Прочитав интервью, данное известным режиссером Юрием Щербаковым Кристине Деевой из Ассоциации кино документалистов «Документальное кино не может быть объектом рыночных отношений», я с одной стороны обрадовался, но и в то же время был глубоко разочарован.
Рад конечно тому, что товарищ Щербаков очень тонко и мудро раскрыл роль документального кино в нашем обществе, его огромное значение в деле эстетического, этического и патриотического воспитания народа страны.
Разочарован как выясняется из интервью тем, что неразумные правительственные решения 90-х годов в отношении кинематографа разрушили до основания его как искусство. На экране как бы уже нет того гуманного кино, а есть только насилие, жестокость, кровь и секс. Я благодарен Щербакову и полностью поддерживаю его мысли поднятые в статье, и хотел бы высказать свои взгляды на создавшееся положение вокруг отечественного кинематографа, которое как представляется последние 20 лет находится можно сказать в коматозном состоянии.
Быть может есть еще те, кто помнят Алена Даллеса, бывшего директора ЦРУ, и его так называемую американскую доктрину «Борьба против СССР». Вот, что в ней говорилось: «Литература, театр, кино – всё будет изображать, и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякую безнравственность. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением, мы будем браться за людей с детских и юношеских лет, будем разлагать, разрушать их. Вот так мы это сделаем».
Получается уважаемые коллеги, что доктрина в действии и им многое уже удалось сделать. Они помогали разрушить нашу страну, уничтожать нашу культуру, духовность и нравственность. В литературе, в театре, в кино, — сплошной мат, насилие, секс и пошлость. Получается, что нашу культуру нашими же руками опустили ниже плинтуса. Поэтому наверное Президент страны Владимир Путин возмущённый этой вакханалией и обратился к кинематографистам страны с просьбой, убрать с экранов безнравственность. Первым на призыв Президента страны откликнулся Союз кинематографистов, который принял «Этическую Хартию».
Во времена основателя Дзиги Вертова документальное кино было, как правда жизни. Оно несло в себе исключительно информационный характер. Позже оно выросло до уровня большого востребованного искусства, сегодня же в документальном кино искусства я вижу мало.
На экране нет героя, кому бы могло бы подражать сегодняшнее молодое поколение, летчики Маресьевы – Герои Советского Союза исчезли с экранов.
Нет и былого гуманного кино, чем мы гордились. Нет героев, по кому мы сверяли свои поступки и жизнь. За последнее время разрушены можно сказать все нравственно-этические аспекты отрасли кино, засилие иностранного низкопробного кино захлестнуло нашу молодёжь. Насилие из разряда исключительного, перешло в разряд обыденного. К сожалению, по моему и у нашего правительства до сих пор нет ясно выраженной политики воспитания молодого поколения. А ведь оно будущее нашей страны, молодежь надо воспитывать в духе патриотизма, прививать любовь к отечественной культуре своего народа. А как это сделать, если разрушено основное идеологическое оружие воздействия на умы – кинематограф. К сожалению, Министерство культуры России в последнее время серьёзно им не занималось. Оно по моему только занимается распределением огромных «киношных» денег, да и то выборочно, своим людям. Только после того, как в Союзе кинематографистов был заслушан доклад Клима Лаврентьева о творящихся в Министерстве безобразиях по распределению квот на производство фильмов продюсерским центрам, прокуратура России занялась делами о расхищении миллиардных средств.
Отсюда и вопрос. Кто, скажите на милость может ответить, за какие такие заслуги выделены за 2,5 года с 2011 по первое полугодие 2013 гг. квоты продюсерским центрам:
С. Алексеева – на 51 фильм,
С. Ястржембского – на 25 фильмов,
М. Курбангаджиева – на 24 фильма,
А. Тельнова – на 20 фильмов,
В. Арцруни – на 19 фильмов,
В. Бажина – на 19 фильмов,
О. Шапошниковой – на 18 фильмов.
