На постоянном контроле
Надзор за исполнением трудового законодательства является одним из приоритетных направлений в работе органов прокуратуры республики. Особое внимание уделяется вопросам полноты и своевременности оплаты труда.
Проблемы обеспечения занятости и трудоустройства граждан, а также задержки выплаты заработной платы особенно остро заявляют о себе во время некоторого ухудшения экономической ситуации в стране.
На этом фоне в значительной мере возрастает роль превентивного прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда.
Практика прокурорского надзора показывает, что нарушения трудовых прав граждан, выявленных прокурорами и связанные с невыплатой заработной платы, составляют больше их половины.
Нарушения конституционного права граждан на оплату труда условно можно разделить на несколько групп: по формам оплаты труда; по срокам оплаты труда; по вопросам связанным с установлением размера оплаты труда.
Прокуратурой Республики Дагестан систематически осуществляется мониторинг ситуации в сфере трудовых правоотношений, взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы судебных приставов, исполнительными органами государственной власти, правоохранительными органами, налоговыми органами, внебюджетными фондами, профсоюзными организациями и трудовыми коллективами.
Городским и районным прокурорам регулярно направляются информационные письма, образцы актов реагирования, списки должников-организаций по налогам и страховым взносам, перечень организаций банкротов, а также информация профсоюзных, общественных и иных организаций.
Ведется работа по выявлению скрытой от официального статистического учёта просроченной задолженности по заработной плате, так как, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» Росстат обобщает только те сведения о задолженности по заработной плате, которые поступают от законопослушных работодателей, имеющаяся официальная статистика не отражает реальную картину состояния задолженности по заработной плате.
Анализ поступающей в прокуратуру республики информации свидетельствует о том, что по результатам проведенных проверок за пять месяцев текущего года выявлена скрытая от органов статистики задолженность по заработной плате на сумму свыше 30 млн. руб.
Всего за 5 месяцев текущего года по результатам проведенных органами прокуратуры республики проверок выявлено 5450 нарушений в указанной сфере, в том числе 40 незаконных правовых актов, на которые принесены 40 протестов, в суд направлено 1176 заявлений о выдаче судебных приказов на выплату начисленной, но не выплаченной заработной платы, внесено 116 представлений об устранении нарушений закона, на основании материалов прокурорских проверок по фактам длительной невыплаты заработной платы возбуждены и расследуются 2 уголовных дела.
В результате принятых органами прокуратуры республики мер реагирования за пять месяцев 2016 года погашена задолженность по выплате заработной плате на сумму более 46 млн.руб.
Практика надзорных мероприятий и применения по их результатам мер прокурорского реагирования свидетельствует о том, что наиболее результативно в свете реального погашения задолженности обращение прокуроров с заявлениями в интересах работников в суд.
Например, в январе текущего года прокуратура Советского района г. Махачкалы направила мировому судье судебного участка № 16 533 заявлений о выдаче судебных приказов на выплату начисленной, но не выплаченной работникам ООО УК «Эко — М» заработной платы на сумму 7782000 руб., которые судом удовлетворены.
Кроме того, в отношении генерального директора ООО УК «ЭКО — М» прокурором Советского района г. Махачкалы возбуждено 7 дел об административных нарушениях по ст.ст. 5.27 (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), 5.27.1 (нарушение государственных нормативных требований охраны труда,), 13.19 (непредставление первичных статистических данных) КРФоАП, по результатам рассмотрения которых он привлечен к ответственности в виде штрафов на сумму 67 тыс. рублей.
По результатам внесенного прокуратурой г. Каспийска представления погашена задолженность по выплате заработной платы на ОАО «Каспийский завод точной механики» на сумму свыше 4 млн. руб.
Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
При этом следует иметь в виду, что для обращения прокурора в суд является обязательным наличие заявления граждан в прокуратуру о невыплате причитающейся им заработной платы.
Образованию задолженности по заработной плате наряду с другими причинами способствует бездействие руководителей предприятий, не принимающих мер к погашению дебиторской задолженности.
Так, в результате непринятия своевременных мер руководством МУП «Электросеть» по погашению имеющейся перед указанным предприятием дебиторской задолженности ПАО «ДЭСК», образовалась задолженность по выплате заработной платы работникам МУП «Электросеть» на сумму более 5 млн. руб.
