Ушедший 2014 год принес РФ не только блестящую победу на прекрасно организованной ею зимней Олимпиаде в Сочи, не только вернул Крым в состав России, но также принес и массу неприятностей, обусловленных объявленными Западом нашей стране санкциями, резко дешевеющей нефтью на мировом рынке (в отличие от внутренних цен на тот же бензин и газ), падением курса рубля и наблюдаемым почти каждодневным ростом внутренних цен. В чём же причины сложившейся ситуации, обусловлена ли она только внешними обстоятельствами и не имеет ли глубоких внутренних причин? Об этом мы попросили рассказать известного ученого, доктора экономических наук, профессора, члена Экономического совета при Главе РД Алклычева Алклыча Магомедовича и, хотим сегодня познакомить читателей с его размышлениями на эти темы.
Российская экономика,к сожалению, – это сырьевая экономика. А Россия – это сырьевая супердержава. Стоимость всех российских сырьевых товаров находится в прямо пропорциональной зависимости от цен на нефть. Если падают цены на нефть – дешевеют и активно экспортируемые нами газ, черные и цветные металлы, химические товары, древесина, каменный уголь, электроэнергия. А это всё в свою очередь опосредованно приводит к совершенно противоположной ситуации – соответствующему росту внутренних цен, фактически на всю номенклатуру товаров и услуг, так как кроме всего прочего, наша экономика плюс ко всему еще и импортозависима по большинству списка несырьевых товаров.
Как видим, получается, что вся наша экономика – это экономика, основанная на нефтедолларе. Решусь даже внести такой несколько абсурдный экономический неологизм: мы — нефтедолларовая экономика.
Ясное дело, что кризисы случаются не только у нас, но и на мировом уровне, в глобальных масштабах. Если же говорить о том, что сегодня ждет мировую экономику в перспективе, то здесь надо выделить существенные, на мой взгляд, моменты. Выдающийся советский учёный-экономист Николай Дмитриевич Кондратьев, изучая историю капитализма, выявил существование больших (протяжённостью в 50—55 лет) экономических циклов, которые имеют определённый уровень развития производительных сил, которые он определил как «технологические уклады». И он показал, что такие циклы заканчиваются кризисами.
Начало индустриальных периодов технологических укладов приходится на конец XVIII – начало XIX веков.
Первый технологический уклад характеризуется использованием энергии воды в текстильной промышленности, на водных мельницах, приводов разнообразных механизмов.
Второй технологический уклад. Начало XIX – конец XIX века – использованием энергии пара и угля: паровая машина, паровой двигатель, паровоз, пароходы, паровые приводы прядильных и ткацких станков, паровые мельницы, паровой молот. Происходит постепенное освобождение человека от тяжелого ручного труда. У человека появляется больше свободного времени.
Третий технологический уклад. Конец XIX – начало XX века. Использование электрической энергии, возникновение тяжелого машиностроения, электротехнической и радиотехнической промышленности, радиосвязи, телеграфа, бытовой техники. Повышение качества жизни.
Четвертый технологический уклад. Начало XX – конец XX века. Использование энергии углеводородов. Широкое использование двигателей внутреннего сгорания, появление электродвигателей, автомобилей, тракторов, самолетов, синтетических полимерных материалов, начало ядерной энергетики.
Пятый технологический уклад. Конец XX – начало XXI века. Электроника и микроэлектроника, атомная энергетика, информационные технологии, генная инженерия, начало нано- и биотехнологий, освоение космического пространства, спутниковая связь, видео- и аудиотехника, Интернет, сотовые телефоны. Глобализация с быстрым перемещением продукции, услуг, людей, капитала, идей.
Я так подробно останавливаюсь на истории вопроса, так как хочу показать, какие же из укладов на сегодня присутствуют в мире и в экономике РФ.
Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада, который начинается с XXI века. Он наступает внахлёст на 5-ый технологический уклад, его называют еще постиндустриальным. Нано- и биотехнологии, наноэнергетика, молекулярная, клеточная и ядерная технологии, нанобиотехнологии, биомиметика, нанобионика, нанотроника и другие наноразмерные производства; новые: медицина, бытовая техника, виды транспорта и коммуникаций; использование стволовых клеток; инженерия живых тканей и органов, восстановительная хирургия и медицина; существенное увеличение продолжительности жизни человека и животных.
Его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР, и характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоёмких, или, как теперь говорят, «высоких технологий». У всех на слуху сейчас био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика — синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и в конечном счёте обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой. При сохранении нынешних темпов технико-экономического развития шестой технологический уклад сформируется к 2020 году, а в фазу зрелости вступит в 2040-е годы. При этом в 2020—2025 годах произойдёт новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения названных выше базовых направлений. Для подобных прогнозов есть основания. В США, например, доля производительных сил пятого технологического уклада составляет 60%, четвёртого — 20%. И около 5% уже приходятся на шестой технологический уклад.
Нам в России говорить о шестом технологическом укладе – пока рано. Доля технологий даже пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть — и вовсе к третьему. Отсюда понятна вся сложность стоящей перед отечественной наукой и технологиями задачи: чтобы в течение ближайших 10 лет наша страна смогла войти в число государств с шестым технологическим укладом, ей надо, образно говоря, перемахнуть через этап — через пятый уклад.
Что же касается той ситуации, возникшей у нас в связи с введением запретительных санкций Западом против нашей страны и насколько они могут повредить России, как скажутся на нашей экономике и не пострадает ли и сам Запад от введения этих санкций, так как мы же тоже ввели контр- санкции, то здесь можно выделить следующие моменты.
На мой взгляд, в экономических санкциях Запада ничего страшного нет. Экономические санкции бывают разные. И они в виде определенных ограничений в отношении РФ были всегда. Их спектр достаточно широк. Но мы впервые в современной истории России ответили санкциями на санкции. Представляется, что эти санкции может быть как раз таки и заставят нашу экономику зашевелиться, провести структуризацию «народного» хозяйства, перейти на новую индустриализацию РФ. Ведь известно, что Сталина тоже в своё время экономическая блокада Запада подвигла на проведение широкой индустриализации страны. Так что, может быть и «нет худа без добра» на самом деле.
Известный экономист, профессор МГИМО Катасонов В.Ю. сравнивает экономику с человеческим организмом, а экономистов – с врачами. Он делит экономистов как бы по врачебным специальностям. Есть, говорит, экономисты-психотерапевты, их, на его взгляд, почти 90%. Они говорят, «всё хорошо, прекрасная маркиза, ещё немножко потерпите и завтра будет лучше». Но лучше не становится. Есть небольшая группа экономистов которых можно условно назвать экономистами-анестезиологами, которые когда наступает кризис, осуществляют как бы вливание в какие-то сектора экономики, в большие компании, «обезболивающее», для того, чтобы пациент как- то перенёс резкое давление кризиса. Как он говорит, бывают иногда и экономисты-хирурги – крайне редко, – которые чего-то режут, к примеру, отбирают лицензию у банка, или вообще объявляют банкротство, или находят внешнего управляющего для того, чтобы там по конкурсу раздать все эти активы. Бывают иногда и такие экономисты-хирурги, которые начинают кромсать всё и вся. Это такие шоковые реформаторы, которых надо задействовать, когда, допустим, организм поражен раковой болезнью и начались метастазы. Вывод (диагноз) к которому приходит уважаемый профессор, сравнивая экономику России с человеческим организмом, неутешительный: наша экономика – это «онкологический» больной. Это, на его взгляд, «онкологическая» экономика.