Ведь наверное уже ни для кого не секрет, что эти продюсеры львиную долю из бюджетов фильмов оставляют себе. А фильмы других авторов, даже получившие прокатные удостоверения, пылятся на полках в «Белых столбах», и может быть их никто не увидит. И думаю сто раз прав Щербаков — без нового Госкинокомитета России нам не обойтись. А ведь как же было всё разумно, и у регионов не болела голова при распределении квот. Каждая республика получала своё количество фильмов. Заявки принимались Худсоветом Госкино очень строго и справедливо. Например, Северо-Кавказская студия хроники получала квоту на изготовление 5 фильмов на 5 республик. А теперь для меня вообще непонятно, почему даже частная кинокомпания может получать государственные деньги на производство фильмов. Ведь для этого есть банки, где они могут брать кредиты и снимать сколько угодно, а потом, если эти фильмы представляют художественную ценность, то государство может их закупить. Я так представляю себе частное кинопроизводство. Ведь у большинства из них нет ни базы ни аппаратуры и т.д., а фильмы снимают совсем другие люди, в совсем других студиях, часто используя государственную телевизионную технику. Спрашивается, зачем же нам плодить дармоедов и обманщиков и содержать их за государственный счёт?
Идеология и пропаганда должны быть в руках государства, а не у частных лиц, которые не несут ни моральной, ни материальной ответственности. Вот меня например поразил не сам даже фильм «Да и да» режиссёра Валерии Гай Германики, а то, как уважаемый режиссёр Фёдор Бондарчук мог стать продюсером такого матерщинного фильма. В другие времена их просто назвали бы врагами народа. Это мне кажется позор не только этим работникам искусства ,но и государству в целом.
Документальное кино, по моему твёрдому убеждению, могло бы сегодня сыграть роль не только нравственно-духовного воспитателя молодёжи, но и укрепляющую роль в межнациональных отношениях.
Я как-то задал вопрос коллеге из Америки:
-«Скажи Майкл, у вас тоже показывают эти фильмы, что идут у нас на телевидении?»
— «У нас за это в тюрьму сажают» был его ответ.
Да Голливуд снимает великолепные фильмы, но нам то продают низкопробные в художественном смысле фильмы, специально – для подрыва нашей культуры и идеологии. Все как говорил Ален Даллес: «Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности». Сегодня уже и не специалистам ясно, что документальное кино болеет, и его срочно надо лечить. Государство в лице нашего Президента и Правительства России должны принять срочные меры по спасению отечественного кинематографа. Но только не путём вливания очередной порции денежной массы для разворовывания, а провести настоящие реформы, которые могли бы способствовать возрождению отечественного, гуманного киноискусства. Известно, что этот год объявлен Годом Российского кино. Чем же может похвастаться Дагестан, каково его участие в кинопроцессе? Да просто никакое. Вот уже 25 лет кино на Северном Кавказе отсутствует. После развала СССР позакрывали все региональные киностудии. Только благодаря Никите Михалкову, который открыл в регионах и республиках филиалы и отделения Союза кинематографистов России и существует сегодня кино. Например, его дагестанское отделение без поддержки правительства, пользуясь поддержкой других студий смогло снять за 15 лет 30 фильмов о Дагестане. Министерство культуры Республики не может финансировать производство фильмов потому, что средства на это не заложены в бюджете, хотя в ежегодном финансовом документе отдельной строкой проходят расходы на «Мероприятия в сфере культуры и кинематографии ». А ведь я еще 10 лет тому назад предлагал Правительству Республики приобрести для каждого района обыкновенные видеопроекторы и отечественные фильмы для показа их в каждом селе. К сожалению мое предложение не было принято, не нашлось средств. За те 49 лет как я окончил институт сменилось уже 9 руководителей Республики, и каждому из них я предлагал разные проекты по организации кинопроцесса в Дагестане, но ни один из них не смог или не захотел заниматься этим вопросом. Сейчас вся наша надежда на Главу Республики Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова, который в ежедневном режиме ведет борьбу с бездуховностью и бескультурием. Надеемся, что он поймет нас и постарается решить вопрос открытия киностудии с фондом материальной и социальной поддержки кинематографистов Дагестана, как это уже сделали в других республиках.
