Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана».
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Анди
Село в Ботлихском районе Дагестана. Население — 5,6 тыс. чел., жители села — андийцы.
На данный момент село моноэтническое. Ранее, до депортации, в нем проживало большое число чеченцев.
Летом 1992 года состоялся праздник, посвященный первым древним письменным упоминаниям об андийцах. Они существуют в так называемой записи Ассирийского царя Саргона, жившего в VIII веке до н. э., в трудах древнегреческого географа и историка Страбона, жившего на рубеже н. э., кроме того, крупный римский ученый и писатель Плиний Старший, живший к первом веке нашей эры, также писал об андийцах, проживавших на Кавказе.
Земельные владения, границы которых простираются от горного массива Кочкар на северо-западе до Харайчоевских мельниц на севере (с. Харайчо было основано позже) и далее на северо-восток до с. Дарго, говорят о большом историческом пути, пройденном андийскими жителями. О существовании жизни в этих краях издревле свидетельствуют каменные орудия, обнаруженные у Андийского озера, а также многочисленные домусульманские кладбища, расположенные на пахотных и непахотных землях.
Основным источником существования андийцев, исключая садоводов-мунинцев, живущих в долине Андийского Койсу, а также зиловцев и ашалинцев, являлось животноводство, особенно овцеводство.
Овцы знаменитой андийской породы, черные, как смоль, давали неплохой настриг тонкой, мягкой, волокнистой шерсти, из которой изготовлялись бурки. Мясо отличалось высоким качеством. Вес курдюков отдельных особей достигал пуда. Здесь производили отличный сыр, а из овчины шили высококачественные шубы и тулупы.
Накануне коллективизации в собственности у общественности Анди насчитывалось около 60 тыс. овец, множество крупного рогатого скота.
Достопримечательностью Анди является форельевое озеро Алхар, расположенное за перевалом Харами. Длина озера
Природа этих мест сказочная. В этих местах побывал и русский царь Александр II, в связи с чем была построена прекрасная дорога от озера по горным перевалам в сторону Кахетии.
Андых
Селение Шамильского района Дагестана расположено в горах, у подножия гряды Богосского массива, на высоте I754 м над уровнем моря, где суровый климат альпийского высокогорья причудливо сочетается с мягкой и умеренно-теплой погодой, характерной для долин Дагестана. В самые снежные зимы долина речки Андыхки и ее окрестности лишены снежного покрова и служат отличными пастбищами для зимнего содержания скота.
Свою историю село начинало еще с I43I — I449 гг.
Андыхцы участвовали в Кавказской, русско-турецкой I877-78 гг., русско-японской войнах, участвовали они и в революции и гражданской войне. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 73 жителя, не вернулись домой — 37.
В 50-е годы произошли крупные социальные перемены в селе. Летом I955 г. была построена автомобильная дорога. В I956 году открылась участковая больница. Ныне в селе есть ветпункт, Дом культуры, 2 библиотеки, пекарня, почтовое отделение и несколько магазинов. Первый колхоз в Андыхе был создан в 1936г., сейчас он называется СПК «Андыхский» и владеет
В I966г. село было полностью электрофицировано. В I986 г. был открыт филиал завода «Дагэлектроавтомат» на 50 рабочих мест, а в I988 г. — новый корпус школы на I20 ученических мест.
Сегодня Андых вполне благоустроенное современное село, где постоянно проживает около тысячи человек.
Анчих
Село Ахвахского района Дагестана расположено на склонах отрога Андийского хребта. Это типичный горный аул со ступенчатой планировкой. Здесь много старинных домов, крытых переходов.
Дома каменные, с деревянными перекрытиями, строения тесно прижаты друг к другу, прорезаны узкими и кривыми улицами. Жилища построены ступенями, так чтобы крыша соседа снизу одновременно являлась верандой верхнего.
Аул как-бы прилеплен к мощной горе, с которой, можно сказать, постепенно спускается вниз к ущелью, где расположены анчихские сады и поля. Ныне анчихцы часто строят свои дома в садах и на полевых участках, что раньше было непозволительной роскошью.
Название села происходит от слова «анча» — камень. И на самом деле Анчих, по сравнению с другими соседними аулами, раскинулся в скалистой местности.
Об истории образования аула существуют различные легенды. Согласно одной устной традиции, основоположниками аула считаются три брата-охотника, обосновавшиеся здесь ещё в древнейшие времена, Гели, Нилъо, ГьантIо.
Существует и другое предание, согласно которому первооснователями Анчиха являлись армяне, о чем свидетельствует и наличие домусульманских могильников.
В 3-х километрах от селения Анчих, в местности Мугьва, существовало крупное укрепленное городище Сиух. Между жителями селения Анчих и Сиух сложились весьма неприязненные отношения. Причиной ссор были споры о земле, и это приводило к столкновениям.
Сиух был крупным городищем с фортификационными сооружениями. Правил здесь хан с сильной военной дружиной.
Население крепости сформировалось из людей, выделенных разными общинами для защиты подступов к своей земле. Произошло своего рода разделение на тех, кто воюет, и на тех, кто занимается земледелием и скотоводством. Впоследствии, став сильной общиной и добившись самостоятельности, Сиух стал диктовать свои условия тем, ради защиты интересов которых и был создан.
В памяти анчихцев сохранились мрачные воспоминания об этом периоде истории, когда они вынуждены были жить по правилам, продиктованным сиухцами.
Почти во всех селениях каратинского общества можно услышать легенды и предания, связанные с Сиухом и его жителями, потому что от воинственных соседей страдали не только анчихцы, но и другие населенные пункты. По этой причине соседи, объединившись, напали на Сиух, разрушили и сожгли его.
Земли и сады, прилегающие к Сиуху, перешли к анчихцам и верхнеинхеловцам.
К концу XIX в. в Анчихе насчитывалось 170 хозяйств с населением 694 человек.
Анчих являлся одним из сильных сельских общин в обществе Каралал, которое во главе со знаменитым наибом Галбац-Дибиром числилось мощным и надежным опорным пунктом Шамиля. Имам назначил сюда наибом своего сына Гази-Магомеда и здесь повелел похоронить шейха Джамалутдина.
Апши
Село Буйнакского района Дагестана расположено у подножия Гимринского хребта. Находится как-бы в плену у нескольких горных вершин, из которых самая примечательная — конусообразная гора (Цутара-меэр), поднявшаяся над уровнем моря на 1575м. Само село находится на высоте
С аварского языка название Апши переводится как «котловина». Если принять во внимание, что село находится между гор в долине, то, пожалуй, данное название ближе к действительности.
Считается, что основное население Апши составили пришельцы из Телетля. Когда этот процесс начался, то жители близлежащих хуторов не стали сторонними наблюдателями, а слились с телетлинцами. Вслед за телетлинцами в Апши пришли горцы из Аракани, Кахабросо,Кудали, Охли и др. мест. Основными причинами людского притока были земельный голод, экономическая зависимость от более состоятельных сельчан, кровная месть в их родных местах.
Самой старой могилой на сельском кладбище считается неизвестное погребение, датированное 1004 годом по хиджре. О том, что Апши не 300 лет, а гораздо больше, говорят также бронзовые и медные предметы, в том числе и женские украшения, найденные в одном из погребений.
Дорога в Апши проходит по живописному и неглубокому ущелью Аркасской речки. В лесах водятся зайцы, волки, рысь и т.д. С высоты вершины горы Цутара-меэр открывается красивая панорама на снежные горы Богосского хребта. В садах апшинцев растут прекрасные сорта яблок, груш, слив, абрикосов.