Старт избирательного марафона

В Дагестане взял старт избиратель­ный марафон 2016 года по выборам депутатов Государственной Думы Фе­дерального Собрания РФ.

Как известно предстоящие выборы пройдут по новой системе. В том чис­ле например в политической партии «Единая Россия» решили, что канди­даты от партии должны будут принять участие в предварительном голосова­нии (праймериз), которое состоится 22 мая. Интересно, что уже к началу апреля для участия в нем зарегистри­ровались 32 человека. Среди них и действующие депутаты нижней пала­ты Федерального Собрания Гаджимет Сафаралиев, Умахан Умаханов, Мамед Абасов, Мурад Гаджиев.

Среди тех, кто изъявил желание принять участие в предварительном голосовании известные журналисты Алик Абдулгамидов и Уллубий Эрбо­латов, общественный деятель, член дагестанского регионального штаба Общероссийского народного фронта Магомедсултан Алиев, консультант Министерства по делам молодежи РД Курбанова Лаура, главный специалист Регионального исполнительного ко­митета Дагестанского отделения пар­тии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»Сулейманова Заграт, начальник Касумкентских РЭС ОАО «Дагэнергосеть» Яхъяев Мурат, вице-президент ГК «Кастор-Групп» Эмиргамзаев Абдулгамид, первый за­меститель руководителя Региональ­ного исполнительного комитета Даге­станского отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Раджабова Эмилия и многие другие…

Жизнь диктует во властные струк­туры, в частности в парламент страны людей готовых и способных достойно служить интересам народа, беско­рыстно преданных, сознающих свою ответственность перед избирателями.

Ценности демократии

В последнее время многие извест­ные политологи, представители пар­тий и общественных движений, экс­перты громко и публично заявляют о необходимости совершенствования политической системы в стране. Вы­сказываются самые разные мнения о том, как устроить власть? Как прово­дить честные и объективные выборы? Как создать четкую и эффективную систему кадровой политики на всех уровнях? Все эти актуальные вопросы сегодня напрямую связаны с состоя­нием и развитием демократии.

По мнению директора института со­циологии РАН, профессора Михаила Горшкова, в современной России цен­ности демократии воспринимаются в качестве хоть и важных, но вторичных по отношению к ценностям социаль­ной справедливости, общественного порядка и экономической эффектив­ности. Как следствие все увеличива­ющийся разрыв между элитой и обще­ством в интерпретации самого фено­мена демократии, ее ключевых харак­теристик. Значительная часть россий­ской элиты по-прежнему настаивает на приоритетности таких слагаемых демократии, как многопартийность, политическая конкуренция, свобода печати, защита прав собственности. Иными словами, российский поли­тический класс видит перспективу демократии в стране в развитии клас­сической ее модели, локализованной главным образом сферой политики и выборных процедур.

По утверждению экспертов, ответ на данный вызов необходимо искать в справедливости распределений доходов в триаде участников, соз­дающих новую стоимость, — это, во- первых, капитал, и, во-вторых, труд, представленный наемными работни­ками, и в третьих, государство, явля­ющееся собственником природных ресурсов.

По утверждению ученого Григория Водолазова, действительная демокра­тия, действительное народоправство (этот антипод авторитарного застоя) возможны только там, где существует приблизительное социальное и ма­териальное равенство людей, там, где нет всевластия, самодержавия крупного олигархического капитала и мощного административного ресурса неподконтрольной обществу бюро­кратии. И здесь чрезвычайно важное, если не решающее значение имеет резкое сокращение существующего в России так называемого «децильного коэффициента», т.е. отношение дохо­да 10% самых богатых людей к 10% са­мых бедных. Общепризнано, что нор­мальное развитие общества проис­ходит тогда, когда этот коэффициент не превышает 6-7 раз. У нас же, даже при чудовищно заниженных полуофи­циальных данных, он составляет 14-16 (по другим, более близким к реально­сти подсчетам, он приближается к 40- 50, а то и больше). В любом случае это катастрофический разрыв, это — пред­дверие большой социальной беды.

