Рубрику ведет Гамзат Нурмагомедов
Как совершить Умра
Многие ученые Ислама считают, что совершение Умры (малого Хаджа) раз в жизни так же вменено в обязанность тем, кто в состоянии это сделать. Если есть возможность желательно совершать Умра побольше, особенно в месяц Рамазан.
Имам Муслим рассказал достоверный хадис: «Умра, совершенная в месяце Рамазан сравнима с Хаджем, совершенным со мной» т.е. вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). (Тирмизи)
Время для Умра — это круглый год, кроме времени Хаджа. Местом начала для совершения(микат) Умра тем, кто совершил Хадж является мечеть Айши в Мекке. Поэтому вы подъезжаете к мечети Айши. От Масджиду-ль-Харама можно доехать туда на автобусе или маршрутном такси.
Для совершения Умра необходимо выполнить 4 рукну:
Первое — это намерение, одевание ихрама.
Второе — Таваф
Третье – Са`ю
Четвертое — Халк – стрижка волос
Это все делаете, также, как описано для Хаджа. Только намерение (Нийят) делаете для совершения Умра.Приехав в Микат, произносите намерение, купаетесь, надеваете ихрам, совершаете намаз-суннат в два ракаата по случаю вступления в Умра. Делаете сердцем и вслух нийят (намерение) для Умра.И начинаете читать Лаббайка
Потом едете в Масджиду-ль-Харам, совершаете таваф,са`ю, стрижете (укорачиваете) волосы головы и снимаете ихрам, одеваете свою одежду.Умра считается совершенной. Находящемуся в Умра до выхода из него, т.е. до бритья волос, запрещается все, что запрещалось паломнику, совершающему Хадж.За нарушения действуют те же штрафы, как и при совершении Хаджа
Таким образом, можно совершить Умра и за других своих родственников, за тех, кто умер можно самому, а от живых надо взять у них разрешение.
Взгляд мужчины на женщину
Взгляд мужчины на женщину подразделяется на следующие виды:
- Взгляд мужчины на постороннюю (не махрам) женщину без необходимости, независимо от того, насколько он стар и немощен, и от того, способен он иметь половую близость или нет. Такой взгляд запретен.
Под запрет попадает взгляд на все тело женщины, включая лицо и кисти рук, даже при отсутствии страсти или боязни смуты (то есть от чувств возникающих в его сердце, влечение и т.д., грубо говоря в его голове возникает смута, помутился разум, и может сделать глупости), согласно более весомому мнению в шафиитском мазхабе, как это упомянуто в книге «Аль-Минхадж» и в других книгах. Также недозволенно смотреть на волосы и ногти. Взгляд на то, на что запрещено смотреть в совокупном виде, запретно и в отделенном от тела виде, следовательно, запрещено смотреть на отделенные волосы и зубы женщины. Если волосы женщины выпадут до её замужества, то ее мужу запрещено смотреть на них после брака, так как во внимание берется время отделения, а не момент взора.
Однако есть мнение, что взгляд на лицо и кисти рук женщины не запретен, так как в наше время увеличились случаи выхода женщин на рынки и улицы, и нет запрета в следовании этому мнению, несмотря на то, что оно менее весомое.
Случайный взгляд на все вышеупомянутое не запретен, если сразу его отвести.
Голос посторонней женщины не относится к аврату и его не запрещено слушать мужчине, если нет боязни смуты, и он не испытывает при этом наслаждения, в противном случае это запрещено, как на это указал имам Аз-Заркаши.
- Взгляд мужчины на свою жену – такой взгляд дозволен на все ее тело.
Однако взгляд на срамные (интимные) места без необходимости нежелателен (карахат), а взгляд на внутреннюю часть органов более нежелателен. Также есть мнение ученых о запрете взгляда на срамные места, но это мнение считается слабым.
- Взгляд мужчины на близких родственниц (махрам) по родословной, по молочному родству и родственниц жены после брака дозволен на часть тела выше пупка и ниже колена. Взгляд на все, помимо этого, запретен.
Это относится к взгляду без страсти. Что касается взгляда со страстью на женщин из числа махрам, то он запретен на все тело, включая часть тела между пупком и коленями, так же, как запретен взгляд на все то, что доставляет наслаждение, будь то на животное или камень. Из сказанного выше вытекает, что взгляд на пупок и колени дозволен.
- Взгляд мужчины на потенциальную невесту дозволен на лицо и кисти рук с внешней и внутренней стороны, даже без разрешения самой невесты или ее опекуна.
Что касается прикосновения, то оно запретно. Слепой мужчина также не имеет права прикасаться к потенциальной невесте – он имеет право уполномочить женщину посмотреть на нее.
Более того, взгляд мужчины на потенциальную невесту желателен (сунна), так как Пророк (мир ему и благословение) сказал Мугирату бин Шу’ба в то время, когда тот хотел засватать женщину:
«Ты посмотри на нее! Поистине, в этом будет польза в установлении между вами любви и симпатии».
Женщине также желательно посмотреть на потенциального жениха – на все, помимо аврата.
Желательность такого взгляда длится до тех пор, пока для него не станет явна ее внешность, даже если для этого потребуется более трех взглядов и даже со страстью. Если ее внешность для него стала явна, то дальнейший взгляд запретен.
Мудрость ограничения взгляда жениха на лицо и кисти рук потенциальной невесты заключается в том, что лицо свидетельствует о красоте женщины, а кисти рук – о ее способности давать потомство.