Ведь у нас богатая история. Есть у нас и много исторических личностей, судьба которых повлияла на судьбу истории не только Дагестана но и всей страны. Это наша история, а историю свою народ должен знать и знать своих героев.
На 8 пленуме Правления Союза кинематографистов РФ под председательством Никиты Михалкова обсуждался вопрос «О развитии неигрового кино». На нем я обратился к министру культуры РФ Мединскому с просьбой постройки в Махачкале хотя бы одного государственного кинотеатра, где мы могли бы демонстрировать отечественное кино. То что он мне ответил цитирую: «Все кинотеатры в Дагестане показывают иностранные фильмы, поэтому может и надо открыть государственный кинотеатр. Но как только мы их откроем они тоже сразу начнут показывать иностранные фильмы потому, что они также будут думать как заработать деньги.» Вот так думает наш уважаемый министр культуры РФ при том, что принято решение, потеснить показ зарубежного кино, в наших кинотеатрах, отечественными фильмами хотя бы наполовину. Для этого государство выделило 3 миллиарда рублей. Все наши кинотеатры давно приватизированы и сидят там частники-монополисты, которые думают только о прибылях, а не о морали и нравственности своего народа. В Республике сегодня нет ни одного государственного кинотеатра, где народ мог бы посмотреть фильмы отечественного кино, причем не только новые, но и старые фильмы. Поэтому даже мы профессионалы не видим наших фильмов, а куда же идут эти миллиарды? Вот уже 20 лет мы кинематографисты Дагестана просим Правительство РД построить или вернуть нам один их 17 кинотеатров Махачкалы, которые незаконно были приватизированы. Мы хотели там открыть постоянно действующий клуб любителей кино, устраивать премьерные показы отечественных фильмов, с приглашением ведущих кинематографистов страны, а также по просьбе зрителей показывать фильмы наших классиков. Кинотеатром могли бы пользоваться и школы по своим учебным программам.
25 февраля в Махачкале в зале Русского театра состоялся вечер, посвященный открытию Года кино в Дагестане.
Спасибо министру культуры РД Бутаевой Зареме Ажуевне, которая со своей командой буквально в сжатый срок смогла подготовить такое.
Но отношение и к киноискусству в республики было видно даже не присутствующим в зале. Если на открытии Года литературы в этом же зале присутствовало все руководство Дагестана, руководители министерств, ведомств, главы муниципальных образований, то здесь все руководство республики представляла только одна Бутаева.
В заключение хотелось бы обратится к Руководству Республики, чтобы внимание к кинематографу стало бы постоянным, а не только в Год кино, потому что, как представляется, кинематограф это не только развлечение, но и школа нравственности и культуры, школа познания и пропаганды, школа духовности и патриотизма. В связи с изложенным предлагаю возможным просить руководство Республики ходатайствовать:
-о восстановлении Государственного Комитета кинематографии РФ (Госкино РФ);
-о восстановлении всех 10 киностудий в регионах Северного Кавказа;
-о упорядочении распределения квоты на производство фильмов по регионам;
-о снятии 30 % ставок на залоги заявок на фильмы;
-о организации функционирования государственных кинотеатров в каждом регионе Северного Кавказа;
-о прекращении субсидирования частных кинокомпаний из средств государственного бюджета.
Пользуясь случаем хочу поздравить всех кинематографистов Дагестана, всех дагестанцев — любителей кино, с Годом Российского кино, а наших милых и любимых женщин с наступающим Днем 8 марта.
Магомед Сулейманов,
председатель Дагестанского отделения
Союза кинематографистов России, член правления СК России