Но я бы охарактеризовал нашу экономику проще и как бы «ближе к телу», то есть, исходя из классического понимания, что экономика непосредственно взаимодействует с политикой, составной частью которой является экономическая политика. При этом, отчасти соглашаясь с коллегой, я хотел бы отметить, что в России политическая составляющая сильно гипертрофированна. Это конкретная опухоль и её надо обрезать так, чтобы она полностью «не сожрала» экономическую составляющую, чтобы от неё что-то оставила.
С другой стороны, никак нельзя полностью игнорировать политическую составляющую: это мы проходили в 90-х годах и знаем, к чему это привело – до сих пор до конца отойти не можем.
Сегодня уже для меня лично вырисовываются контуры и понятны причины того, почему мы в 2000-е годы активно не занимались производственным сектором экономики страны, не восстанавливали на должном уровне промышленность, переработку, не осваивали как положено недра на юге РФ, не говоря уже о новом крупномасштабном индустриальном строительстве. Не позволяла как раз- таки навязанная нам Западом политика, ориентировавшая и направлявшая нас через различные финансово-правовые механизмы, именно на реализацию «сырьевой модели» развития экономики. По большому счету, нам и смысла-то не было заниматься развитием промышленности, глубокой переработкой сырья, даже глобальным освоением недр, а главная задача состояла в том, чтобы решать социальные вопросы, перегруппировать и собирать силы и ждать более удобного момента, более выгодного для нас расклада сил, чтобы сказать свое веское слово и в мировой политике, и в мировой экономике.
Какой смысл осваивать новые месторождения, недра, развивать мощную промышленность, если ты до конца не можешь регулировать не только внутреннюю экономическую политику, я имею ввиду зависимость от экспорта широкой наменкулатуры товаров, оборудования, технологий и, кстати, не всегда на выгодных для нас условиях, а развивать здесь во всю прыть внедрение иностранного капитала – нам тоже не с руки, но и внешнюю – когда все признают – и свои и чужие, – что мы страна- экспортер сырья и как бы ничего более.
Тут проблема не столько в росте доллара и падении по отношении к нему рубля, тут проблема усугубляется падением цен на нефть. Если бы цена на нефть не падала, а держалась бы по прежнему на уровне тех же 100$ за баррель, как было относительно недавно, то падение курса рубля по отношению к доллару и евро наоборот стимулировало бы колоссальным образом наш экономический рост.
Некоторые политики основной причиной падения цен на нефть видят политику США и зависимой от них Саудовской Аравии.Не знаю, так ли это на самом деле, но на мой взгляд тут как раз-таки столкнулись экономические интересы США и Саудовской Аравии (и, естественно, стран-членов ОПЕК), обусловленные начавшимся освоением сланцевого газа. И саудиты вынуждены были проводить самостоятельную экономическую политику, поддерживаемую большинством стран-членов ОПЕК, основанную на демпинге цен на нефть на мировом рынке. Как компенсировать падение прибылей? Естественно через количественную составляющую – увеличение добычи нефти. Работает классическая схема: предложение опережает спрос – цена падает.
Надо отметить, что крики о том, что саудиты внаглую, без согласования с другими, увеличивают добычу, не совсем обоснованы. В 2012 году Саудовская Аравия по добыче нефти лидировала в мире, но уже в 2013 году Россия, никого особо не спрашивая, вышла на 1 место по добыче. Кстати, и мы заинтересованы в том, чтобы не допустить на мировой рынок сланцевые углеводороды.
Для справки: Если в СССР экспорт углеводородов составлял 100 млн. тонн в год, то в РФ экспорт при Путине достиг уровня под 300 млн. тонн в год! Теперь сравните на пальцах, сколько тогда стоила нефть на мировых рынках, и сколько стоила совсем недавно. Причем, не надо забывать, что мы нефтепродукты продаем на внутреннем рынке даже выше мировой цены (впрочем, такая же ситуация по всей номенклатуре экспортируемых нами товаров, начиная с металлов и кончая электроэнергией). Какими были мы тогда в экономическом отношении в мире, и какие – сейчас, напрашивается сакраментальный вопрос: «Где деньги, Зин!».
