«Кино, которое надо лечить»

Прочитав интервью, данное известным режиссером Юрием Щербаковым Кристине Деевой из Ассоциации кино документали­стов «Документальное кино не может быть объектом рыночных отношений», я с одной стороны обрадовался, но и в то же время был глубоко разочарован.

Рад конечно тому, что товарищ Щербаков очень тонко и мудро раскрыл роль документаль­ного кино в нашем обществе, его огромное зна­чение в деле эстетического, этического и патри­отического воспитания народа страны.

Разочарован как выясняется из интервью тем, что неразумные правительственные решения 90-х годов в отношении кинематографа разру­шили до основания его как искусство. На экране как бы уже нет того гуманного кино, а есть только насилие, жестокость, кровь и секс. Я благода­рен Щербакову и полностью поддерживаю его мысли поднятые в статье, и хотел бы высказать свои взгляды на создавшееся положение вокруг отечественного кинематографа, которое как представляется последние 20 лет находится можно сказать в коматозном состоянии.

Быть может есть еще те, кто помнят Алена Дал­леса, бывшего директора ЦРУ, и его так называ­емую американскую доктрину «Борьба против СССР». Вот, что в ней говорилось: «Литература, театр, кино – всё будет изображать, и прослав­лять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто ста­нет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства – сло­вом всякую безнравственность. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким об­разом расшатывать поколение за поколением, мы будем браться за людей с детских и юноше­ских лет, будем разлагать, разрушать их. Вот так мы это сделаем».

Получается уважаемые коллеги, что доктри­на в действии и им многое уже удалось сделать. Они помогали разрушить нашу страну, уничто­жать нашу культуру, духовность и нравствен­ность. В литературе, в театре, в кино, — сплошной мат, насилие, секс и пошлость. Получается, что нашу культуру нашими же руками опустили ниже плинтуса. Поэтому наверное Президент страны Владимир Путин возмущённый этой вакхана­лией и обратился к кинематографистам страны с просьбой, убрать с экранов безнравствен­ность. Первым на призыв Президента страны откликнулся Союз кинематографистов, который принял «Этическую Хартию».

Во времена основателя Дзиги Вертова доку­ментальное кино было, как правда жизни. Оно несло в себе исключительно информационный характер. Позже оно выросло до уровня большо­го востребованного искусства, сегодня же в до­кументальном кино искусства я вижу мало.

На экране нет героя, кому бы могло бы подра­жать сегодняшнее молодое поколение, летчики Маресьевы – Герои Советского Союза исчезли с экранов.

Нет и былого гуманного кино, чем мы горди­лись. Нет героев, по кому мы сверяли свои по­ступки и жизнь. За последнее время разруше­ны можно сказать все нравственно-этические аспекты отрасли кино, засилие иностранного низкопробного кино захлестнуло нашу моло­дёжь. Насилие из разряда исключительного, перешло в разряд обыденного. К сожалению, по моему и у нашего правительства до сих пор нет ясно выраженной политики воспитания молодо­го поколения. А ведь оно будущее нашей страны, молодежь надо воспитывать в духе патриотизма, прививать любовь к отечественной культуре сво­его народа. А как это сделать, если разрушено основное идеологическое оружие воздействия на умы – кинематограф. К сожалению, Министер­ство культуры России в последнее время серьёз­но им не занималось. Оно по моему только зани­мается распределением огромных «киношных» денег, да и то выборочно, своим людям. Только после того, как в Союзе кинематографистов был заслушан доклад Клима Лаврентьева о творя­щихся в Министерстве безобразиях по распре­делению квот на производство фильмов продю­серским центрам, прокуратура России занялась делами о расхищении миллиардных средств.

Отсюда и вопрос. Кто, скажите на милость мо­жет ответить, за какие такие заслуги выделены за 2,5 года с 2011 по первое полугодие 2013 гг. кво­ты продюсерским центрам:

С. Алексеева – на 51 фильм,

С. Ястржембского – на 25 фильмов,

М. Курбангаджиева – на 24 фильма,

А. Тельнова – на 20 фильмов,

В. Арцруни – на 19 фильмов,

В. Бажина – на 19 фильмов,

О. Шапошниковой – на 18 фильмов.

