В нашей республике поразительно много мастеров своего дела, удивляющих весь мир совершенными изделиями прикладного искусства, в их числе серебряные изделия из Кубачи, керамика Испика, Балхара, Сулевкента, ковры Юждага. Еще одним уникальным видом дагестанского искусства является шелковая вышивка, получившая название «кайтагской» по месту ее первоначальной научной фиксации. Вышивки – это панно размером приблизительно 100х50 см, вышитые шелком на хлопчатобумажной основе, с неповторимым рисунком. Чаще всего их находили в Акушинском, Кайтагском, Дахадаевском районах. Только в одном селении Гапшима Акушинского района было выявлено более 600 работ (в каждом доме – по нескольку). Хотя самые ранние произведения датируются XVIII веком, изучать эти вышивки стали сравнительно недавно. Как о предмете материальной культуры о них в своих трудах писали В.В. Марковин, А.А. Иванов, Д.М. Атаев и др. Но широкую известность они все же приобрели после их описания английским исследователем Робертом Ченсснером в его труде «Кайтаг. Текстильное искусство Дагестана в 90 годах XX века». По словам искусствоведа Джамили Дагировой, у Р.Ченсснера — «… практически не было доказательств широкого распространения этого ремесла в местности Кайтагского района, за исключением того, что в нескольких селениях им было обнаружено небольшое количество вышивок». По логике эти вышивки должны бы именоваться как «гапшиминские», «даргинские», … но теперь это, вероятно, уже не важно, ибо цель была достигнута. Благодаря первому каталогу и зарубежным выставкам Р.Ченсснера, мир узнал об уникальном виде народного творчества в Да
гестане. И теперь «кайтагская» вышивка ассоциируется как «дагестанская». Рождение ребенка, свадьба, похороны – эти самые главные события в жизни дагестанца-горца, видимо, тоже не обходились без вышивок. Покрывало на люльку как оберег для младенца (рисунком вовнутрь); оберег для невесты (в вышивку заворачивались украшения и подарки); рисунком внутрь покрывалось лицо умершего. Именно ритуальным назначением, вероятно, объясняется архаичность рисунков и символов, изображенных на полотнах, идущие из далекого прошлого, еще с доисламских времен: солярные (солнечные) символы, знаки вечности, плодородия, стилизованные изображения животных, антропоморфные изображения, знаки огня, кресты и др. Обилие знаков и символов на вышивках колоссально. Что интересно: эти же изображения встречаются в петрографике, на надмогильных стелах, в женских татуировках, на резных деревянных предметах домашней утвари, в ковровых рисунках. Значение всех употреблявшихся символов на вышивках до сих пор полностью не разгадано. «Кайтагская» вышивка выполняется в технике «вприкреп», которая не имеет аналогов в мире и относится к самым трудоемким ручным ремеслам. На одну работу у мастериц уходило до полугода, цветовая гамма их поражала. Привозные шелковые нити окрашивались натуральными красителями (мареной, индиго, кошенилью, грецким орехом, корой различных деревьев и др.), что придавало вышивкам очень мягкую расцветку, максимально близкую к цветам природы. «Кайтагские» произведения завораживают любого зрителя, как некие тайные схемы, криптограммы. Они удивительным образом соединяют и архаичность, и современность, что позволяет
им быть органичными в любом интерьере. Безупречный вкус и красота вроде ассиметричного узора вызывает ощущение гармонии, изменчивости, стремления разгадать значение этого прекрасного творения рук человеческих. Но со временем изумительное мастерство вышивальщиц панно с сакраментальным орнаментом, использование их в быту – все стало постепенно сходить на нет. Производство вышивок где-то в начале ХХ века прекратилось. Лишь в 1990 годах, в связи с возникшим к ним интересом несколько энтузиастов возродили это чудесное ремесло, забытое искусство. Это были – семьи Исмаиловых и Магомедовых из с. Гапшима Акушинского района. Надо отдать должное и жительницам Кайтагского района, которые с увлечением взялись за возрождение забытого производства. Сегодня «кайтагской» вышивкой занимаются и в городах Махачкале и Избербаше. Хотелось бы, чтобы руководители Акушинского района по примеру кайтагцев обратили особое внимание на развитие этого ремесла в родных горах, тем более что «кайтагская» вышивка имела начало именно здесь, а в настоящее время она востребована во всем мире. Вышивки старинные и новые, созданные по аналогам древних, не уступающие им в художественном отношении, находятся в частных коллекциях, а также в музеях России и зарубежья, например, в Государственном музее Востока, в Государственном Историческом музее, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного творчества (Москва), в Российском этнографическом музее, в Музее антропологии и этнографии им.Петра Великого, Российской Академии наук – Кунсткамере (Санкт-Петербург), в Дагестанском объединенном музее им. А.Тахо-Годи, Дагестанском му
зее изобразительных искусств им.П.Гамзатовой (Махачкала), а также в Музее старинного текстильного искусства (Милан), в музеях Бостона, Вашингтона (США), в Турции и др. Проводилось более тридцати тематических выставок по всему миру: в Швеции, Италии, Германии, Великобритании, Франции, Турции, США. А недавно Министерство культуры РД, Республиканский Дом народного творчества, Дагестанский Государственный объединенный музей им. А. Тахо-Годи, Национальная библиотека им. Р.Гамзатова организовали уже республиканскую выставку «Кайтагские узоры», проходила она в рамках проекта «Самородки». Участниками ее стали также, Акушинский краеведческий музей, мастерицы из Акушинского и Кайтагского районов, Избербаша и Махачкалы. На выставке было представлено около 80 работ, в том числе около 30 старинных вышивок. Остальные – это реконструкция старых изделий и авторские работы мастериц, в которые были привнесены новые сюжетные линии, дополняющие и восстанавливающие связь времен. Посетители выставки непосредственно могли наблюдать за увлекательным процессом создания шелковых вышивок, а желающие могли попробовать свои силы, взяв иглу в руки. Замечательный мастер-класс для них провели вышивальщицы Разият Магомедова и Зубайдат Гасанова из Кайтагского района. Хотелось бы привлечь внимание к тому, что Акушинским краеведческим музеем были представлены четыре уникальные работы конца XIX — начала XX века, которые привлекли всеобщее внимание.
29.05.2014г. Зубалжат Мирзаева, Заведущая Акушинским краеведческим музеем