Ашага-Ярак
Село Хивского района Дагестана, расположено в верховьях небольшой речки Ярак-су, на южных склонах горы Каркул, в местности Хваъ.
Село других названий не имеет. Точное время его образования неизвестно. Со слов аксакалов, аул возник в середине XVII века. Соседи (чулакцы и юхари-яракцы) село называют Хоар по названию местности.
Основание аула Ашага-Ярак приписывают трем братьям-кровникам из Юхари-Ярака, назвавшим свое местожительство Асккан Яракк (Нижний Ярак). Название селения происходит из двух слов: «яр» в переводе с тюркского — «гора» и «ак» — подножие горы.
Есть и другое предположение о происхождении названия села: через то место, где обосновались братья Исмаил, Бабах и Мюрч, проходила дорога государственного значения в Грузию. Слово «ракк» в переводе означает «двери», и это место как бы является входом в Табасаран.
В то время в магале Нитрих было много разрозненных аулов. Это такие аулы, как Бегран, Гюбряг, Чучгар, Амнар, Инжла, Дадага. Они и вошли в состав вновь образованного аула Ашага-Ярак.
Все тухумы в ауле были узденскими. Это значит, что крестьяне были независимыми и свободными. В то время в селении было три квартала: нижний, средний и верхний. В основном тухумы и кварталы совпадали. Роль старшины в ауле выполнял кавха, который избирался односельчанами. Все вопросы, связанные с проблемами аула, крестьяне решали на сходе. Сход обычно собирался на годекане. Сенокосы и пастбища в основном были общинными, встречались и частные владения. Лес в окрестностях аула был общим. А такие лесные массивы, как Афна, Ажний, Стхан, делили для вырубки.
Крестьяне занимались преимущественно земледелием и скотоводством.
Орудия труда (плуги, лопаты, молотильные доски, веники, сани) изготовляли сами крестьяне. Женщины в основном занимались обработкой шерсти, ковроткачеством, изготовлением шерстяных носков, паласов.
Ашахюр
Аул в Курахском районе Дагестана, как орлиное гнездо, расположен между горными вершинами, на высоте
Однако надо отметить, что их там ожидали и трудности. Первоначально в течение 30-40 лет умерших на санях отвозили в село предков и хоронили на общем кладбище, так как родственные и тухумные связи сохранялись очень долго. В первые годы своего существования аул получил название Верхний Штул, а потом начал называться Ашахюр.
До Великой Отечественной войны в Ашахюре было 70 личных хозяйств. В трудные и голодные годы войны несколько семей разорились, люди погибли от голода и холода. Другие переселились в места, где можно было как-нибудь просуществовать. Тяжелой была жизнь у сельчан до 60-х годов. В колхозе кроме одной старой фермы ничего не было, отсутствовала дорога, главным транспортом ашахюрцев являлись арба и сани.
Ашты
Селение расположено в Дахадаевском районе, во внутреннем горном Дагестане, на высоте
Самой высокой вершиной, расположенной на земле аштынцев, является гора КIаразла муда. Высота её составляет примерно
Ашты — одно из старинных селений. Население говорит на кубачинском диалекте даргинского языка. Первое упоминание Ашты в источниках относится к 1227 году.
В
В новое время Ашты являлся политическим центром вольного общества Буркун-Дарго (Старая Даргиния), куда также входили аулы Кунки, Худуц, Анклуг, Амух, Чираг, Цирхе. После завершения Кавказской войны и окончательного утверждения Российской империи на Восточном Кавказе, Ашты был включён в состав Ашты-Кулинского наибства, Казикумухского округа Дагестанской области. В 1921 году в Ашты была установлена Советская власть, после чего декретом ВЦИК был образован Аштынский сельский Совет, в составе Уркарахского участка Кайтаго-Табасаранского округа. В марте 1930 года был создан Аштынский колхоз, который в Советское время считался одним из лучших в Дагестане.
Багикла
Селение Лакского района первоначально располагалось на юго-западной стороне Турчи-Дага, в местности «Бургъисану», на границе с Андалалом, где и в настоящее время сохранились развалины населённого пункта. Впоследствии по настоянию халкьлавчи (глава народа), как гласит предание, населённый пункт был перенесён в местность «АритIалу» и даже обнесён каменным забором. По мнению халкьлавчи, этот аул должен был выполнять как бы функции пограничного населённого пункта и защищать Лакию от набегов соседних племен. Сколько этот населенный пункт просуществовал на этом месте история умалчивает, но, спустя какое-то время, по причине нехватки воды одна половина населения переселилась на север Турчи-Дага, другая половина — в местность, где сейчас расположено селение Багикла, богатое растительностью и водой. Потомки турчинцев и багиклинцев не сомневаются, что они происходят из одного и того же населенного пункта.
Активное участие принимали багиклинцы и в событиях бунта горцев 1877 года. В своих воспоминаниях тех лет Исхак Урминский и Али Салтинский («История шариатского восстания») лестно отзываются об «устанавливающем истину, учёном-теологе» Абдулле-хаджи Багиклинском, который вместе с Эмиром Патали, Эмиром Абдулмаджидом — наибами Казикумухского округа, а также Эмиром Джафаром — сыном Эмира Аглар-хана возглавлял восстание. Дословно: «Главарём тех мюридов, кто защищал Куппа 8 числа, месяца Рамазан 1877 года был и Абдулла-хаджи Багиклинский. Бой шёл целый день. С обоих сторон было убито много мужей. Неверные стреляли из больших пушек. И только под покровом ночи мюриды оставили село, по просьбе куппинцев, перешедших на сторону русских, дабы не подвергнуть Куппа полному разрушению».