Второй, не менее важный момент, который существенно влияет на ситуацию на мировом рынке углеводородов, это желание США нормализовать свои отношения с Ираном, что наряду с политическими нюансами ударит конкретно и по экономическим отношениям Королевства Саудовская Аравия: Исламская республика Иран – серьёзный не только политический и идеологический соперник, но и серьёзный экономический конкурент, который занимает 5-6 место в мире по добыче нефти, после Саудовской Аравии, РФ, США, Канады и КНР.
Здесь бы выделил основную, на мой взгляд, главную причину, взятой на вооружение Саудовской Аравией, и др. основными нефтедобывающими странами ОПЕК, политики снижения цен на нефть и соответствующего падения курса нашего рубля, повязанного с нашей же нефтью, опосредованно, через доллар (т.к. нефть мы продаем за доллары): это начавшаяся и намечаемая к более экстенсивному и интенсивному освоению сланцевая добыча углеводородов в США и др. странах.
Не хочу здесь особо касаться политических составляющих (ситуация вокруг Сирии: саудиты хотят свержения власти Башара Асада и побуждают к этому США и др. страны, а РФ наоборот поддерживает существующий там режим — т.е. в данном случае интересы Саудовской Аравии и США совпадают; Саудиты стоят перед необходимостью заблокировать соглашение США с Ираном; у них проблемы и с США, связаны они с тем, что США не позволили им создать в Египте Исламское государство, а также напрягается ситуация между ними в связи с новой политикой США по отношению к ИГИЛ), но если смотреть с «нашей колокольни», то у Саудовской Аравии основная экономическая проблема в том, как заблокировать выход на мировой рынок сланцевого газа и нефти. Она совпадает в данном случае и с нашими желаниями.
Что же касается того, как сложившаяся непростая для нас ситуация отражается и может отразиться в перспективе на РФ и её регионах, что может ждать непосредственно нас, дагестанцев, в наступающем 2015 году, то здесь можно сделать следующие выводы и дать следующие прогнозы…
Газпром проспал сланцевую революцию и связанные с ней риски на внешних рынках. Куда смотрели Миллер и Ко?! Детскую считалку, известную с советских времен, многие наверное помнят: про «А» и «Б», которые сидели на трубе? Так вот, если «А» и «Б» падают с трубы в нынешних реалиях, «И» там никак остаться, удержаться уже не сможет. Надо реально смотреть на вещи — началась новая холодная война: принимаемый США Закон (BILL) № 2277 «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014» является прямым продолжением Закона США 2002 года «О демократии в России» и определяет новую стадию противостояния мировых держав. Такое развитие политической ситуации внесёт существенные изменения и в мировую экономику, и в экономику России.
В бюджете РФ на 2015 год заложена средняя цена нефти за баррель в 100$. Себестоимость ее добычи у нас сегодня где-то на уровне 35$за баррель. В 2014г. На 37% упали цены на зерно. Цены на все базовые металлы упали на 40%. Учитывая нынешнее положение вещей, необходимость секвестирования бюджета уже сейчас становится очевидной, но и к этому вопросу надо подходить очень осторожно, на мой взгляд, расходы на оборону и ряд других отраслей – все-таки придется снижать.
Цены на сырье будут падать к их равновесным значениям. Это будет происходить потому, что «пузырь» 2008 года никуда не девался. Он не был «спущен», он в огромной своей части перескочил на сельскохозяйственные рынки и сегодня этот «пузырь» потихоньку реструктуризируется. Т.е., коротко говоря, с экономической точки зрения, на сегодня цена 50$ за барелль нефти – это разумная цена. И я думаю, что она вряд ли упадет ниже 40$.
