Ассаб
Село в Шамильском районе Дагестана. Исторические предания рассказывают о том, что на его нынешней территории находилось 5 поселений: Рукалитль, ГIолорда, Кунзах, Ихотль, Рачирохотль. Об этом свидетельствуют многочисленные развалины, сохранившие остатки фундаментов стен, жилых домов, оборонительных сооружений. В I95I г., в местечке «Олорда», археологическая экспедиция производила раскопки и установила, что здесь исповедовали христианство, а жители были связаны с Грузией, о чем свидетельствовали остатки гончарной посуды, кресты и др. До сих пор сохранились остатки крепостной стены, которой было окружено это поселение. Оборонительная стена ограждала селение с двух сторон и заканчивалась огромным обрывом, т. е. в селение невозможно было проникнуть незамеченным.
Примерно I000 лет назад все поселения объединились в одно, видимо в интересах совместной обороны от внешних завоевателей. Нынешнее село основали на краю скалы, вокруг селения была высокая каменная стена и три оборонительные башни.
Название «Ассаб» произошло от слова «ас», то есть уважение к другим, гостям.
На территории нынешнего села существовало вольное общество, на которое хунзахские ханы совершали набеги, да и сами ассабцы тоже совершали набеги на соседей села, даже в соседнюю Грузию.
Как и все народы Кавказа, сельчане занимались земледелием, животноводством, разнообразными видами ремесел, сеяли пщеницу, ячмень и другие зерновые культуры, вспашку производили деревянной сохой с железным лемехом, в которую впрягали пару волов. Жители села в основном занимались разведением овец и коз, разводили крупный рогатый скот, обрабатывали некоторые виды местного сырья. Из шерсти вырабатывали войлок, паласы, ткани, носки и др., собственноручно изготовляли и весь необходимый сельскохозяйственный инвентарь.
Ассабцы принимали участие в освободительной борьбе народов Дагестана против Надиршаха, они выступали вместе с хунзахцами, также участвовали они в народно-освободительном движении против царизма под руководством имамов Газимагомеда, Гамзатбека и Шамиля. Они отличились в боях при Ахульго, Унцукуле при Гергебиле, многие ассабцы остались на поле битвы.
В XII веке началось принятие ислама жителями. Многие ассабцы как учёные арабисты были известны далеко за пределами села и даже Дагестана.
Атлыбоюн (Ленинкент)
Кумыкское селение возле одноимённого перевала, находилось на расстоянии
В
Известно, что это старинное кумыкское селение появилось на земле шаухалов Тарковских, которые считались владетелями плоскостных кумыкских земель с VIII века. Ко времени вступления на шаухальский престол князя Мехти-бека в
Письменной информации о селении Атлыбоюн очень мало. Кое-что касающееся его можно обнаружить в архивах русских и грузинских послов, проезжавших через названный перевал в XVI- XVIII веках, а также в дневниковых записях русских путешественников, побывавших в Кумыкии в XVII-XIX веках. Конечно, и здесь не обходилось без преданий и легенд. Существует такое предание и об атлыбоюнцах, что они — выходцы из разных селений шаухальства и являются потомками батыров, поборников вольности и мужества. У многих атлыбоюнцев в настоящее время имеются родственники в селениях Тарки, Коркмаскала, Альбурикент, Казанище, Эрпели, Гели, Кяхулай и др.
В XIX веке атлыбоюнцам приходилось с оружием в руках защищать свое село от набегов мюридов имамов, которые часто спускались с гор на равнину якобы «для наказания гяуров».
Мир и спокойствие атлыбоюнцев в период Кавказской войны часто нарушались, с начала 1817 по 1859 год, набеги мюридов на равнину не прекращались.
В имущественном отношении атлыбоюнцы были крестьянами — хлебопашцами, земля принадлежала бекам. За пользование землей крестьяне обязаны были два дня в году отрабатывать на беков.
Все историки хорошо знают про знаменитое Атлыбоюнское вооруженное восстание 1905 года под руководством Черив-мурзы Атлыбоюнского, подавленное царскими войсками. Ныне у дороги в сторону Хасавюрта стоит памятник участникам этого восстания, напоминающий о ратном прошлом атлыбоюнцев.