- Взгляд мужчины-врача на постороннюю женщину дозволен, даже если лечение связано с половыми органами, в присутствии ее махрамов, мужа или доверенной женщины, если следовать мнению о дозволенности уединения одного мужчины и двух доверенных женщин, с условием, что в данной местности нет женщины, способной ее лечить.
Обязательным условием также является, чтобы врач был доверенным, благородным. Следовательно, при наличии доверенного врача не дозволено прибегать к помощи другого. Перед врачом– мужчиной, женщине дозволено оголять лишь ту часть тела, которая необходима для лечения, если от взора врача не защищены те ее части, в оголении которых нет необходимости. А в противном случае (если она будет защищена от взора) дозволено оголять часть тела, превышающую и необходимую (например платок снять, а врач ногу оперирует и на голову смотреть он не может…) Также важным условием является отсутствие риска соблазна врача при оголении ее тела.
Шариатское решение обращения мужчины за помощью к врачу-женщине совпадает с вышеприведенным.
В обоих случаях также выдвигается условием отсутствие врача своего пола.
Женщине не дозволяется прибегать к помощи врача-немусульманина при наличии врача-мусульманина, однако при наличии врача-немусульманки не прибегают к помощи врача-мусульманина, так как во взоре и прикосновении мужчины больше опасности, чем женщины.
Имам Аль-Булькини выстроил следующую последовательность людей, при которых дозволяется обнажать аврат при обращении женщины к врачу:
— женщина мусульманка;
— ребенок мусульманин , не достигший возраста, при котором женщине запрещено оголять аврат перед ним (мурахик);
— ребенок немусульманин, не достигший возраста, при котором женщине запрещено оголять аврат перед ним;
— ребенок мусульманин, достигший возраста, при котором женщине запрещено оголять аврат перед ним;
— ребенок немусульманин, достигший возраста, при котором женщине запрещено оголять аврат перед ним;
— близкий родственник (махрам) мусульманин;
— близкий родственник немусульманин;
— мужчина мусульманин мамсух;
— женщина немусульманка;
— мужчина немусльманин мамсух;
— посторонний мужчина мусульманин;
— посторонний мужчина немусульманин.
Предпочтение перед всеми вышеупомянутыми категориями отдается мужу.
Подводя краткий итог, можно сказать, что женщина не имеет права обращаться к врачу мужского пола при наличии врача женского пола, так же, как мужчине запрещено обращаться к врачу женского пола при наличии врача мужского пола.
- Взгляд мужчины на постороннюю женщину в суде при его свидетельстве против нее или при торговле и иных сделках дозволен по необходимости.
Если мужчина не сможет удержать себя от смуты (шахват влечение ..) при взгляде на женщину в суде, и есть другие свидетели, помимо него, то ему не дозволено смотреть на нее. Если же нет иных свидетелей, то он имеет право смотреть на женщину и должен сдерживать себя настолько, насколько сможет.
При совершении сделки мужчине дозволено смотреть лишь на лицо посторонней женщины, в отличие от суда, при котором ему дозволено смотреть на те части, взор на которые необходим для установления справедливого решения.
Материал составлен на основе книги «Хашият аль-Байджуриаля Шархи Ибни аль-Касим»
При возникающих вопросах или же если что-то будет неясно или непонятно читатели могут обратиться в редакцию газеты, а мы постараемся помочь.
Хадис
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день,пусть говорит благое или молчит». (Хадис привели Аль-Бухари и Муслим).
Представители Муфтията РД посетили дом для престарелых «Ветеран» г. МахачалыДом-интернат для престарелых и инвалидов «Ветеран» г. Махачкалы посетили представители Муфтията РД во главе с заместителем Муфтия РД Ахмадом-хаджи Кахаевым. Также на встрече присутствовал имам центральной джума-мечети г. Махачкалы Идрис-хаджи Асадулаев.
Представители Муфтията РД ознакомились с условиями проживания, быта и досуга проживающих в доме-интернате. После чего Ахмад- хаджи Кахаев рассказал жителям дома-интерната о том, как Ислам относится к старшему поколению. Учитывая тот факт, что в доме-интернате проживают не только мусульмане, но и представители других конфессий, Ахмад-хаджи Кахаев привёл в пример историю из жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), о том, как он ухаживал за престарелым слепым иудеем, поносящим его. «Ислам приветствует только уважительное добродушное отношение ко всем. Со своей стороны, мы готовы оказать любую помощь и поддержку, которая от нас зависит», – сказал Ахмад-хаджи. В завершение встречи всем была подарена книга Муфтия РД, шейха Ахмада-хаджи Абдулаева «Благонравие праведников» в оригинальном переплете.
В свою очередь, директор учреждения Мажид Мирзаев заявил, что через несколько дней в доме- интернате откроют молитвенную комнату для совершения коллективного намаза.
Вопрос – ответ
Если у меня намечается торжество, будет много народу, а посуды для всех не хватает, могу ли я взять её у моих соседей-неверующих. Можно ли в Исламе пользоваться посудой неверующих?
Использовать посуду неверующих разрешается. Бухари под номером № 5161 передаёт от Абу Салябата (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Помойте её (посуду неверующих) и потом можете кушать из неё». Повелительная форма «помойте» не для обязательности, а желательности. И желательно помыть перед её использованием, потому что неверующие могли готовить в ней то, что в Исламе считается нечистью (см. Фикхуль Манхаджий, 1-й том, стр. 37, издательство «Даруль Къалям»).