«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Башлы
Аул Башлы Каякентского района располагается в виде амфитеатра, занимая подножье горы Джавантав на юго-востоке, охватывая частично и равнинную полосу до самой реки Башлыозень, т.е. территорию между тремя современными селениями — Башлыкент, Капкайкент и Джаванкент.
Башлы по населенности и богатству своих угодий имело преобладающее влияние в делах, относящихся ко всему Кайтагу. Многие авторы, писавшие о Дагестане, называли Башлы того времени «городом», имея в виду, разумеется, его величину и его роль в политической, экономической и культурной жизни населения региона.
В административно-политическом отношении Башлы в прошлом входил в Кайтагское уцмийство, а с декабря 1860 г. — в состав Кайтаго-Табасаранского округа, образованного из владений Кайтага и Табасарана. Кайтагское уцмийство кроме общества Башлы составляли магалы Терекеме, Кайтаган, Шуркант, Ирчамул (Урчамил), Каракайтаг, Ганг, Муэри, Гапш и Гамри.
Соседями башлынцев (кроме ряда кумыкских обществ) являлись также даргинцы, азербайджанцы, табасараны. На востоке земли Башлы омываются водами Каспийского моря.
Данные о численности населения Башлы противоречивы. Так, по данным хорошо знавшего Южный Дагестан П. Зубова, в начале XIX в. в нем числилось около 400 домов и до 2000 жителей. Согласно рапорту не раз побывавшего в самом Башлы генерала М. Хатунцева генералу Ртищеву от 1 июля 1812 г., здесь насчитывалось более 2000 домов и до 5000 людей мужского пола. Согласно данным автора ряда важных работ по Дагестану А.В. Комарова, приведенным, в частности, в «Списке населенных мест Дагестанской области», в 1868-1878гг. в Башлах насчитывалось 817 дворов, в которых проживало 3740 чел.
Разумеется, с тех пор в численном составе башлынцев, как и во всех областях их хозяйственной и культурной жизни произошли значительные изменения. Необходимо принять во внимание и то, что немалое число башлынских семей проживают в городах — Дербенте, Махачкале, Избербаше, в поселке Дружба, в райцентре Каякентского р-на Новокаякенте. Живут представители башлынцев и в других городах Дагестана и бывшего Советского Союза: Москве, Петербурге, Баку, Астрахани, Ташкенте, Тюмени и др. Несколько сот семей из Башлы Каякентского района после трагических событый 1877года., когда село было разрушено, переселились в другие страны: Сирию, Турцию и Иорданию.
Башлыкент
Село в Каякентском районе Дагестана.
Расположено у подножья горы Джавандаг, в долине реки Башлычай, в 33 км к юго-западу от города Избербаш.
По переписи 2010 года в селе проживало 3230 человек. Моноэтническое кумыкское село.
В 1877 году в Дагестане вспыхнуло крупное антироссийское восстание, одним из центров которого стал аул Башлы. За непокорность аул был полностью разрушен генералом Комаровым. Впоследствии населению бывшего аула в течение 5 лет не позволяли селиться на прежнем месте. И только в 1882 году жителям разрешили вернуться, но вместо одного аула были образованы три: Верхний Башлы (позже Капкайкент), Средний Башлы (позже Джаванкент) и Нижний Башлы (позже Александркент).
При образовании нового аула, в знак принесенной покорности ему было присвоено имя Александркент в честь императора Александра III. После революции село переименовывают в Джалалкент в честь революционера и видного государственного деятеля Дагестана Джалалутдина Коркмасова. В 1937 году Коркмасов был репрессирован, а село вновь переименовано в Башлыкент.
Бедюк
Бедюк является одним из самых высокогорных аулов не только Агула, но и Дагестана. Он расположен высоко в горах на высоте более 2500 м. над уровнем моря, у подножья Самурского хребта, в верховьях реки Курахчай. С южной стороны граничит с с. Шиназ Рутульского района.
Связь между селами Бедюк и Шиназ осуществлялась через горный перевал Самурского хребта. Между двумя селами издавна существовали торговые и добрососедские связи. Добрые отношения закреплялись брачными связями. Свидетельством тому является, что одно из небольших плато называется Хумбар лухъа тул. Ходит легенда, будто бы жители обоих сел, провожая и встречая невесту, встречались там и устраивали прощальные танцы. С юго-восточной стороны Бедюк граничит с Курахским районом, в частности, с агульскими селами Хвередж и Квардал. С жителями этих и других сел Курахского района у бедюкцев сложились более тесные, добрососедские, родственные отношения. Через куначество, через экономические, культурные, брачные связи они взаимно обогащались материально и духовно.