Значительную часть в общей сумме просроченной задолженности по заработной плате составляют долги предприятий, находящихся в различных стадиях банкротства, такие как ГУП «Геджух», МУП «Низами» и МУП «Шейхляр» Дербентского района, МУП «Электросеть» г. Кизилюрта.
Прокурорами принимаются меры реагирования, направленные на устранение нарушений трудового законодательства и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по выявленным фактам невыплаты заработной платы более 2 месяцев.
К примеру, по результатам проверки, прокурором Ленинского района г. Махачкалы в Ленинский СО СУ СК РФ по РД направлены материалы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении генеральных директоров ОАО НПК «Русская радиоэлектроника» и ООО «ДСУ», которые длительное время не выплачивали заработную плату, по которым 18.02.2016 и 29.02.2016 возбуждены и расследуются уголовные дела по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы).
Работодателям следует иметь в виду, что законом предусмотрена административная и уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы.
Так, ст. 5.27 КРФоАП предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства в виде штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Наказание должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотрено в виде дисквалификации на срок от 1 до 3 лет.
В случае частичной невыплаты свыше 3 месяцев, полной невыплаты свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации предусмотрена уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ.
Данное направление деятельности находится на постоянном контроле органов прокуратуры республики, принимаются все предусмотренные законом меры по активизации и повышению результативности прокурорского надзора за соблюдением работодателями трудовых прав работников и погашению имеющейся задолженности по заработной плате.
Заур Тарханов,
заместитель прокурора Республики Дагестан
Подарок на выкуп
Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» государственным служащим и лицам, замещающим государственные должности, предоставлено право выкупа полученных в связи с исполнением должностных обязанностей подарков.
Наряду с этим, федеральным законодательством данное право муниципальным служащим предоставлено не было.
Федеральным законом от 15.02.2016 № 21-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» указанная коллизия была устранена.
Установлено, что муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, вправе его выкупить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Взносы не уплачены
Проверкой, проведенной прокуратурой г. Махачкалы установлено, что МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» имеет задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 12 086 320 рублей.
В нарушение установленных федеральным законодательством о страховых взносах сроков МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» не произведены обязательные отчисления и имеется задолженность перед ПФ РФ в размере более 12 млн. рублей. Аналогичные нарушения выявлены в ООО «Коммунсервис» и ООО УК «Эко-М».
По результатам проверки прокуратурой города в суд направлены исковые заявления о признании бездействия МУП «Махачкалинское троллейбусное управление», ООО «Коммунсервис» и ООО УК «Эко-М», выразившегося в неуплате в полном объеме страховых взносов за период 2014-2015 гг., незаконным и взыскании задолженности.
Проверкой в Управлении Пенсионного Фонда РФ по РД в Кировском районе г. Махачкалы установлено, что местный житель на основании поддельных документов получил с марта 2015 г. по апрель 2016 г. ежемесячные денежные выплаты на общую сумму около 20 000 рублей.
Усмотрев в его действиях признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат), прокуратурой города материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании направлены в следственные органы.
Привлечены к ответственности
Прокуратурой города Махачкалы в целях обеспечения исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции проведена проверка в муниципальном казенном учреждении «Финансовое управление» Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее — МКУ).
Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства при поступлении на муниципальную службу отдельные работники МКУ несвоевременно представили сведения о доходах за год, предшествующему году поступления на муниципальную службу.
Кроме того, в ряде личных дел работников МКУ заключения медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу, а также сведения о наличии судимости не содержатся.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой города в адрес начальника МКУ внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры по их устранению, а за допущенные нарушения 5 работников управления привлечены к дисциплинарной ответственности.
Гамлет Джамалдинов,
старший помощник прокурора Махачкалы
Море в свободном доступе
По результатам проведенной прокуратурой Кировского района г. Махачкалы проверки, по поручению прокуратуры г.Махачкалы установлено, что на территории района имеются многочисленные факты нарушения земельного законодательства.
