На перекрестке цивилизаций 11.06.2014г.№22

В рамках фестиваля «Горцы» в древнем Дербенте, в его главной достопримечательности — крепости Нарын-Кала состоялся фестиваль народного творчества и традиционной культуры «Дербент — перекресток цивилизаций» и выставка декоративно-прикладного искусства «Голос вечности».

На празднике «Голос вечности» было представлено все жанровое многообразие исполнительского искусства дагестанских народов. В нем участвовали фольклорные ансамбли «Агул» Агульского, «Тури» Ахтынского, «Уркарах» и зурначи Дахадаевского, «Терекеме» Дербентского, «Кайтаг» Кайтагского, «Курахские горы» Курахского, «Хив» Хивского, «Эхо гор» Хасавюртовского, Рутульского, Табасаранского районов, исполнители народных песен из Акушинского, Магарамкентского, Хунзахского районов, городов Дагестанские Огни и Дербент.

Также на нем были представлены традиции древних ашугских состязаний, которые не только возрождают ашугское исполнительство, популяризируют древние певческие традиции, народные музыкальные инструменты, но и воспитывают в молодежи любовь к исконным народным музыкальным корням. В празднике ашугов участвовали вокальные группы и ансамбли из Ахтынского, Каякентского, Докузпаринского, Кулинского, Левашинского, Магарамкентского, Сергокалинского, Сулейман-Стальского, Хасавюртовского районов, Дербента и Буйнакска.

Внутри крепости разместились национальные подворья народов Дагестана в рамках выставки «Кавказский базар». Декоративно-прикладное искусство, национальную кухню, изделия народных промыслов представили Ахтынский, Агульский, Рутульский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Табасаранский, Хивский районы. Традиционное медно-чеканное, гончарное, ювелирное искусства, резьбу по дереву и уникальную кайтагскую вышивку представили Акушинский, Хунзахский, Дахадаевский, Хасавюртовский, Кайтагский районы. Гости фестиваля смогли не только попробовать образцы национальной кухни, но и ознакомится с различными видами традиционных ремесел и народных художественных промыслов. Они и танцевали с участниками майданов, общались с ними, ну и конечно, фотографировались на память. Также для гостей были даны мастер-классы народного искусства.

Например, художник-керамист Центра народных художественных промыслов Сулейман Стальского района Набиюлла Керимханов не только показал, но и рассказал зарубежным гостям, как происходит весь процесс изготовления изделия. «Сначала мы собираем глину в горах, затем проверяем ее на качество, вязкость и обжиг. Изготовленное вручную изделие сушится в темном помещении около недели, и только потом отправляется на обжиг в печь». Рисунки на них Набиюлла делает сам и тоже вручную, инструментами для резьбы почти не пользуется. А мастерица из села Маджалис Кайтагского района Разият Магомедова удивила участников фестиваля своей вышивкой. «В нашем селе мы занимаемся возрождением кайтагской вышивки, чтобы подрастающее поколение знало свою культуру, и умело так же, как и мы, вышивать», — сказала она.

Отметим, что это один из самых древних видов вышивки, по технике исполнения она очень сложна, так как в ней используются «перемычки», которые должны быть расположены в строгой последовательности и на определенном расстоянии друг от друга, которое нельзя изменять. Вышивка выполняется натуральным шелком разного качества и блеска, на домотканой хлопчатобумажной или льняной ткани. Вышивают мастерицы односторонней гладью в «прикреп», используя гладкие, стелющиеся стежки, техникой, которая не используется больше нигде на Кавказе, и которая долго считалась практически утерянной. «Кайтагская вышивка – одно из самых трудоемких ремесел. На вышивку одного орнамента может уйти от трех до шести месяцев кропотливой работы. В композиции орнамента часто отсутствует симметрия, но в этом и есть своеобразная гармония, — признается Разият. — Рисунки мы берем от тех образцов, которые нам оставили наши древние мастера, а иногда и из каталога английского этнографа Р. Ченсинера «Кайтаг. Текстильное искусство из Дагестана», опубликованного в 1993 году в Лондоне. В книге в качестве приложения дана характеристика 171 вышивки с научными комментариями автора к ним».

Ближе к вечеру творческие коллективы переместились на центральную площадь Дербента, где прошли основные мероприятия Международного музыкального фестиваля «Шелковый путь». Площадь стала как бы местом пересечения старинных этнокультурных традиций. Фольклорные ансамбли представили хореографию, музыку, национальные инструменты и одежду своих народов.

Перед горожанами и участниками фестиваля выступил заместитель главы администрации Дербента Магомед Гафаров. Он сказал, что Дербент всегда славился терпимостью и доброжелательным отношением к культуре и религиозным взглядам других народов. От имени главы города Имама Яралиева и всех дербентцев он выразил признательность организаторам этого прекрасного праздника искусства.

В завершение фестиваля прозвучала замечательная песня «Дагестан» в исполнении Эльчина Кулиева, а ансамбль из Дербента исполнил «Танец дружбы народов». Чувствовалось, что праздник удался.

Наида Эфендиева