Особая специфика региона

Анализ ситуации показывает, что в Дагестане процессы демократизации, федерализации имеют свою особую специфику. Так, современная жизнь дагестанского общества характери­зуется процессами значительного социального расслоения общества, которые являются одним из катали­заторов протестной активности. На данном этапе развития общества пра­вящему режиму все труднее стано­вится обеспечивать диалог ценностей социального равенства, социальной справедливости. Противоречия в об­ществе связаны в какой-то степени и с кризисом доверия основной массы населения к власти, которые считают, что институты власти недостаточно эффективны в удовлетворении их со­циальных ожиданий.

По мнению ученых, эффективность власти повышается в том случае, если деятельность людей, наделенных вла­стью, имеет в своей основе конструк­тивную, научно обоснованную про­грамму управления общественными процессами и соответствующие ей методы. Отсутствие научно разра­ботанных теоретических основ и кон­структивной программы реформиро­вания российского общества привело, в конечном счете, к масштабному со­циальному мифотворчеству. Вместо эффективного управления процессом реформ, учета их социальных послед­ствий властные структуры нередко внедряют в массовое сознание про­пагандистские лозунги и мифы. По существу, речь идет о примитивной манипуляции массовым сознанием, осуществляемой посредством под­контрольных властям СМИ.

— «Для меня современное государ­ство-это, прежде всего, демократия»,- подчеркнул Дмитрий Медведев.- «Главный вопрос — каковы должны быть стандарты современной демократии, чтобы обеспечивать глобальную ста­бильность? Институты современной демократии должны строиться таким образом, чтобы цели глобального раз­вития достигались ненасильственным путем. В основе этих методов регу­лирования должна лежать толерант­ность».

А вот у многих рядовых дагестанцев имеет место более широкий и одновре­менно более «приземленный» взгляд на желаемую модель: в их представ­лениях демократия-это такая система, которая ориентирована на идею обще­го блага, и эффективность которой определяется степенью влияния де­мократических институтов на полити­ку властей, определяется динамикой уровня и качества жизни, социальной защищенностью граждан, масштаба­ми коррупции, реальным обеспече­нием личных и коллективных прав и свободу граждан и т.п. Иначе говоря, рядовые дагестанцы, а значит и рос­сияне хотят видеть такую демократию, которая бы помогала им хорошо жить и хорошо зарабатывать.

Ответственность власти

В интересах дальнейшей демокра­тизации политической системы следу­ет качественно повысить ответствен­ность политиков перед гражданами и для этого ввести норму обязательной, регулярной прямой отчетности выбор­ных народных представителей перед избирателями, причем с правом изби­рателей отстранить своего представи­теля от выборной должности в любое время решением большинства.

Основополагающим институтом демократической политической си­стемы общества, обеспечивающим управляемость в местных террито­риальных образованиях (городских, сельских поселениях), является мест­ное самоуправление. Право граждан самостоятельно, без вмешательства государства, не нарушая его зако­нов, управлять собственными делами местного значения (непосредствен­ным волеизъявлением (референдумы) или через выборных лиц закреплено в Конституциях России и Дагестана. Ор­ганы местного самоуправления само­стоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверж­дают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сбо­ры, осуществляют охрану обществен­ного порядка и т.д. Чем внушительнее в общественной жизни представлены эти факторы, тем прочнее укореняют­ся привычки строить свое благополу­чие без помощи государства. Именно этими факторами определяется роль органов местного самоуправления в системе власти и управления даге­станского общества.

К сожалению, роль большинства политических партий в работе му­ниципалитетов пока практически не ощущается. В результате на местном уровне не все партии выполняют функ­цию общероссийских политических организаций. Группа экспертов-по­литологов предлагают сделать обяза­тельным использование пропорцио­нальной или смешанной избиратель­ной системы, на выборах представи­тельных органов в городских округах и муниципальных районах с численно­стью депутатов не менее 20 человек.

Без хорошего рывка в развитии ре­спублики и повышения качества жизни дагестанского народа, решить про­блему преступности и экстремизма одними лишь силовыми мерами не удастся. Нужно развивать экономику, снизить уровень коррупции, провести чистку в органах власти. Причем, на всех ее этажах. В высоких кабинетах и креслах должны сидеть не махровые взяточники и бюрократы, и не бандиты, а в первую очередь эффективные ме­неджеры и современные управленцы, умелые руководители, знающие в ка­ком направлении развивать экономику района или города. Разве мало таких молодых, но уже опытных и успешных бизнесменов в нашей республике? Их немало. И не только в Дагестане, но и за его пределами.