Гаданием здесь, наверное, заниматься не стоит, а надо оперировать фактами. Очевидно, что падение рубля и рост курса доллара по отношению к рублю остановятся, когда остановится падение цен на нефть. И здесь основным «дирижером» наряду с США будет выступать и Саудовская Аравия. Увидим, как долго саудиты смогут держать низкую цену нефти, относительно компенсируя ее за счет увеличения добычи и продажи. Я думаю, что дальше 40$ за барель дело не пойдет и где-то к апрелю 2015 года начнется рост цены на нефть. Для США проекты по сланцевым месторождениям становятся нерентабельными уже при цене ниже 75$ за баррель, поэтому думаю, что даже после 1-го апреля и до конца 2015 года нефть вряд ли поднимется выше 75-80$.
Хотя при более длительном продолжении неблагоприятной конъюнктуры условий, можно предположить ее повышение и до 100$. Все может быть!
Доллар соответственно к 1 апреля достигнет уровня 75-80 рублей за условную единицу и, где- то к лету следующего года может остановиться на этом уровне. У нас нет возможности стабилизировать экономику без роста курса доллара и снижения курса рубля. Мы на сегодня не имеем на это ни финансовых, ни других ресурсов, имея только структуру экономики, ориентированную на сырьевой экспорт.
Что же касается потребительского рынка, то здесь ситуация с ценами у нас в стране может оказаться удручающей. Рост цен на продукты первой необходимости не вызывает сомнения – и это на фоне западного эмбарго и низкой покупательной способности рубля.
Резко снизится и экономическая активность населения, снизятся инвестиции, мало будет инноваций, снизится количество операций с недвижимостью и землей. Бюджетное финансирование будет урезано.
Нашу республику – Дагестан ждут серьезные испытания в социальной сфере, но я не думаю, что они будут связаны с задержками пенсий, заработных плат, выплат стипендий и т.п., в основном они будут связаны с инфляцией и порождаемой ею ростом цен.
Да и бюджетное инвестирование, без которого Правительтву не обойтись в 2015 году, тоже может негативно отразиться на социальной сфере Дагестана.
Это всё, как говорится, мысли вслух. А вот какие конкретные предложения, рекомендации можно дать, которые прежде всего должны осуществляться под мудрым руководством власть предержащих, и конечно же, в первую очередь, Правительства страны, так как в сложившейся ситуации его бездействие смерти подобно. Конечно, нельзя взять и запретить или даже существенно ограничить свободную продажу долларов. Хотя такой соблазн очень велик. Сразу же возникнет «чёрный» рынок торговли валютой – у нас имеется богатый прошлый опыт в этом вопросе. Банки должны в наших нынешних условиях не скупать доллары, но и свободно, без ограничений продавать их, не придерживая и тем самым не создавая искуственный дефицит валюты. В этом вопросе руководство страны должно жёстко контролировать этот процесс.
Во-вторых, обязать наших экспортёров продавать государству хотя бы половину (50%) валютной выручки. Такая норма обязательной продажи части валютной выручки экспортерами уже действовала в России с 2004 по 2007 год. Тогда порог продажи равнялся 30 процентам. На днях группой депутатов в Госдуму ФС РФ внесен проект закона, обязывающего российских индивидуальных предпринимателей и компании продавать ЦБ половину своей валютной выручки, путем внесения соответствующих поправок в закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Я думаю, с начала 2015г. года он будет принят и это тоже существенно скажется на стабилизации валютного рынка.
В-третьих, надо в целях ограничения роста курса валюты – доллара и евро – ограничить ее вывоз за рубеж максимально разрешенной суммой в 10000 $. В 1998 году мы так и поступили, что явилось тогда тоже одной из причин остановки падения курса рубля.
В четвертых, надо осуществлять оценку эффективности ФЦП, и вообще — бюджетных расходов, принять меры фискального характера по уменьшению коррупции, прекратить откатную практику по гос. заказам – заводить следственные дела по коррупционерам, случаям отката и жестко наказывать виновных. Корупционный навес – это минимум 10% — который можно приплюсовать к бюджету.
