Аулы Дагестана

Кая

Селение Кулинского района Дагестана. Раньше здесь была крепость. С юга Кая было защищено обрывом, с других сторон – оборонительными сооружениями, воротами. Селение Кая постоянно охранялось дозорными, так как было объектом нападения жителей андалальских сел.

Происхождение местного населения связывают с албанами и армянами. Здесь оседали беженцы, спасавшиеся от нашествия различных завоевателей. Переселенцы были христианами православного толка.

В Кая жили уздени, они не подчинялись хану. На границе с территорией селения хан имел земли под названием «Хинивалу», которые каялинцы арендовали для пастьбы своего скота.

Куба

Селение Лакского района Дагестана. Согласно сохранившимся сведениям, на месте нынешнего селения когда-то был сторожевой пост, охранявший земли казикумухского правителя. В случае появления опасности сторожевые стрельбой предупреждали жителей Чукна, те в свою очередь предупреждали соседние с ними села, и так весть об опасности доходила до Казикумуха. Когда-то здесь обосновались шесть переселенцев из Хосреха. Главным среди них был Куба, от его имени пошло название селения. Первоначально селение находилось в Камашта, потом в местности Баку. Последний раз переселились примерно 300 лет тому назад. Искали более удобное и защищенное место.

Основатели селения были мусульманами. До их переселения в этих местах жили армяне, грузины и евреи.

Селение подчинялось казикумухскому правителю. С жителей в его пользу взимались натуральные и денежные поборы. Сам хан приезжал в Кубу для развлечения. Постоянно останавливался в одном доме — у юзбаши, которого он ставил сам. При Аглар-хане житель Кубы по имени Мамма, который был нукером хана, оказывал ему сопротивление.

Жители Кубы не участвовали ни в каких работах на хана, и он не мог принудить их к этому. Здесь жили уздени. Куба была центром Вицхинского магала. Здесь проводился сход, организатором и участником которого являлся хан.

Кума

Селение Кума Лакского района Дагестана существует более 600 лет. Образовалось оно в результате соединения четырех поселений: Эянасун, Эябаку, Какарттуялу и Чулахалу с целью защиты от постоянных набегов извне. Тогда местные жители были христианами.

Переселенцы сначала образовали отдельные кварталы, а потом смешались между собой. Кварталы селения: Барщи, Лултусака, Ганахсака и Хяляхсака. Основными тухумами селения были Чанкрахул, Симирдалхул и Лагарт. Тухум Симирдалхул ведет начало от богача, переселившегося в Куму из Хунзаха, женившегося на местной женщине и оставшегося здесь. «Симирдал»- означает «аккуратный», «знатный». Тухум Лагарти был из пленников.

Селение подчинялось хану Казикумуха. Жители его платили дань продуктами сельского хозяйства, сукном, деньгами. Хан приезжал в Куму и чинил здесь произвол. Он мог забрать любую понравившуюся ему девушку. Поэтому местные жители мазали девушкам лица, чтобы они не приглянулись хану во время его визита в селение.

Местные богатеи имели большие земли и даже собственные горы. Особенно отличались богатством представители тухума Чанкрахул.

Во главе селения стоял старейшина. Ему джамаат выделял специальный пахотный участок, которым он пользовался, пока занимал эту должность.

Хурхи

Селение Лакского района Дагестана образовано переселенцами из разных мест. Так, из Азербайджана пришли Мугали, из Грузии — Тубчиевы. Основателями селения были Алихановы. После них переселились Тубчиевы, Кучаевы, Дибировы, Лугуевы.

Селение существовало еще при шамхальстве Казикумухском. В местностях Гутрашалу (пахоты и сенокосы в 50 га), Хинивалу (пахоты и хутор в 300—400 га) находились ханские земли. На пастбище Кулувалу содержался ханский скот.

В селении были чанки, уздени, раяты и лаги. Раятам хан давал земли без права продажи. В их обязанность входило проводить все сельскохозяйственные работы на хана (пахать, сеять, собирать урожай, заготавливать сено), а также чистить ханское озеро.

Уздени не работали на хана. Чанки были родственниками хана. Они являлись владельцами земель и применяли в своем хозяйстве чужой труд. Особенно много чанков было в селении Шара. Только в местности Бурши им принадлежало 500—600 гектаров земель. Были у них участки и на территории нынешнего Рутульского района. Кроме того чанки пользовались и джамаатскими землями.

Мечеть имела много земельных участков, выделенных ей джамаатом и разбросанных в разных местах. Их сдавали в аренду на половинных началах. Были и специальные участки, которые выделяли дибиру и мулле в местности Буркуллахалу. В собственности мечетей были также сенокосы и пастбища, которые сдавались в аренду за определенную плату.

В Хурхи находился ханский нукер. При сборе натуральных податей для хана определенная часть выделялась и нукеру.