Изучение актуальных проблем истории дагестанских народов позволяет на конкретных примерах проследить общие пути и специфические особенности развития социальных отношений, политической истории, культуры регионов. Как отмечает академик Н.И. Конрад «каждый народ, большой или малый по своей численности, имеет свою индивидуальную историю, всегда обладающую своими оригинальными, неповторимыми чертами. Можно сказать даже, что история человечества проявляется именно в истории отдельных народов, через их историю».
В этой связи разработка проблем истории табасаранского народа представляет интерес для определения места и роли табасаран в общем историческом процессе Дагестана, Кавказа, других регионов и стран.
Новая книга известного дагестанского ученого Магомеда Раджабовича Гасанова «К истории и культуре табасаранского народа», как раз и освещает наиболее важные, малоисследованные, спорные темы истории народа.
Книга открывается статьей профессора Х.Х. Рамазанова об авторе, в которой показано становление М.Р. Гасанова как ученого, освещена его научная и учебно-педагогическая деятельность, говорится о вкладе ученого в кавказоведение, в подготовку высококвалифицированных научных кадров, о признании его научных заслуг — ученого, отмеченного званиями, дипломами, наградами различных уровней.
В самом начале работы излагается материал о новейших археологических памятниках эпохи каменного века, добытых на территории Табасарана, в частности, в бассейне реки Рубас, близ сел. Тинит, Дарваг, Хюряк и др.
Большой раздел книги посвящен вопросу происхождения табасаран, который освещен на основе разнообразных источников и обширной литературы. При написании данного труда Магомедом Гасановым использованы антропологические, этнографические, лингвистические исследования, сам вопрос освещается в тесной связи с происхождением остальных народов Дагестана и Кавказа.
Разнообразные источники и обширная литература использованы автором при объяснении происхождения топонима «Табасаран». В разделе приводятся различные мнения о его происхождении. Наиболее правдоподобным автор считает объяснение того, что Табасаран – страна предводителей отрядов прикрепленных к определенным крепостям, состоявших из ираноязычных колонистов, охранявших горные проходы от вторжений завоевателей.
Профессором Гасановым исследован и вопрос об этнониме народа «табасараны» или «табасаранцы». На основе солидного материала автор считает, что этноним «табасараны»отвечает нормам правописания.
Важное место в рецензируемой работе занимают фольклорные жанры табасаранского народа, это прежде всего легенды и предания. Табасаранские предания – это эпические произведения фольклора, которые с наибольшей достоверностью отображают историю народа, так как они освещают наиболее значительные события героико- патриотического характера. В книге приводятся варианты легенды «Крепость семи братьев и сестры». В одном из вариантов легенды рассказывается как после тяжелого ранения братьев сестра переоделась в мужскую одежду и возглавила борьбу горцев против завоевателей и при попытке доставить ее шаху решила погибнуть но не сдаться врагу живой. Когда охрана сопровождала ее во вражеский лагерь, сестра схватила копье охранника и покончила с собой.
Большой интерес представляют разделы о возникновении табасаранского языка и письменности. Эти разделы написаны на основе разнообразной литературы они представляют собой историко-лингвистические исследования. По мнению автора возникновение табасаранского языка относится к эпохе бронзы, а письменности к периоду Кавказской Албании.
На всех этапах истории табасаранский народ подвергался влияниям иноземных завоевателей – римлян, парфян, сасанидов, гуннов, арабов, хазар, сельджуков, татаро-монгол, сефевидов, полчищ Надир-шаха и др. В рецензируемом труде М.Р. Гасанов подчеркивает, что ислам стал мощным фактором в развитии контактов носителей тюркского языка и табасаран, а также в утверждении, что тюрки (носители современного азербайджанского языка) ассимилировались в среде табасаран в результате чего часть табасаранского населения ассимилировалась среди тюркоязычного населения.
В истории Дагестана, в том числе и Табасарана, в раннем средневековье огромной была роль оборонительной системы Даг-бары (Горная стена) наиболее древнего и значительного оборонительного сооружения на территории нашей страны и в масштабах всей мировой оборонительной архитектуры. Этой теме посвящен очередной раздел книги Гасанова. При написании его автором использованы сведения источников, имеющаяся литература, а также материалы, собранные в период историко- этнографических экспедиций в 1961, 1966, 1967 гг. Форты и другие памятники, связанные с Даг-бары на территории Табасарана, считает автор, ждут дальнейшего всестороннего обследования и охраны.
«История села – история народа» — так озаглавлен очередной этап повествования, в котором говорится об актуальности освещения истории табасаранских сел. В работе изложена история ряда известных в прошлом сел – Зирдага — очага арабо-мусульманской культуры, Хучни – центра феодальных владений Табасарана, Джули – центра гончарного производства, Хива, Ерси, Дарвага, Тинита и др., которые написаны в разные годы, на основе источников, а также историко – этнографических материалов.
В статье «Охране памятников истории и культуры – государственную поддержку» Магомед Раджабович обращает внимание администраций районов и сел на сохранение памятников истории и культуры, свидетельствующих о прошлом табасаранского народа.
В разделе «Суровый и неравноправный путь развития народа», изложен материал о тысячелетней борьбе табасаранского народа против многочисленных завоевателей, о тяжелых условиях его социально-экономического развития, а также о проблемах народа решавшихся в XX веке. В работе приводятся отдельные события и факты о борьбе жителей Табасарана против иноземных завоевателей.
Книга рассчитана на широкий круг читателей: учащихся, студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, научных работников и других интересующихся историей табасаранского и остальных народов Дагестана и Кавказа.
Назим Магомедов,
заведующий отделом Института ИАЭ ДНЦ РАН, доктор исторических наук, профессор.
Шарафудин Магарамов,
старший научный сотрудник Института ИАЭ ДНЦ РАН, кандидат исторических наук