«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Бугда-тепе
Село в Магарамкентском районе Республики Дагестан.
Как свидетельствуют данные, в 1935 г. в сел. Кочхюр создали колхоз, а в 1937 г. для нового хозяйства на равнине (территория Магарамкентского района), возле реки Гюлгери выделили земли под поля и пастбища.
Новые земли кочхюрцев находились на большом бугре, между реками Самур и Гюлгери. К близлежащим селам не было дорог. Земля была заросшая кустарником и лесными массивами. Но между ними чистые участки возделывались под кукурузу. Место горцам понравилось. За короткий срок они очистили земли от дикорастущей растительности и подготовили почву для посевов пшеницы, ржи. Зимой 1938 года кочхюрцы пригнали туда и стада овец. Было нелегко. Особенно летом горцев мучила лихорадка, от этой болезни многие умирали. Но постепенно они привыкли к новому для себя климату.
В 1957 году кочхюрец Эхмед первым построил там себе дом. За ним в Бугда-тепе устремились и другие кохчюрцы. В настоящее время там около 300 хозяйств и проживает более 700 человек населения.
Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 15.12.1975г., на территории Магарамкентского района, на землях колхоза им. С. Кочхюрского зарегистрирован населенный пункт Бугда-тепе.
В селе действуют средняя школа, узел связи, ФАП, переговорный пункт, клуб, библиотека. Жители села пользуются природным газом, электричеством, отчасти они обеспечены водой. На реке Гюлгери построен мост. В Бугда-тепе также живут и переселенцы из некоторых сел Ахтынского района.
Буглен
Cеление на юго-востоке Буйнакского района.
Административный центр и единственный населенный пункт поселения Село Буглен.
Расположен в 10 км к юго-востоку от районного центра города Буйнакска, на левом берегу реки Бугленозень.
По оценке 2012 года в селе проживало 2010 человек.
Своё название селение получило от имени речки Буглен-Озень. По местным преданием возникло в XVII в., как удел одного из баматуллинских биев. Вплоть до 1860 г. селение входило в Казанищенскую сельскую общину и имело общие, неразделённые земли с Нижним Казанищем. Селение славилось своими борцовскими традициями, в частности как центр национальной борьбы на поясах, потому неудивительно, что выходцем из этого селения был величайший дагестанский борец Алклыч Хасаев (1880-1920 гг.). Уроженцами села также являются такие известные личности как богослов, кадий Буйнакска и руководитель «Дини-Комитета» Бадави Адильбеков, государственные деятели Ш.И. Шихсаидов, Х.И. Шихсаидов и М.Ш. Шихсаидов.
Бурдеки
Село расположено на р. Бурдекихерк (бассейн р. Гамриозень), на высоте 760 м, в 24 км к югу от районного центра — села Сергокала.
Даргинское село Бурдеки было основано выходцами из селений Урахи, Утамыш, Муги. Произошло это после разрушения города ХIямур-Дарго. Оставшиеся земли его жителей были поделены между селениями Утамыш, Башлы и Урахи. Граница между утамышскими и урахинскими землями проходила примерно в 10 километрах от местности Кьвялцнаула.
Для охраны своих земель утамышское общество, где проживали кумыки, подселило на 5 лет 8 хозяйств немногим выше нынешнего селения Бурдеки. Но здесь не было источника воды, и поэтому семьи со временем переселились вниз, где находится селение и ныне. Сюда же стали переселяться отдельные хозяйства из Урахи и Муги. Из Урахи в основном люди переселились из тухума Гадай-джанайхъала, в результате чего и в Бурдеки образовался такой тухум. Даргинцев в Бурдеки стало больше, и постепенно село превратилось в даргинское. Урахинцы основали кварталы ГIеркъол-къотI и ЦIяб-къотI, утамышцы — Ясар къотI, мугинцы — Серхьи къотI. Статус центр сельсовета с 1921 года.
Буркихан
Буркихан, Буркаххян (лак.), КкехъуIн (агул.), Гекхун (агул.)
Село в Агульском (до 1934 — в Курахском районе) Республики Дагестан. Административный центр сельсовета (с 1921).
Расположено в 6 км к северо-западу от села Тпиг, в месте впадения реки Буркиханрух в реку Буркихан (обе принадлежат бассейну реки Чирагчай).
О Буркихане и буркиханцах упоминается еще в «Сборнике сведений о кавказских горцах», изданном 130 лет назад в Тифлисе.
Жителям Буркихана Агульского района были характерны свободолюбивый дух, верность отцовским традициям порядочности, чести и достоинства. Во все времена в ауле особое значение придавали спартанскому образу жизни, воспитанию детей с ранних лет в духе стойкости, мужества и независимости. По сей день в Буркихане существует майдан, где собираются дети с семи лет, чтобы померяться силами. И дело не только и не столько в том, что мальчишки в присутствии старших определяют, кто из двух них сильнее, а в том, что аульчане возлагают одинаковые надежды и обязанности на обоих: как на победителя, так и на побежденного. Победитель, например, не смеет хвастаться своей силой, а, наоборот, обязан быть защитником слабого. Но и тот, кто послабее, не имеет права уходить в тень — с того самого момента, как он оказался на лопатках, должен готовить себя к победе в очередном поединке.
Среди жителей высокогорного Буркихана есть и такие, которые с гордостью заявляют о своих родственных связях с гениями мировой литературы Александром Сергеевичем Пушкиным и Николаем Васильевичем Гоголем. Об этом в своей книге «Рассказы о потомках А.С.Пушкина» сообщает и В.М. Русаков. Оказывается, буркиханец Замир Курбанович Тарланов женат на Лидии Владимировне Савельевой, праправнучке А.С. Пушкина по отцу и, по матери — Н.В. Гоголя.
Буртунай
Буртунай – самое крупное сельское поселение Казбековского района РД. Является административным центром поселения.
Расположено на автомобильной дороге республиканского значения Хасавюрт—Ботлих, на юге от села Дылым, у подножья Кавказского хребта. На западе граничит с селением Алмак. Расположено между верховьями рек Алмактар и Жарлинкортар.
Селение Буртунай было основано в середине XVII века, об этом пишет известный учёный, лингвист М.-С. Саидов. Подтверждение этому явилась недавно опубликованная статья в еженедельнике «Времена», где наш соотечественник из Турции пишет своему родственнику в Дагестане, что основателем села Буртунай является сын аварского амира конца XVI века Тунай-Джалава Албури-Тонай, который жил в Элмахе (Алмак), был амиром Саладаглара (Салатавии) и основал много сёл, таких как Албури-Тонай, Албури-даг, Албури-отар. Его потомок Мехмед-Амир (Мухаммад-Амир) во времена газавата, приблизительно в 1840 году со своей роднёй переселился в Турцию. Другой источник – это запись на полях рукописного Корана, который принадлежал князю Девлетгирею Темирову, на тюркском языке, также подтверждает, что основателем Буртуная является Албури-Тонай, назначенный в Салатавию амиром Солтан-Махмудом эндирейским.
Население, проживающее в с. Буртунай, составляет 4051 чел. Подавляющее большинство (99,2 %) из них аварцы. Кроме того проживают рутульцы, русские, цахуры и др. До депортации в селении проживало значительное число и чеченцев.
В с. Буртунай осуществляют свою деятельность следующие учреждения и организации:
Администрация сельского поселения «с. Буртунай», муниципальная средняя общеобразовательная школа, муниципальная начальная школа, Дом культуры, библиотека, ясли-сад, амбулатория.