Аулы Дагестана

Ихрек

Селение Рутульского района Дагестана в прошлом было расположено на горе Цудик в местности Дынгидфара, где очищали просо от шелухи. По рассказам старожилов, здесь все поселения объединились в одно селение, чтобы избежать междоусобиц. Объединились с Ихреком, потому что это было наиболее крупное селение. В четырех кварталах— Челевер, Карагир, Керсан и Дукку — расселились основные тухумы Кахсарар, Чилевар, Дегур и Карачи.

Местное название Ихрека—Йирек значит «сбор», или «место сбора».

Одно из преданий об образовании селения таково. Некая женщина селения Хырыц по имени Дурадж, у которой односельчане убили сына, убежала в Казикумухское владение. Желая отомстить жителям Хырыца, она попросила у казикумухского хана войско. Но хан предложил ей в течение семи лет печь хлеб для его войска, обещая по истечении этого срока помочь ей, Дурадж согласилась. Но когда прошло семь лет, хан предложил ей плату за эту работу. Женщина отказалась. И тогда хан исполнил ее просьбу, дал ей войско. Конница прошла через горы в долину Гурге, оставив за собой тропинку, которую местное население и поныне называет дорогой Дурадж, и скрылась в долине Алахан-дере от людей села Хырыц. Утром Дурадж надела на осла шкуру оленя и погнала его к селению. Мужчины, приняв осла за оленя, погнались за ним, в селе остались дети, женщины, старики. Селение было окружено оборонительной стеной и имело двое ворот, которые остались раскрытыми. Дурадж и ханская конница вошли в село через раскрытые ворота и стали убивать всех оставшихся там. Село было сожжено, а оставшиеся жители переселились частью в Ихрек, частью в Азербайджан и Грузию.

Верхний Катрух
 

Это лакское селение в Рутульском районе Дагестана. По-лакски оно называется Чатлухи («чат» — «хлеб»). До образования здесь селения это были летние пастбища казикумухских ханов. Основателем селения был тухум Алихул или Махмудихул. Основатель тухума Гаттари-Али был выходцем из Кумуха.

Существует предание, будто однажды во время пастьбы скота, двигаясь по тропинке в Аракул, Гаттари-Али услышал: «Возвращайся, твой хлеб в Чатлухи». После этого он поселился здесь и основал тухум Алихул.

Тухум Махмудихул — выходцы из лакского селения Уручи. Тухум Гергихул по происхождению был грузинский. Тухум Сутухул или Арусхул—по происхождению русский, тухум Бажанхул — еврейский.

Существуют предания о том, что здесь оседали выселенные из других сел. Земли принадлежали Чулак-Сурхаю. Поэтому все жители села были подчинены хану. Он имел здесь своего наместника.

Чираг

Селение Агульского района Дагестана

Название аула восходит к слову «чирах», что означает «светильник». По преданию, на месте нынешнего селения была сторожевая башня, где располагался небольшой отряд. В случае опасности зажигались специальные костры, издали похожие на светильники. Жители Чирага называют своё селение Харгнила, даргинцы — Хургнила, лакцы — Чирах, агулы — Хираг или Шираг. Селение возникло задолго до прихода арабов: согласно преданиям, оно образовалось в результате объединения трех небольших поселений.

Одно из них (Ричахе) находилось в четырех километрах от селения Чирах по пути в нынешний Кулинский район. Хорошо видны остатки оборонительной стены, которая защищала поселение с северо-западной стороны. Раньше прослеживались следы подземного хода от вершины, на которой располагалось поселение, до самой речки.

Другое поселение (Карахала) находилось на границе с территорией союза сельских обществ Буркун-Дарго. Располагалось оно на крутом склоне, о чем свидетельствуют сохранившиеся мощные строительные остатки. Рядом было «шахидское кладбище».

Предания повествуют о том, что в этом поселении жили мусульмане. Во время очередной осады его жители оказали сопротивление неприятелю и успешно отразили все атаки. Тогда враги подкупили одну женщину и с ее помощью проникли в аул в то время, когда мужчины молились в мечети, и до последнего человека вырезали жителей селения, в том числе и предательницу. Кладбище назвали «шахидским» потому, что защитники погибли за мусульманскую веру.

Третье поселение (Ричалабек) было небольшое. Оно располагалось на левом берегу реки Чираг-чай, примерно в трех километрах от современного Чирага. Сохранились строительные остатки.

Все поселения были разрушены монголами. Оставшиеся в живых жители основали современное селение. Семь раз оно было разрушено и семь раз возникало на том же месте. Часть жителей, не выдержав частых нападений, ушла в Азербайджан, основав новое селение и назвав и его Чирагом.

Селение Чираг разделено на три квартала: Ххаршил (Нижнее селение), Харшил (Верхнее селение), Баршил (Солнечная сторона). Тухумы раньше жили компактно. Более мощными в экономическом отношении были тухумы Шихалайкале, Гарумкале и Кадикале. Из их среды выбирались сельские административные лица.

На территории селения пять кладбищ, из которых четыре — древние. Относятся они к XII—XIV вв. Захоронения здесь домусульманские и мусульманские. Нынешнее кладбище селения — это продолжение могильника XII— XIV вв.

Тпиг

Селение образовалось из пяти поселений Агульского района Дагестана. Джарфуг находится в 15 километрах к северо-востоку по пути в Буршаг, здесь сохранились куфические надписи. Ганжуар – в 12 километрах к северо-востоку от Тпига. Зулерхур – в 2,5 километра к западу, на пологом склоне, спускающемся к реке. Сохранились развалины на площади в шесть гектаров. Ныне здесь расположилась колхозная ферма. Есть надмогильные плиты: «Зулер» означает «лестница», а «хур» — «селение». Курнар — в четырех километрах севернее селения, на левом берегу Чираг-чая, в узком ущелье, в стороне от дороги. Фурдих — в трех километрах к северу, на горе, по пути в Амух.

Название Тпиг селение получило после объединения. При арабах оно называлось Агул. В селении Акуша находился арабский полководец Агкуш (отсюда, по одной из версий, и произошло название Акуша), сын которого Раджаб находился в Тпиге в качестве наместника.  Отец присылал ему письма, в которых называл Раджаба «агул» — «сын». Отсюда и пошло название Агул.

Тпиг имеет четыре квартала. Один из них носит название Каджар. Есть такие кварталы в селениях Арсуг, Дулдуг, Бедюк и Гельхен. Именуются они так потому, что во времена завоеваний Надир-шаха жители этих селений под страхом смерти вынуждены были принять шиизм (одно из направлений ислама).

Второй квартал — Рухаккенар. Третий— Керухар («кIерух» означает «теленок»). Когда-то некий житель этого квартала собрал всех соседей (примерно 40—60 человек), зарезал теленка и, угощая собравшихся, договорился с ними, что с этого дня они будут родственниками. Четвертый квартал — Вартикилар.

В каждом квартале было несколько тухумов, состоящих из 20—40 домов. Самый большой и богатый из них был тухум Кажарар. Из этого тухума раньше выбирали кавха. Из представителей этого тухума выбирали и кадиев.

Еще до присоединения Дагестана к России тпигцы для защиты от постоянных нападений извне вступили под покровительство курахского хана. Он иногда посещал Тпиг и другие агульские села с женой и свитой. На ханшу запрещалось смотреть, при ее появлении все должны были ложиться на землю. За покровительство тпигцы платили хану натуральные подати. Сбором податей в Тпиге и других агульских селах занимались ханские наместники.