Бытует мнение, что село образовалось из переселенцев из разных мест (лакцы, евреи, дербентские каджары, агульцы, лезгины ит.д). Отсюда и произошло название села Бедюк-Шадухъ (смешанный). По одной версии первые переселенцы были кровники, бежавшие от кровной мести, по другой версии люди, уходившие в горы в поисках земли.
Современный аул Бедюк, по преданию, образовался после разгрома поселения Сарфун. По преданию он был городом. Судя по захоронениям, Сарфун-шагьар был крупным поселением. Сохранились развалины сигнальной башни в местечке КIагIлайрикк. До сих пор обнаруживают кладки стен. Выгодное расположение местности, благоприятный климат способствовали процветанию Сарфун-шагьара. По сказаниям старцев, жители Сарфун-шагьара отчаянно сопротивлялись полчищам Надиршаха. Когда сопротивление было сломлено, иранцы устроили шах-хирман. Вывели стариков, женщин и детей на майдан и растоптали копытами коней. Дата основания Сарфун-шагьара сопоставима с периодом возникновения с. Рича.
Р.Гамзатов писал: «Не пером написана история горских народов — она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками».
Село (аул) – самый крупный населённый пункт Цунтинского района, а точнее (с 1992 г.) — Бежтинского участка Цунтинского района Дагестана.
Расположено вблизи реки Хзанор (приток Аварского Койсу), в 170 км к юго-западу от железнодорожной станции Буйнакск, в 274 км к юго-западу от Махачкалы.
Население — 3731 человек (2002).
Основное население составляют бежтинцы — один из цезских (дидойских) народов, часто включаемых в состав аварцев. Бежтинский язык входит в аваро-андо-цезскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи.
Бежтинцы — одна из народностей Дагестана, проживающая в основном на территории Цумадинского района. По переписи 1989 года бежтинцев около 7 тысяч человек. У истоков Аварского Койсу находятся их населенные пункты — Бежта, Тлядаль, Хашархота, Нахада, Гарбутль. Живут они и в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства — Качалае и Караозеке. Около 1500 человек — в Кварельском районе Грузии. Основное занятие — животноводство и земледелие.
Бежтинцами всегда интересовались ученые, путешественники Паллас, Услар, Жердин, Бапсит и др., Побывавший в XVIII веке в этих краях царский офицер и путешественник И.И. Норден в «Описании Антль-Ратля» указывает, что вольное общество Капуча было одним из самых сильных, могущественных и богатых. В исторической литературе для обозначения бежтинцев можно встретить и другое наименование — капучинцы (буквально — люди, носящие овчинные тулупы). Грузинские цари во время войн, походов для своей охраны часто пользовались услугами метких охотников — бежтинцев. За хорошую службу им выделяли в Кахетии земли для поселения.
События начала и середины ХХ века внесли огромные перемены в жизнь народа. Когда началось движение горцев, Шамиль назначил в Бежте своего наиба. Возглавляемый им большой отряд бежтинцев защищал проходы в Дагестан с юго-запада от царских войск. В 1857 году царские войска пошли в наступление. Все селения бежтинцев были сожжены, разрушена материальная культура, созданная на протяжении многих веков. Население было насильно переселено в Грузию. Это было самое мрачное время для бежтинцев.
Начался процесс распыления маленького народа. Тогда же часть бежтинцев переселилась Турцию. Ныне компактно живут в двух селах. Другие остались в Грузии, обосновали хутора, из которых впоследствии выросли крупные села Ареши, Чантлискури и Сарусо. Часть бежтинцев после пленения Шамиля получила право вернуться на родину. Из руин они вновь подняли свои села.
До начала XX века, в научной литературе и в первых переписях советского периода бежтинцы значились как отдельная народность, Но в 30-е годы территориальная целостность бежтинцев была нарушена, их включили в состав образованного в 1930 году Тляратинского района.
Более того, о бежтинцах как о народности Дагестана вообще перестали упоминать в официальной и научной литературе. А бежтинский язык каким-то образом был определен как родственный аварскому языку, его наречием, хотя это далеко не так.
Много лет маленький народ добивался административно-территориальной самостоятельности. В ноябре 1955 года был образован Цунтинский район с райцентром — селением Бежта.