И последнее, если уж ситуация и дальше будет развиваться неблагоприятно и такими темпами, то можно перейти и к более радикальной мере – официально отказаться от содержания в резервах доллара. Мы ж декларировали, что торговать с Китаем будем за юани, а они с нами – за рубли. Так можно и с другими экономическими партнерами построить отношения – со странами БРИКС, с Турцией, Ираном и др. Я думаю, все эти наши действия существенно снизят зависимость РФ от западных денег.
Нужно отказаться от пластиковых карт «Visa» и «MasterCard» и перейти на свою систему безналичных платежей и расчетов, учредить свою собственную нефтяную биржу, что естественно увеличит реализацию нашей сырой нефти. Конечно, мы не сможем сразу же сделать конвертируемым наш рубль, но можно начать, наверное, с его аналога для внешнего рынка – «золотого рубля» — пусть даже его курс будет 1 к 10 нашим внутренним рублям.
Мы не сможем ни сейчас, ни в ближайшем будущем перейти на конвертируемость нашего нынешнего рубля. Для начало надо заменить нефтедоллар на нефте-золотой рубль (его можно условно назвать тем же алтыном и договориться с Казахстаном и Беларусью осуществлять все внешнеторговые и междусобойные экономические отношения с помощью его). Т.е. обеспечить ВСЮ внешнюю торговлю через созданную для этого новую деньгу — алтын. Учитывая то, что основу нашего экспорта будет составлять сырьё в существенных мировых масштабах (углеводороды и др.), мы можем обеспечить алтыну высокий курс. Однако это невозможно конечно будет осуществить без согласования позиции по алтыну со странами ОПЕК.
Я уверен, что в нашем случае не столько виноваты санкции, а сколько неэффективное управление экономикой на протяжении почти всего перестроечного периода. Даже в период путинской стабилизации мы не смогли эффективно использовать свои преимущества, связанные с высокими ценами на углеводороды.
И самое главное: мы же по-прежнему продаём, несмотря на санкции, энергоресурсы на Запад. Пусть и по цене почти в два раза меньше, чем было раньше. И им никуда не деться: договоры подписаны, наверное, наши великие экономисты-финансисты и юристы газпромовские и др. олигополисты, монополисты учли всё это в договорах, как и положено в крупном серьёзном бизнесе. Крупные штрафы, неустойки и т.п. нюансы тоже будут жестоко бить по нашим контрагентам – западным компаниям, по западному бизнесу.
Нам активно надо развивать собственное производство продовольствия и заняться более эффективнее импортозамещением. Государству надо держать твёрдые цены, прежде всего на товары первой необходимости — продуктовые и другие. Они не должны зависеть от курса доллара.
И здесь, как я предполагаю, должна активизировать свою работу как в центре, так и в регионах, Федеральная антимонопольная служба России, другие органы и организации, корректирующие ценовую политику. К сожалению, как таковой ценовой политики в стране и сегодня нет, кроме одного-двух законодательных актов, которые не могут обеспечить порядок даже на внутренних продовольственных рынках. До сих пор в РФ не принят Закон о ценах и ценообразовании. Даже его проект так и «не дошёл» до обсуждения в Госдуме, несмотря на то, что он был в своё время подготовлен, но «власть предержащие» спустили его на тормозах, оглядываясь на «Большого «брата».
Все эти меры надо осуществлять быстрыми темпами, взаимоувязанно и согласованно между законодательной и исполнительной ветвями власти, эффективно осуществляя текущий и последующий контроль на всех уровнях, жёстко требовать соблюдения принятых решений.
России пора уходить от сырьевой экономики. Общеизвестен и, наверное, малоприятен факт, касающийся уже всего человечества в целом: запасы нефти на планете Земля конечны, и их осталось максимум на 30-40 лет.
И всё же надо надеяться, что 2015 год расставит всё по своим местам, и мы вступим-таки в эпоху мира и благополучия!
Алклыч Алклычев
доктор наук