В Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова в Махачкале, в рамках проекта «Самородки», открылась выставка «Кайтагские узоры». Организаторами мероприятия выступили Республиканский Дом народного творчества Министерства культуры Дагестана и Национальная библиотека.
Украшенное десятками уникальных вышитых полотен богатой цветовой гаммы фойе главной библиотеки республики можно было бы, наверное, сравнить с ярким красочным калейдоскопом. Наряду с экспозициями фонда Дагестанского Государственного объединенного музея имени Тахо Годи на выставке были представлены и работы индивидуальных авторов-вышивальщиц из Махачкалы, Избербаша, а также из Акушинского и Кайтагского районов.
Открывая выставку, заместитель министра культуры, директор Республиканского Дома народного творчества Марита Мугадова отметила, что кайтагская вышивка – это уникальное явление в декоративно-прикладном искусстве республики, секреты ее были практически утеряны, а сегодня благодаря мастерицам кайтагская вышивка как бы переживает второе рождение. Марита Велихановна назвала кайтагскую вышивку оберегом дагестанской культуры. Обращаясь к рукодельницам, она сказала: «Каждая представленная на выставке работа имеет свою историю, которая создавалась с помощью ваших рук, вашим душевным теплом и любовью к родной культуре». Она тепло поблагодарила мастериц за то, что они дали продолжение ремеслу, которым занимались наши предки, и выразила уверенность, что благодаря организованной выставке число мастеров, владеющих техникой кайтагской вышивки, будет возрастать.
В свою очередь, выступивший на открытии выставки министр печати и информации Азнаур Аджиев сказал, что кайтагская вышивка уникальное культурное явление. Он отметил, что такая вышивка является яркой гранью дагестанского народного искусства, одним из оснований в фундаменте культуры республики, подчеркнул важность проведения подобных мероприятий. Аджиев поблагодарил организаторов выставки и ее авторов-участников, а также всех тех, кто неравнодушен к древней культуре многонационального дагестанского народа.
Об уникальности кайтагской вышивки, ее значимости для дагестанской культуры и важности ее сохранения для будущих поколений говорили и другие выступавшие.
В частности, много интересного о затейливых и загадочных кайтагских узорах, которые своей волшебной магией покорили Париж, Лондон, Рим, Милан, Стамбул и многие другие города мира, поведал доктор искусствоведения Мисрихан Мамаев. Он отметил, что в зале представлено богатое видовое разнообразие орнаментальных композиций. Многие из них очень древние. К примеру, так называемая «бегущая волна» восходит к эпохе бронзы. Современное возрождение кайтагской вышивки дагестанский искусствовед назвал продолжением славных древних традиций. Но в дальнейшем увлекательный рассказ известного деятеля науки и культуры заставил присутствующих несколько взгрустнуть. Оказалось, что возрождающемуся сегодня интересу к столь старинному дагестанскому ремеслу как кайтагская вышивка мы – дагестанцы обязаны не жителям Страны гор, что было бы логичным, а некоему Роберту Ченсснеру, из далекого туманного Альбиона. Все началось еще в начале 80-х годов прошлого века, когда английский исследователь и бизнесмен Роберт Ченсснер приехал в Дагестан и, пораженный увиденными образцами древнего рукоделия, закупил большое количество кайтагских вышивок и вывез их в Англию. В лондонском выставочном зале «Замана», что в переводе с арабского означает «время» предприниматель организовал широкомасштабную выставку. В 1993 году он подготовил и издал большую книгу под названием «Кайтагские узоры», в которой представлены 80 цветных и 180 черно-белых иллюстраций. Следует отдать должное предприимчивому англичанину, который, однако, провел и колоссальную работу: расшифровал смысловое значение орнаментальных композиций и даже провел анализ красок, которыми окрашиваются нити для вышивания. Мисрихан Мамаев выразил пожелание что было бы хорошо перевести труд Ченснера на русский язык. По мнению искусствоведа, книга английского знатока неповторимых кайтагских узоров могла бы сыграть бесценную роль в деле дальнейшего возрождения кайтагской вышивки. В республике, по мнению искусствоведа, спонсоры для такого благого дела наверное нашлись бы.
По словам руководителя проекта возрождения кайтагской вышивки в Дагестане Зубайдат Гасановой, во многом он состоялся благодаря средствам гранта Главы РД, а также кропотливому труду ее единомышленников. Она отметила, что кайтагская вышивка – один из самых древних видов вышивки. По технике исполнения она очень сложна, а выполняется натуральным шелком разного качества и блеска, на домотканой хлопчатобумажной или льняной ткани. Вышивают мастерицы односторонней гладью в «прикреп», используя гладкие, стелющиеся стежки, техникой, которая не используется больше нигде на Кавказе, и которая долго считалась практически утерянной. Каждый орнамент имеет свое значение: четыре креста означают четыре стихии – вода, земля, воздух, огонь, а круг – оберег от сглаза. Шелковые вышивки, созданные по аналогам древних, украшают сегодня дома современных ценителей этого вида искусства. Символика кайтагской вышивки колоссальна. Большинство употребляемых знаков также встречается в петрографике, на надмогильных камнях, дагестанских клинках. И их семантика до сих пор полностью не разгадана.
Мы обучаем и взрослых, и детей, чтобы они не забывали, а возрождали и сохраняли это древнее искусство. В нашем селении мы тоже проводим подобные выставки, приобщаем молодежь к истории и культуре. Многим это нравится, сами изъявляют желание научиться делать такую красоту», – рассказала одна из мастериц Разият Магомедова. По ее словам, сегодня возрождением древнего женского ремесла заняты умелицы из села Маджалис. В 2001 году они организовали кружок вышивальщиц, изучив старые работы в музеях, постепенно восстановили кайтагские узоры. Сегодня уже каждая мастерица имеет более десяти учениц, практически в каждом селе Кайтагского района трудятся минимум по две мастерицы, которые также дают и уроки вышивания девочкам.
При всем великолепии представленных на выставке экспозиций и восторге, который чувствуешь глядя на них, начинаешь невольно думать, какая же красота могла быть безвозвратно утеряна, кануть в Лету. Но к счастью, есть смелые и отчаянные энтузиасты, преданные искусству. Именно они своими золотыми руками и любовью к вечному помогают сохранить и передать по наследству уникальный язык символов и знаков, которым пользовались наши далекие предки. В числе таких энтузиастов, конечно, руководитель и авторы проекта «Кайтагские узоры», в рамках выставки заслуженно награжденные грамотами министерства культуры РД.
Состоялись мастер-классы, в ходе которых любой желающий мог ознакомиться с тонкостями техники кайтагской вышивки. За неспешной и тонкой игрой пальцев признанные мастерицы своего дела обменивались опытом и охотно отвечали на многочисленные вопросы представительниц прекрасного пола. Кстати, среди последних многие открыли для себя новый вид приятного времяпровождения. Они решили научиться сколь красивому столь и полезному ремеслу — кайтагской вышивке, которая сегодня уже успела зарекомендовать себя как авангард современного дагестанского искусства и удачно вписалась в моду и быт своих многочисленных любительниц.
На празднике созерцания красоты не обошлось без музыки. После официальной части выставки, своими проникновенными голосами собравшихся порадовали творческие коллективы из Избербаша, а также из Акушинского и Кайтагского районов, исполнившие популярные народные песни.
Остается добавить, что творениями, созданными руками искусных мастериц-вышивальщиц ценители прекрасного могут любоваться до 19 мая.
Эльвира Гаджиева