В Музее-заповеднике — этнографический комплекс «Дагестанский аул» открылась выставка «Молодые ювелиры Дагестана», посвященная творчеству современных дагестанских мастеров.
В экспозиции представлены работы как индивидуальных мастеров, так и учащихся Дагестанского художественного училища им. М. Джемала и студентов художественно-графического факультета ДГПУ — женские украшения, оружие, посуда, сувенирная продукция и многое другое. Стены же выставочного зала украшают работы, выполненные в технике золотого шитья учениц школы искусств села Кубачи.
В открытии выставки приняли участие министр по туризму и народным художественным промыслам РД Магомед Исаев, замминистра культуры РД Мурад Гаджиев, председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов и многие другие.
Современное ювелирное искусство опирается на богатые художественные традиции, уходящие своими корнями в глубь веков. В нем прослеживается непосредственная преемственность традиций дагестанского декоративно-прикладного искусства с присущими ему этническими особенностями. Ювелирное искусство Дагестана всегда отличалось самобытностью и высокими художественными достоинствами.
Почти в каждом горном селении были мастера-ювелиры, которые изготавливали разнообразные женские украшения, мужские пояса, газыри и т. д. В некоторых аулах ювелирное дело приняло массовый характер и стало отдельным видом ремесла. В конце XVIII — начале XIX веков выделяются ювелирные изделия даргинского аула Кубачи, лакских селений Кумух, Хурукра, Унчукатль, Балхар, лезгинского селения Ахты, аварских селений Гоцатль, Ругуджа, Гамсутль, Унцукуль, Хунзах, Ботлих и других.
Открывая вернисаж, директор музея Зумруд Сулейманова отметила: «Для Дагестана всегда особое место имело ювелирное искусство. Конечно, времена вносят свои коррективы. Важно то, что, несмотря на это, наши ювелиры сохранили традиции великих мастеров золотых и серебряных изделий. Молодые мастера всегда привносят что-то новое – свой почерк и характер, но свои традиции они, тем не менее, сохранили», — сказала она.
Магомед Исаев отметил, что сегодня республика занимает второе место в Российской Федерации по развитию народных художественных промыслов.
«Я с огромным восхищением и уважением отношусь к тому, чем вы занимаетесь: сохранением искусства наших предков. Да, сегодня государство не в полной мере может вас поддержать, но тем не менее, более 20 грантов в сфере развития малого предпринимательства мы сегодня готовы выделить тем людям, кто сегодня сохраняет народное ремесло. Я хотел бы побывать в ваших мастерских, вместе подумать как в дальнейшем можно сотрудничать. Главное чтобы вы смогли сохранить традиции, которые нам наши предки передали. Спасибо вам за ваше творчество», — подчеркнул министр.
Отметим, что одним из древнейших центров металлообработки в Дагестане был аул Кубачи. Известность и славу ему принесло серебряное дело, прежде всего изготовление украшений и оружия. Оружие кубачинские мастера украшали серебряными пряжками для поясов, сами пояса, подвески, браслеты, серьги, газыри и другие ювелирные изделия. Уникальные произведения кубачинских мастеров ныне хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран.
Кубачинское ювелирное дело стало ярким художественным явлением и оказало существенное влияние на развитие ювелирного дела многих кавказских народов. В свою очередь, само оно значительно обогатилось за счет заимствования некоторых технических приемов (например, стала широко использоваться цветная выемчатая и перегородчатая эмаль для художественной отделки разнообразных изделий из серебра), богаче стала палитра орнаментальных мотивов и композиций.
Изящными образцами оружейного и ювелирного искусства, высоким мастерством в отделке различных изделий серебром, золотом, слоновой костью и эмалью славился Кумух. Изделия казикумухских ювелиров очень высоко ценились и имели широкий спрос за пределами Дагестана и России.
Искусство художественной обработки серебра получило широкое и многообразное развитие и в горных районах. Причем в каждом районе серебряные изделия и особенно женские украшения имели свои характерные, глубоко традиционные формы, а иногда и различные приемы изготовления и отделки изделий.
Работу молодых мастеров оценил и Курбанали Магомедов, который гордится тем, что художники и мастера народного искусства представляют свои работы за пределами Дагестана и поднимают престиж нашей республики. «Относитесь к своему творчеству еще серьезнее и не ищите легких путей, потому что они не будут признаны», – сказал он.
О том, что современное ювелирное искусство опирается на богатые художественные традиции, уходящие своими корнями в глубь веков, сказал инициатор проведения выставки Саид Ниналалов. По его словам, сегодня в Дагестане выросло и работает новое поколение молодых ювелиров, владеющих многообразием приемов и продолжающих классические традиции в современном ювелирном искусстве. Он выразил надежду, что выставка привлечет внимание широкой общественности к творениям этих замечательных мастеров.
Действительно, сегодня поколение молодых ювелиров создает невероятные по красоте и сложности изделия. Это Асият Парамазова, Алибег, Расул и Абдусалам Куртаевы, Курбан Алмасов, Рабадан, Алихан и Мурад Каммагаджиевы, Абдулла Гасанов, Магомед Магомедов, Шамиль Джамалудинов, Заур, Ибрагим и Марат Гусейновы, Рабадан и Тимур Акаевы, Абдул и Мурад Алихановы, Рабадан Кишов, Алигаджи и Нариман Хурдаевы, Рабалан Умалатов, и многие другие.
Один из молодых мастеров своего дела Ильяс Шахаев, выставил свои работы, выполненные в технике филигрань тонкими металлическими нитками, и созданные в период с 2011 по 2016 год. Среди них можно выделить браслет «Дагестан». Он интересен тем, что с разных сторон на нем изображены лодка и морские волны, горы и пустыня. Так художник показал красоту Дагестана в своей многогранности. Самое позднее изделие ювелира – это серебряное кольцо, выполненное в оригинальном стиле. Ювелир закончил работу над ним в этом году.
Самый молодой участник выставки 14 летний Гаджиабакар Кациев унаследовал традиции семьи златокузнецов Кациевых от дедушки.
Несмотря на юный возраст, Гаджиабакар – сложившийся мастер гравировки со своим почерком, со своим оригинальным талантом. В его работах видно прекрасное владение инструментом – штихелем, удивительное чувство композиции, умение сочетать чернь и дополнительную гравировку. Каждая деталь узора, который рисует по серебру штихелем Гаджиабакар, точно выверена, находится на своем месте и не имеет никаких изъянов, нет места, где бы сорвалась рука молодого мастера.
Несмотря на молодость возраст, он показал на выставке коньячный набор с гравюрой и серебряную конфетницу. Юный мастер имеет несколько дипломов, которые он получил, участвуя в различных выставках российского и регионального уровня вместе с другими учениками Кубачинской средней школы.
Молодые мастера современного ювелирного искусства Дагестана бережно сохраняют и развивают традиции своих предшественников. Они в своих творческих поисках новых форм изделий, их пластической и декоративной выразительности, национально-этнической самобытности и своеобразия обращались, и впредь будут обращаться к богатому художественному наследию прошлого, созданному многими поколениями мастеров. Художественные приемы и технические навыки, передаваясь из поколения в поколение, обогащаются и совершенствуются, что и способствует сохранению его национально- этнического своеобразия.
Выставка, которая открылась в рамках проекта «Традиционные ремесла: прошлое и настоящее», продлится до 24 июня.
Рамина Насреддинова