Каладжух
Селение Ахтынского района Дагестана. На вершине невысокой горы Ага-ах со всех сторон окруженное мощными крепостными стенами, располагалось селение Каладжух. «Кала» означает «крепость», а «жиг» — «селение». Согласно преданиям, в период расселения по Кавказу армянских колонистов на противоположном берегу реки Усух-чай был основан город Микрах. Микрах и Каладжух враждовали между собой из-за земель. Микрахцы много раз пытались ворваться в крепость и истребить каладжухцев. Наконец им удалось взять селение с помощью хитрости. Многие жители были уничтожены. Оставшиеся в живых разбежались по разным селам. Одни из них основали селение Кала на территории нынешнего Рутула, другие ушли в Кюра и основали селение под таким же названием. Часть жителей ушла в селение Крар (Каракюре). В разрушенном селении остался только один тухум Мензифар. Со временем сюда стали переселяться люди из Микраха и других сел, и постепенно селение переместилось в низовье, где оно расположено ныне.
Примерно 200 лет тому назад из-за земельных неурядиц от Каладжуха откололось 60 семейств, которые расчистив леса в Нухинском уезде Елисаветпольской губернии Азербайджана, основали там селение под этим же названием.
Каладжух находился под влиянием администрации (аксакалов) Микраха и Каракюре. Во взаимоотношениях Микраха и Ахты каладжухцы стояли на стороне первого.
В собственности каладжухцев находились эйлаги на южном склоне горы Салават. Кроме того, в середину XVII в. фирманы персидского шаха отдали каладжухцам пастбища Гогиэйлаг, Лажан, Даш, Мухтух и Шлир.
Кака
Селение Ахтынского района Дагестана было образовано пришельцами из разных мест. Первыми были представители тухума Бацарар из Рутула. Затем сюда стали переселяться из селений Мугах, Хлют и Азербайджана. Рутульцы и хлютцы, борясь за земли, выгнали один тухум в Кака, другой — в Азербайджан, а третий—в несуществующее ныне селение Тесер. Из Азербайджана примерно 500 лет тому назад, спасаясь от кровной мести, переселились в Кака два брата—Шбит и Курбан и их сестра Зулейха. Они образовали тухум Курбанар.
Селение первоначально находилось примерно в километре от нынешнего местоположения. Оно было разрушено монголо-татарами, оставшиеся в живых жители обосновались на новом месте. Место старого селения стало хутором рутульцев.
До распространения ислама население исповедовало христианство. Ислам был навязан насильно.
Переселяться в другие селения разрешалось. Переселенцам в Кака не давали земли. Они сами приобретали участки у местных жителей.
Существовало право предпочтительной покупки земли родственниками. Вне селения продавать землю было нельзя. Представители тухума Жебесар (они были кровниками), переселившись в Кака, поменяли свои земли, находившиеся среди земель хрюгцев, на пограничные с селением Кака участки.
Ялак
Селение Ахтынского района Дагестана. Может быть, название связано со словом «ятах», что в переводе означает «летнее пастбище». Это место как нельзя лучше подходило для выпаса скота: хорошая вода, рядом территория Агула и Кураха, куда можно дойти за полдня.
Селение основано людьми, занимавшимися скотоводством. Первосельцами были представители тухума Салман, которые пришли из селения Ашар курахского общества. Там имеется родственный им тухум. Из селения Играх рутульского общества переселились представители тухума Косаяр. Тухум Цлах имеет родственный тухум под названием Цурар в Хивском районе. И в Хрюге, и в Кошкенте имеются тухумы Цурар, также родственные с тухумом Цлах.
Жители всех этих поселений объединились в целях обороны от внешних врагов в одно селение Ялак. Переселенцы образовали отдельные магалы, тухумы располагались по кварталам, компактно. Жили неразделившимися семьями, женатые сыновья под одной крышей с родителями. Без разрешения отца нельзя было отделяться. Между сыновьями были разделены обязанности: одни пахали, другие пасли скот, женщины ткали, делали войлок и т. д. Стол был общий. Сначала ели мужчины, потом молодежь и последними — женщины и дети. Жили все в одной большой комнате, в центре которой был очаг.
В Ялак принимали переселенцев из других сел. Им помогали строить дом, давали даже скот. Но землю переселенец должен был приобрести сам. Новосел должен был устроить угощение.
Устроившего угощение принимали в один из тухумов села. Люди, которые приходили к нему, дарили кто что мог: ягненка, козленка и т. д. Таким образом, переселенцу помогали стать хозяином, таким же членом джамаата, как и другие общинники.
Ислам был принят после покорения арабами Ахтов.
Какинский бек сначала жил в Ялаке, а потом переселился в Кака. По происхождению он был из Яхула (Лакии). Ялакцы обрабатывали земли бека, используя свой рабочий скот и сельскохозяйственный инвентарь. Кроме того, они платили бекам по два зирбе пшеницы и ячменя. Но к управлению селением беки не имели никакого отношения. В неурожайные годы ялакцы отказывались платить подати, на этой почве происходили стычки с какинскими беками.
Ханаг
Селение Табасаранского района Дагестана входило в состав союза сельских общин Джваран-мяхял. Сюда же входили селения Ругуж, Хурик, Пилиг, Цантиль, Дждижвар.
До принятия ислама в одних аулах исповедовали иудейство, в других — христианство армянского толка, а жители Верхнего Табасарана — христианство как армянского, так и православного толка. Ислам насаждался насильно.
До прихода Абу-Муслима в Табасаране были свои амиры. Те села, где жили амиры, были исламизированы насильно, а где их не было, население приняло ислам добровольно.
Селение Ханаг древнее. Сохранилась запись о приглашении аульчанами 450—500 лет тому назад прибывшего из Сирии и поселившегося в Гечухе в местности Дакриин шейха Зейнулабида. С его приходом сюда была построена мечеть и начался период шариатских порядков. Сохранилась запись родословной Зейнулабида в книге Шейхмагомеда, сына Абдулкерима, где перечислено 16 человек. Как видно из записи, переселение Зейнулабида в Ханаг произошло примерно в первой половине XVI в.
В Ханаге, как и в других селениях союза Джваран-мяхял, не было беков, амиров. Их не пускали к себе. Не подчинялись общинники ни майсуму, ни кадию. Не было здесь также раятов и рабов. Жители селения являлись узденями. Сами себя называли нежберами.
Народный сход всех сел союза собирался в местности Эгник (ореховая роща в 0,5 км от Ханага на правом берегу реки) или в местности Халак (недалеко от Ругужа). Председательствовал на сходе астарчин (старшина).
Основными занятиями ханагцев были земледелие и скотоводство. О развитии земледелия говорит наличие в селе большого количества мельниц. На реке Ханагчае их было девять.