злакам, в частности ячменю и просу. И действительно — условия для злаковых растений здесь просто идеальные. Ячмень давал на здешней земле исключительно богатые урожаи, отсюда — «ГIобода» («Обода»).
По преданию, первым поселенцем на месте аула был некий Али из Сирии. В окрестностях села Обода до сих пор показывают гробницу, которая считается местом его погребения. В ауле сохранился и тухум Али.
Затем в поселении, основанном Али, стали селиться люди из Кахаб-Росо, Бежты, Ингердаха, Местеруха.
Сохранилось предание, что некогда ободинскому джамаату принадлежали земли в местности Тобот (около трехсот гектаров). Видимо, в период усиления зависимости ободинцев от хана последний стал принуждать их уступить ему эти земли в качестве подарка по случаю рождения сына. Опасаясь конфликта с могущественным соседом, ободинцы волей-неволей уступили.
В селе Обода можно услышать и такую легенду. Некий хунзахский феодал затеял с ободинцами тяжбу из-за земли. На суде, проходившем на спорном участке, он поклялся, что стоит «на своей земле»: предварительно феодал тайком наполнил свою обувь хунзахской землей. Таким мошенническим путем он захватил спорный участок.
В периоды смягчения отношений между ханом и ободинским джамаатом ободинцы принимали участие в ханских набегах партиями по двадцать-тридцать человек.
В историю Дагестана селение Обода вошло как один из крупных центров исламской религии, арабо-мусульманской науки и культуры. В 1638 году, возвратившись из стран арабского Востока, уроженец селения по имени Шахбан построил здесь Соборную мечеть, медресе, библиотеку и развернул активную работу по утверждению Ислама. Со временем Шахбан был избран кадием Хунзахского войска и джамаата, управляющим делами весьма могущественного в те времена Хунзахского хана.
Из ученой среды вышел и Хаджимухаммад Ободияв (ал- Ободи) — шейх накшбандийского тариката, ученый — теолог, автор 26 религиозных трактатов. Последние десятилетия своей жизни он провел в Мекке, где при дворе местного эмира являлся муфтием главных мечетей Мекки и Медины, он снискал среди арабов такое уважение, что после смерти был похоронен рядом с членами семьи Пророка.
В настоящее время в селении насчитывается около 300 хозяйств, население составляет 1000 человек. Основные их занятия — животноводство и земледелие.
Орада-Чугли
Cело в Левашинском районе Дагестана, расположено в горной северо-западной части района. Высота над уровнем моря 1400-1600 м. Находится между двумя горными хребтами, тянущимися с юго-востока на северо-запад (один из них — хребет Кулимеэр — проходит к югу от с. Орада – (Чугли), в 10 км к северо-западу от районного центра (с. Леваши). На севере граничит с сёлами Охли и Кулецма, на северо-востоке — с селом Урма, на юго-востоке — с Хахита, а на северо-западе с с. Аймаки Гергебильского района.
По переписи 2010 года в селе проживал 981 человек.
История села Орада-Чугли насчитывает не менее 900 лет. Примерно в ХI веке чабаны из Хунзаха (данная территория тогда входила в состав Хунзахского ханства) построили поселение в нескольких километрах к юго-западу от того места, где сейчас находится село, в одном из ущелий хребта Кулимеэр, расположенном на высоте более 2000 м над уровнем моря. Позже жители оставили это поселение и построили новое, спустившись несколько ниже и пройдя на север, у подножия противоположного хребта. Но и на новом месте они надолго не остались: на этот раз новое поселение было основано примерно в 4 км к востоку — это и есть нынешнее место расположения села.
Хотя растительный мир здесь не очень беден, подавляющее большинство составляют травянистые виды, а древесных форм мало. Лесные массивы в окрестностях села отсутствуют.
В годы нашествия монголов селу был нанесен непоправимый урон. Их воины ночью нападали с севера и уводили в плен людей.
Во время Великой Отечественной войны из Орада-Чугли на фронт ушли 80 мужчин, почти половина из которых не вернулись домой.