Аулы Дагестана

Рича

Селение Агульского района Дагестана. Вокруг него раньше было три аула. Существовало и одноименное поселение, жители которого исповедовали ислам. Соседи же не хотели принять мусульманскую веру. По этой причине ричинцы напали на жителей других аулов, разрушили и захватили принадлежащие им земли. По рассказам, в Рича было до 1000 хозяйств. Селение семь раз разрушалось иноземными захватчиками. После очередного разрушения селение заново было основано тухумом Хячаяр.

Недалеко от Рича имеются немусульманские захоронения. Селение в прошлом было окружено крепостной стеной. Здесь было семь подземных ходов. Надир-шах в течение 14 дней не мог взять селение. Но нашелся предатель, который за гирванку (фунт) золота указал врагу подземные ходы. Воины Надир-шаха захватили селение и разрушили его, осталось всего 57 хозяйств.

Фите

Селение Агульского района Дагестана. По рассказам старожилов, в прошлом на расстоянии 50—100 метров к югу от здания мечети нынешнего аула находилось еврейское селение. Это место носило название Жугут хулар (еврейские дома).

Фите — древнее селение агулов. Здесь повсюду встречаются захоронения, где находят старинные вещи: зернотерки, серьги, кольца и т. п. Это один из крупных населенных пунктов, где было 700 хозяйств.

Когда-то селение было окружено стеной. Сохранились остатки разрушенной оборонительной стены протяженностью 3 километра, которая, по рассказам старожилов, шла в сторону Дербента и Гуниба. До сих пор сохранилась крепостная башня в местности Келади-кил (высокое место). Предполагают, что здесь была сторожевая башня, откуда в случае появления опасности оповещали жителей.

Худиг

Селение Агульского района Дагестана первоначально находилось в другом месте. 0но образовалось из трех поселений, следы которых до нас не дошли. Причина объединения поселений — постоянные нападения извне и грабежи. Кроме того на старом месте было мало земель, их было недостаточно для получения необходимых продуктов сельского хозяйства.

Поселения объединились в одно еще до принятия ислама. Вокруг жили армяне и евреи. Худигцы приняли ислам, но затем отказались от него. Тем не менее мусульманство им все-таки было навязано насильственно.

Буркихан

Селение Агульского района Дагестана. Существует предание, что более 250 лет тому назад из Казикумуха в эти места пришел хан по имени Бурки. Отсюда и пошло название – Буркихан. В Казикумухе жили два брата этого хана. Один брат убил другого, и двое сыновей убитого попросили буркиханцев принять их в селение. До этого они искали убежище в других селах, но никто не принял ханских сыновей. Буркиханцы приняли их на содержание. Братья выросли, но буркиханцы продолжали содержать их, и приношения, выделяемые сельчанами для ханских сыновей, превратились в постоянные. Однажды в Буркихан приехал казикумухский хан. Зафиксировав, какой дом сколько давал продуктов, он установил постоянные подати. Братья стали беками в Буркихане.

Разбогатев, беки стали приобретать земли. Они отнимали их также и у бедных буркиханцев. Кроме того, все земли тех, кто не имел наследников (выморочные земли), переходили в их собственность. Без разрешения джамаата беки захватили и вспахали общественные земли. Один из братьев женился на местной девушке. После смерти отца жены бек захватил все его земли, хотя у того были наследники (сыновья и дочь). Это были земли в местностях Хайлинвус и Джаругдала (рядом с селением). Вторую жену он взял из Казикумуха, а третью, как и первую, из Буркихана. Жены из Буркихана были из самых богатых семей. Второй брат имел только одну жену—из Буркихана. Жил он вместе с братом.

Произвол беков вызывал недовольство буркиханцев, которые не раз выступали против них. Но последние с помощью Сурхай-хана Казикумухского жестоко расправлялись с недовольными.

Куруш

Название аула Ахтынского района Дагестана связано с пребыванием здесь арабов из племени курейш, которые распространяли ислам в этих местах. Первыми жителями были кочевники из Азербайджана. Затем сюда стали переселяться люди из разных мест, и со временем аул стал одним из больших населенных пунктов южного Дагестана. Об этом говорит и многочисленность тухумов. Самым большим из них был Хайтахар, который составили выходцы из Кайтага. Представители этого тухума были духовными служителями. Тухум Авурар был из Аварии, а Хуливияр — пришедшие с приморья, «хул» означает «море».

Сами себя курушцы называли лежберами. Здесь не было раятов. Во главе селения стояли представители тухума Физирар. Представители этого тухума в период царизма получили титул беков.

Селение было большое, насчитывало более тысячи хозяйств. От Куруша находились в зависимости другие села. Наиболее крупные скотоводы имели от 1000 до 3000 баранов.