При этом необходимо отметить, что в последнее время повышаются, ужесточаются требования к руководи­телям органов местного самоуправле­ния. Так, по инициативе Главы Дагеста­на Рамазана Абдулатипова введены новые, более современные критерии оценки деятельности выполнения сво­их должностных обязанностей руко­водителями сел, районов и городов. Совсем недавно, а точнее с прошлого года главы муниципальных образова­ний, городских округов в присутствии представителей республиканских ор­ганов власти отчитываются перед ак­тивом района о проделанной работе. И если не будет четких результатов по основным показателям работы, руко­водитель освобождается от работы. И это очень серьезно повышает ответ­ственность руководителей перед ря­довыми людьми, населением.

В условиях нашей республики мно­гонациональный ее состав диктует целесообразность введения принципа назначения министров, руководите­лей республиканских министерств, ведомств, других государственных структур на заранее оговоренный срок 4-5 лет. После истечения этого срока выдвигать на ту или иную должность лиц обязательно другой националь­ности.

Без такого порядка назначения ка­дров нам трудно избавиться от по­дозрений в клановости, коррупции, привилегиях и т.п. Кроме того, при таком подходе через каждый срок бу­дет происходить ротация министров и смена национальностей.

Такой порядок обеспечит, прежде всего, постоянный приток энергичных кадров разных национальностей, кото­рых заранее нужно готовить к опреде­ленной должности. Совершенствова­ние политической системы

В последнее время на федераль­ном уровне принимаются конкретные меры по совершенствованию поли­тической системы. Так, политические партии получили дополнительные воз­можности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и муниципалитетах. Смяг­чены формальные требования по ряду вопросов партийного строительства и избирательного процесса. Законода­тельно установлены гарантии равного доступа парламентских партий к го­сударственным средствам массовой информации. Приняты и другие меры.

В интервью американским СМИ Президент России Владимир Путин заявил, что верховенство закона и его уважение всеми без исключения гражданами страны должны являться главными демократическими прин­ципами. «Мы будем и дальше рабо­тать над совершенствованием нашей политической системы. С тем чтобы люди чувствовали, рядовой человек чувствовал, что он влияет на жизнь го­сударства и общества, что он влияет на власть. И чтобы власть чувствовала ответственность перед теми людьми, которые доверяют представителям власти в ходе избирательных кампа­ний», -сказал Владимир Путин.

Конституция Республики Дагестан, принятая в 2003 году, закрепляет и развивает общепризнанные прин­ципы демократического государства, подчеркивает твердость историче­ского выбора дагестанского народа – жить и развиваться в единой семье народов многонациональной России.

Отразив в себе позитивные пере­мены, произошедшие в стране, со­временные тенденции государствен­но-правового развития России, Кон­ституция Республики Дагестан под­твердила верность дагестанцев курсу на укрепление российской государ­ственности, стала прочной базой для дальнейшего повышения эффектив­ности функционирования органов вла­сти, развития демократии и позитив­ных процессов в жизни дагестанского общества.

По мнению Главы Дагестана, многое можно сделать, если подходить к ра­боте чистоплотно и заинтересованно, если действовать с точки зрения ин­тересов людей, работать на республи­ку, на ее завтрашний день. «И самым главным результатом своего труда я считаю то, что нам удалось вернуть доверие людей к власти: и к феде­ральной, и к республиканской. Наша задача сегодня — работать так, чтобы это доверие сохранить. Для нас даге­станский народ — категория абсолют­ная. Как и Россия»,- убежден Рамазан Абдулатипов.

На мой взгляд, идеалом политиче­ской системы является такая ситуа­ция, при которой слышен голос явного меньшинства и даже одного человека. Власть должна, наконец, осознавать, что права человека являются приори­тетными по отношению ко всем дру­гим законам. В этом и состоит главная идея современного развития России и Дагестана.

Ильман Алипулатов,

политолог, член Общественной палаты РД