Ведь наверное уже ни для кого не секрет, что эти продюсеры львиную долю из бюджетов фильмов оставляют себе. А фильмы других ав­торов, даже получившие прокатные удостове­рения, пылятся на полках в «Белых столбах», и может быть их никто не увидит. И думаю сто раз прав Щербаков — без нового Госкинокомитета России нам не обойтись. А ведь как же было всё разумно, и у регионов не болела голова при рас­пределении квот. Каждая республика получала своё количество фильмов. Заявки принимались Худсоветом Госкино очень строго и справедливо. Например, Северо-Кавказская студия хроники получала квоту на изготовление 5 фильмов на 5 республик. А теперь для меня вообще непонят­но, почему даже частная кинокомпания может получать государственные деньги на производ­ство фильмов. Ведь для этого есть банки, где они могут брать кредиты и снимать сколько угодно, а потом, если эти фильмы представляют худо­жественную ценность, то государство может их закупить. Я так представляю себе частное кино­производство. Ведь у большинства из них нет ни базы ни аппаратуры и т.д., а фильмы снимают со­всем другие люди, в совсем других студиях, ча­сто используя государственную телевизионную технику. Спрашивается, зачем же нам плодить дармоедов и обманщиков и содержать их за го­сударственный счёт?

Идеология и пропаганда должны быть в руках государства, а не у частных лиц, которые не не­сут ни моральной, ни материальной ответствен­ности. Вот меня например поразил не сам даже фильм «Да и да» режиссёра Валерии Гай Герма­ники, а то, как уважаемый режиссёр Фёдор Бон­дарчук мог стать продюсером такого матерщин­ного фильма. В другие времена их просто назва­ли бы врагами народа. Это мне кажется позор не только этим работникам искусства ,но и государ­ству в целом.

Документальное кино, по моему твёрдому убеждению, могло бы сегодня сыграть роль не только нравственно-духовного воспитателя мо­лодёжи, но и укрепляющую роль в межнацио­нальных отношениях.

Я как-то задал вопрос коллеге из Америки:

-«Скажи Майкл, у вас тоже показывают эти фильмы, что идут у нас на телевидении?»

— «У нас за это в тюрьму сажают» был его ответ.

Да Голливуд снимает великолепные фильмы, но нам то продают низкопробные в художественном смысле фильмы, специально – для подрыва на­шей культуры и идеологии. Все как говорил Ален Даллес: «Будем вырывать духовные корни, опош­лять и уничтожать основы народной нравствен­ности». Сегодня уже и не специалистам ясно, что документальное кино болеет, и его срочно надо лечить. Государство в лице нашего Президента и Правительства России должны принять срочные меры по спасению отечественного кинемато­графа. Но только не путём вливания очередной порции денежной массы для разворовывания, а провести настоящие реформы, которые могли бы способствовать возрождению отечественного, гуманного киноискусства. Известно, что этот год объявлен Годом Российского кино. Чем же может похвастаться Дагестан, каково его участие в кино­процессе? Да просто никакое. Вот уже 25 лет кино на Северном Кавказе отсутствует. После развала СССР позакрывали все региональные киностудии. Только благодаря Никите Михалкову, который от­крыл в регионах и республиках филиалы и отде­ления Союза кинематографистов России и суще­ствует сегодня кино. Например, его дагестанское отделение без поддержки правительства, поль­зуясь поддержкой других студий смогло снять за 15 лет 30 фильмов о Дагестане. Министерство культуры Республики не может финансировать производство фильмов потому, что средства на это не заложены в бюджете, хотя в ежегодном фи­нансовом документе отдельной строкой проходят расходы на «Мероприятия в сфере культуры и ки­нематографии ». А ведь я еще 10 лет тому назад предлагал Правительству Республики приобрести для каждого района обыкновенные видеопроекто­ры и отечественные фильмы для показа их в каж­дом селе. К сожалению мое предложение не было принято, не нашлось средств. За те 49 лет как я окончил институт сменилось уже 9 руководителей Республики, и каждому из них я предлагал разные проекты по организации кинопроцесса в Дагеста­не, но ни один из них не смог или не захотел зани­маться этим вопросом. Сейчас вся наша надежда на Главу Республики Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова, который в ежедневном режиме ведет борьбу с бездуховностью и бескультури­ем. Надеемся, что он поймет нас и постарается решить вопрос открытия киностудии с фондом материальной и социальной поддержки кинема­тографистов Дагестана, как это уже сделали в других республиках.