В 1924 году постановлением Совнаркома Дагестана переселенческое село Атлыбоюн было переименовано в Ленинкент. Было начато переселение Атлыбоюна на свой же участок земли на равнине в
Когда началась Великая Отечественная война, из маленького аула на фронт ушли 151 человек, из них 58 не вернулись с полей сражений. Почти все воевавшие атлыбоюнцы имели ордена и медали за боевые подвиги.
Жители села издревле отличались исключительной дружбой и человеколюбием, в самые трудные годы оказывали помощь другим. Свидетельством тому является тот факт, что когда в 1957 году в Ленинкент стали переселяться горцы, кумыки приютили их, помогали во всём.
Сегодня Ленинкент — село интернациональное, здесь живут кумыки, аварцы, даргинцы, лакцы.
Афна
Селение в Табасаранском районе Дагестана. Относится к одному из древнейших в России. Надписям на надгробных плитах в селе Афна более 3000 лет.
В селе проживают разные роды: Хаджакьар, Агъабияр, Гьархъар, Бавтар, Касьяр… и др. По рассказам старейшин в селе проживал уважаемый и образованный человек Малла ТIагьир. У него было два сына: Магомедкерим и Абдулкерим. Абдулкерим был образованным человеком, являлся первым председателем колхоза, был командиром партизанского отряда, вёл активную борьбу с бандитизмом. Колхоз, которым он руководил, оказывал активную помощь Красной Армии. Поставляли фронту мясо, зерно и тёплые вещи. В 1943 году бандиты, которые дезертировали с фронта, грабили мирный народ. Председатель колхоза боролся с ними, тогда они расстреляли его.
В 1966 году в результате сильного землетрясения многие дома в селе разрушились и сельчане вынуждены были переехать в другие населённые пункты. На сегодняшний день в селе насчитывается только 30 хозяйств, более 30 хозяйств проживают в городе Дагестанские Огни, около 50 хозяйств — в различных уголках России.
Ахалчи
На западе Хунзахского плато Дагестана, среди холмов и ущелий расположено селение Ахалчи с четырьмя хуторскими поселениями: Верхнее Ахалчи, Колота, Тумагари и Нижнее Химакоро.
На нынешней территории села, к югу от речки Тобот в древности были леса. Селение прославилось своими сенокосными угодьями, курдючными баранами, безворсовыми коврами, паласами, шубами, кузнечными изделиями.
Одно из старинных преданий гласит, что ахалчинцы прежде жили в поселении, на горе Акаро.
Одно из поселений предков ахалчинцев стояло на холме Цункалута. Холм этот с плоской вершиной с уклоном на юг был удобным местом для поселения. По преданию, село было защищено каменными стенами. Есть археологические свидетельства в пользу этой версии.
Считается, что название селе Ахалчи произошло от прозвища одного хуторянина и в прямом переводе означало «не имеющий доли», «места в общине», который вел обособленное от других хозяйство
Население Ахалчи относилось к узденям.
Сохранились подробные сведения о былом общинном укладе.
Во главе селения стоял «росдал кудияв», т. е. сельский глава. Помощниками его были четверо чухби. Они в основном решали все дела общины, вплоть до штрафов и наказаний ее членов за различные нарушения. О решениях всех оповещал глашатай — «чауш».
Когда с. Ахалчи попало в зависимость к аварскому хану, традиционные общинные должности были сохранены, но суть их была приспособлена к феодальному укладу. «Росдал кудияв» стал назначаться ханом. Он получил право отменять всякое решение чухби, которое казалось ему неправильным, полностью контролировал их деятельность и был фактическим уполномоченным хана в Ахалчи. В XIX в «росдал кудияв» стал называться «бегаул».
Ахалчинцы принимали активное участие в освободительном движении горцев под руководством всех трех имамов. Ахалчинцы были с Газимагомедом и во время штурма Хунзаха, и в походе на Кизляр. Ахалчинцев уважали имам Гамзат, джамаату он заявлял, что уверен, что и в самые трудные времена ахалчинцы его поддержат.
В период Имама Шамиля почти все взрослые мужчины воевали в рядах мюридов.