Проведенные с выездом на место проверки свидетельствуют, что действиями определенных лиц создаются препятствия гражданам в доступе к водному объекту – Каспийскому морю и его побережью, тем самым ограничиваются права граждан на беспрепятственный доступ к береговой полосе водного объекта и к самому водному объекту.
В связи с этим прокуратурой района внесено 6 представлений об устранении нарушений закона различным базам отдыха, расположенным в береговой зоне моря, на территории района.
Нариман Гамзатов,
старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Первым делом — зарплата
Прокуратурой Кировского района г.Махачкалы в рамках рассмотрения обращения Курбанова С.Ш. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ГБУ «Республиканское бюро судебно-медицинская экспертиза» МЗ РД (далее ГБУ «РБСМЭ» МЗ РД).
В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ заработная плата должна выплачивается не реже чем каждые полмесяца, в день установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.
В ходе проведенной проверки установлено, что в апреле-мае 2016 года указанное требование закона не выполнялось, допускались нарушения при выплате заработной платы работникам.
Таким образом, ГБУ «РБСМЭ» МЗ РД осуществляло деятельность с нарушением требований Трудового кодекса РФ.
Указанные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения должностными своих должностных обязанностей, что привело к нарушению законодательства о труде.
В связи с этим начальнику ГБУ «РБСМЭ» МЗ РД внесено представление об устранении нарушений закона.
Руслан Разаков,
помощник прокурора Кировского района Махачкалы
По инициативе прокурора
Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы в соответствии со ст.9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 40 Устава муниципального образования внутригородского района «Ленинский район» г.Махачкалы в Собрание депутатов внутригородского района в порядке нормотворческой инициативы в апреле –мае текущего года направлены проекты предложений о принятии пяти модельных нормативных правовых актов (далее- НПА) в сфере противодействия коррупции, в том числе: «Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих внутригородского района «Ленинский район» г.Махачкалы», «Положение о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений в администрации внутригородского района «Ленинский район» г.Махачкалы», «Правила передачи подарков, полученных лицами, замещающими выборные должности местного самоуправления или должности муниципальной службы в органе местного самоуправления внутригородского района «Ленинский район» г.Махачкалы, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями», «Об увольнении (освобождении от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия»,«Положение о порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, в связи с утратой доверия».
Все вышеуказанные НПА депутатами приняты единогласно на 9 сессии Собрания депутатов района 8 июня 2016г.
Кроме того, на этой же сессии статьи 25 и 29 Устава муниципального образования внутригородского района «Ленинский район» г.Махачкалы приведены в соответствии с частью 7.1., статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (далее- Закон № 131-ФЗ), и изложены в следующей редакции: «Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Курбан Курбанов,
первый заместитель прокурора Ленинского района Махачкалы
По следам финансовой пирамиды
Прокурором Ленинского района г. Махачкалы утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего оперуполномоченного отдела полиции по Советскому району УМВД РФ по г.Махачкале Исаева, который обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285, ч.1 ст.286, ч.5 ст.33, ч.1 ст.313 и ч.2 ст.327 УК РФ (злоупотребление и превышение должностными полномочиями, пособничество к побегу из под стражи и подделка документов, штампов, печатей, бланков).
По версии следствия, Исаев С.Г., являясь оперуполномоченным отдела уголовного розыска отдела полиции по Советскому району г.Махачкалы УМВД РФ по г.Махачкале в ходе осуще-ствления своих служебных полномочий в составе следственно-оперативной группы, созданной для расследования уголовного дела связанного с финансовой «пирамидой», действующей на территории республики, подделал доверенность на право получения арестованного Ахмедова Т.М., содержащегося в ФКУ СИЗО-1 УФСИН МЮ РФ по РД, являющего на тот момент основным фигурантом дела о финансовой пирамиде.
Получив арестованного Ахмедова, Исаев вывез его с территории следственного изолятора.
В период пребывания Ахмедова Т.М. с Исаевым С.Г., им было организована несколько встреч с кредиторами финансовой пирамиды, за которые он получил вознаграждения.
В последующем Исаев С.Г. помог арестанту инсценировать побег.
Абдурахман Пирбудагов,
помощник прокурора Ленинского района Махачкалы 7