В рамках VI Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы» в Русском театре им. М.Горького прошел праздник «Поэзия народного костюма». Творческие коллективы и хранители народных костюмов Дагестана представили старинную традиционную национальную одежду. Важной частью праздника стало дефиле старинных костюмов «Бабушкин сундук».
Ни один фольклорный коллектив не может обойти стороной такой важный и значимый аспект воздействия на зрителя как национальный костюм, как в подлинном раритетном, так и в сценическом варианте. Национальная одежда – одна из наиболее важных составляющих творческого процесса создания народного образа. Задача сохранения народного костюма как уникальной этносоставляющей того или иного культурного наследия народа, на мой взгляд, действительно актуальна.
Известно, что Республиканский Дом народного творчества МК РД ведет значительную работу по сохранению национальной культуры и популяризации творческих достижений. Фестиваль национального костюма явился частью этой программы. Он ставит своей целью не только выявление подлинно раритетных традиционных национальных костюмов, но и стимулирование интереса дизайнеров, художников, мастеров искусствоведов и научных сотрудников к изучению, сохранению и развитию культурных традиций национального костюма народов Дагестана.
Зрители «Поэзии народного костюма» смогли окунуться в мир уникальных национальных костюмов, которые с давних времен создавались руками искусных мастериц для всех членов семьи от мала до велика.
Было видно, что культура каждого народа неповторима. Уникальны народные традиции, песни, танцы, музыкальные инструменты и, конечно же, национальные костюмы, которые широко были представлены фольклорными коллективами Дагестана.
Левашинский район представляли фольклорные ансамбли: «Мекеги» и «Джангамахи», которые носили одинаковую форму одежды. В старину мекегинки носили платья, украшенные серебряными монетами и разными поделками из серебра. Платья свободного кроя с двойными рукавами: сверху широкие – у которых края украшены серебром, под ними узкие. Еще мекегинки носили широкие шаровары, выступавшие из под платья, края их были украшены дорогим материалом — «махмур». На голове – чохто, из черного или цветастого материала, и сверху платок с рукодельными кистями «чаба».
Национальные костюмы Южного Дагестана вниманию зрителей представили участники из Ахтынского, Хивского, Дербенского районов и государственный ансамбль танца Дагестана «Каспий».
Участники показали татский, азербайджанский, а также табасаранский костюмы. В старину табасаранки носили приталенные платья, небольшие широкие откидные рукава обшивались серебряными подвесками или золотой тесьмой. Они часто дополняли свой наряд передником, расшитым серебряными украшениями. На голове носили яркое чохто с платком. На ногах – узорчатые вязаные носки или кожаные чувяки.
Ногайские национальные костюмы представили участники государственного фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай». Национальный костюм ногайцев Дагестана характеризуется чертами, типичными для кочевого образа жизни.
Женское платье ногаек состояло из длинной, широкой рубахи, штанов и распашного бешмета. Традиционные женские головные уборы были разнообразными. В Дагестане только ногайские женщины носили меховую шапку, поверх которой накидывали большое белое покрывало.
Мужчины-ногайцы помимо традиционной общекавказской черкески часто носили длинный распашной халат, отороченный мехом и меховые шапки-папахи.
На фестивале были представлены народные костюмы, как подлинные, так восстановленные или в сценическом варианте.
Праздник «Поэзия народного костюма» явился подлинным подтверждением актуальности сохранения и пропаганды культурного наследия Дагестана, в том числе в области национального костюма.
Гости фестиваля, прибывшие из-за рубежа и других регионов, продемонстрировали замечательные этнокостюмы.
И гости, и хозяева договорились обменяться эскизами и образцами национальных костюмов. И это был еще один повод, чтобы наладить между собой и дружеские отношения и связи.
Лейла Магомедова