Ведь у нас богатая история. Есть у нас и много исторических личностей, судьба которых повли­яла на судьбу истории не только Дагестана но и всей страны. Это наша история, а историю свою народ должен знать и знать своих героев.

На 8 пленуме Правления Союза кинемато­графистов РФ под председательством Никиты Михалкова обсуждался вопрос «О развитии не­игрового кино». На нем я обратился к министру культуры РФ Мединскому с просьбой постройки в Махачкале хотя бы одного государственного кинотеатра, где мы могли бы демонстрировать отечественное кино. То что он мне ответил цити­рую: «Все кинотеатры в Дагестане показывают иностранные фильмы, поэтому может и надо от­крыть государственный кинотеатр. Но как только мы их откроем они тоже сразу начнут показывать иностранные фильмы потому, что они также бу­дут думать как заработать деньги.» Вот так ду­мает наш уважаемый министр культуры РФ при том, что принято решение, потеснить показ зару­бежного кино, в наших кинотеатрах, отечествен­ными фильмами хотя бы наполовину. Для этого государство выделило 3 миллиарда рублей. Все наши кинотеатры давно приватизированы и си­дят там частники-монополисты, которые думают только о прибылях, а не о морали и нравствен­ности своего народа. В Республике сегодня нет ни одного государственного кинотеатра, где на­род мог бы посмотреть фильмы отечественного кино, причем не только новые, но и старые филь­мы. Поэтому даже мы профессионалы не видим наших фильмов, а куда же идут эти миллиарды? Вот уже 20 лет мы кинематографисты Дагестана просим Правительство РД построить или вернуть нам один их 17 кинотеатров Махачкалы, которые незаконно были приватизированы. Мы хотели там открыть постоянно действующий клуб люби­телей кино, устраивать премьерные показы от­ечественных фильмов, с приглашением ведущих кинематографистов страны, а также по просьбе зрителей показывать фильмы наших классиков. Кинотеатром могли бы пользоваться и школы по своим учебным программам.

25 февраля в Махачкале в зале Русского театра состоялся вечер, посвященный открытию Года кино в Дагестане.

Спасибо министру культуры РД Бутаевой Заре­ме Ажуевне, которая со своей командой букваль­но в сжатый срок смогла подготовить такое.

Но отношение и к киноискусству в республи­ки было видно даже не присутствующим в зале. Если на открытии Года литературы в этом же зале присутствовало все руководство Дагестана, руко­водители министерств, ведомств, главы муници­пальных образований, то здесь все руководство республики представляла только одна Бутаева.

В заключение хотелось бы обратится к Руко­водству Республики, чтобы внимание к кинема­тографу стало бы постоянным, а не только в Год кино, потому что, как представляется, кинема­тограф это не только развлечение, но и школа нравственности и культуры, школа познания и пропаганды, школа духовности и патриотизма. В связи с изложенным предлагаю возможным про­сить руководство Республики ходатайствовать:

-о восстановлении Государственного Комите­та кинематографии РФ (Госкино РФ);

-о восстановлении всех 10 киностудий в регио­нах Северного Кавказа;

-о упорядочении распределения квоты на про­изводство фильмов по регионам;

-о снятии 30 % ставок на залоги заявок на фильмы;

-о организации функционирования государ­ственных кинотеатров в каждом регионе Север­ного Кавказа;

-о прекращении субсидирования частных ки­нокомпаний из средств государственного бюд­жета.

Пользуясь случаем хочу поздравить всех ки­нематографистов Дагестана, всех дагестанцев — любителей кино, с Годом Российского кино, а наших милых и любимых женщин с наступающим Днем 8 марта.

Магомед Сулейманов,

председатель Дагестанского отделения

Союза кинематографистов России, член правления СК России