Согратль
Селение Гунибского района Дагестана. Из рассказов старожилов и знатоков истории села известно, что селение образовалось из нескольких поселений.
Среди них: Гиркил-росо (ореховое село). Здесь имеются остатки башен. Солода — означает «около пашни», Рухичодало—«сожженные развалины», Пастала – где нашли могилы, глиняный сосуд, бусы, наконечники стрел, Карзода, Чинна-хитта—«ущелье лани», местность Малалхариб или Боланил-хур— «свиной пруд», Наказух (здесь было несколько поселений, одно из них Галган-кули или Галган-гатан, что значит «воскресный хутор, воскресный собор». Предполагают, что сюда приходили по воскресным дням на молитву из окружающих поселений, отсюда и название местности). Около местности Чинна-хитта было поселение Шулани, что значит «укрепление», «крепость».
Жители поселений нападали друг на друга, забирали при этом что придется. До сих пор около Наказуха есть место, которое называется Партал-ахин. Здесь, согласно преданиям, делили добычу, захваченную во время разбоя. Поселения были объединены с целью прекращения грабежей и усиления для борьбы с внешними врагами.
В Согратле было три тухума: Адехунал (Верхний), Харцщманал (выходцы из даргинского селения), Келдер (выходцы из Келёба). Первый включал девять домов, второй — одиннадцать, третий— три дома. Каждый дом включал от 4 до 21 фамилии; а каждая фамилия — до пяти семей. Существующие ныне в селении фамилии возникли 4—5 поколений тому назад.
Тухумы создают впечатление созданных искусственно, о чем свидетельствуют и многочисленные предания о переходе того или иного дома из одного тухума в другой. По преданиям, наличие трех тухумов объясняется тем, что в случае ссоры между представителями двух тухумов представители третьего могли быть посредниками. Это гарантировало быстрое их примирение. Наиболее устойчивой единицей был дом.
В джамаат Согратля входили также Наказух и Шитли. Селения Обох и Мегеб находились в некоторой зависимости от Согратля: обохцы, например, в свое время платили небольшие подати Согратлю за военную защиту и покровительство.
В Согратле не было ханов, беков, привилегированных сословий, как в других аварских обществах. Что касается лагов, то их ограничивали в правах только до седьмого поколения. Затем они становились полноправными общинниками, запрещалось даже напоминать об их лагском происхождении. В Согратле не было унизительных дискриминационных обычаев, которые существовали в некоторых других селах по отношению к лагам.
Во второй половине XIX в., после окончательного присоединения к России, в селении резко проявилось противостояние между богачами и основной массой крестьянства. Бедняки вынуждены были батрачить на богачей. Были такие семьи, которые за пищу и одежду отдавали в работники детей.
Ботлих
Районный центр Ботлихского района Дагестана. Когда-то в этих местах было два селения: одно в местности Шоготли-гани под названием Балах, а второе на месте нынешнего Ботлиха. «Балхал» означает «стоянка войск». Это было место сбора воинственных горцев, совершавших набеги на Грузию.
Между селениями происходили бесконечные распри за землю. Было решено раз и навсегда покончить с «земельным вопросом». С этой целью устроили единоборство двух силачей из обоих сел. На поединке присутствовали представители из Кумуха и Хунзаха. Победил силач из Ботлиха. И тогда жители Балаха разошлись по разным селам (Кумух, Балхар, Цудахар), оставив все земли ботлихцам. К тому времени здесь было пять тухумов. Позднее, после добровольного объединения тухумов, их стало всего три: Шамхалал, Нугубал и Урженубал. Наиболее сильным из них был тухум Шамхалал.
Годобери
Селение Ботлихского района Дагестана. Согласно устным преданиям, на месте нынешнего аула в прошлом был большой лес. О заселении этой территории существует несколько версий. По одной из них, первосельцами здесь были два человека, отставшие от албанского войска, прошедшего по ущелью. Они остановились в местности, носящей ныне название Шибихи-када.
Вторая версия. Сюда переселились люди из селений Игали, Рачабулда и Карата. Земли эти принадлежали андийцам, которые не хотели принять переселенцев. Из-за этого происходили стычки. Первые переселенцы образовали тухум Исариба.
Третья версия. Первыми здесь обосновались переселенцы из Грузии. Затем стали селиться выходцы из других мест.
Четвертая версия. На территорию нынешнего селения пришли два брата-охотника из Кванхидатли, находившегося в семи километрах от него, и остановились на месте Шибихикада, где ныне окраина, на берегу маленькой речки. Они построили здесь времянку, куда возвращались каждый раз после охоты. Потом построили дом на новом месте с учетом того, чтобы всегда, в любых трудных условиях можно было выйти к речке. Со временем здесь образовалось селение. Название селения связывают с тем, что охотники — основатели селения – хорошо стреляли, могли попасть в глаз вороны («гъедо»—по-аварски «ворона», «бер»—«глаз»).
Братья образовали один род. Второй род образован переселенцами из чеченских селений Кецуб и Бутиба, третий — из Карата.
Годоберинцы подчинялись хунзахскому хану. Ежегодно их общество выделяло хану 100 баранов.
В селении было много пленных, но их освобождали. Они становились полноправными членами общины и могли вступить в состав любого тухума. Принимали годоберинцы и переселенцев из других обществ. Для этого последние должны были устроить угощение для джамаата. Только после этого новоселу выделяли пахотный и сенокосный участки.
Унчукатль
Селение Лакского района Дагестана. Старожилы утверждают, что название Унчукатль сложено из трех слов: «гьюн» — «жатва», «чIун» — «прополка» и «кьат» — «сбор». В этом месте собирались жители разных поселений для жатвы. Образовалось селение в результате объединения семи небольших поселений — Какиялу, Кулушалу, Хуцралу, Биаттавалу, Таллалу, Бюхтаршал и Пунналу. Селение несколько раз переселялось с одного места на другое. Первый раз жители покинули селение из-за нашествия змей. При Шамиле оно было разрушено, а жители разбрелись по разным аулам. Затем Унчукатль был вновь построен на старом — нынешнем месте.
Джамаат Унчукатля состоял из одного селения. Оно входило в состав Вицхинского магала, состоявшего из 13 сел: Камаша, Мукар, Шахува, Кара, Куба, Кума, Куркли и др.
В Унчукатле не было беков и чанков. Население его делилось на узденей и лагов. Последние по происхождению были христианами.
На территории селения был земельный участок под названием Шамхалла-кур (в трех километрах от селения), который принадлежал шамхалу казикумухскому. Последний приезжал сюда на отдых в летние месяцы. Стремление шамхалов и ханов Казикумуха подчинить Унчукатль ни к чему не привело.
Основным занятием унчукатлинцев было земледелие. Богатые сельчане имели от двух до четырех гектаров земли. Они же являлись и владельцами скота. В селении не было права свободного пользования жнивьем. Хозяева мюльков продавали барановодам право пастьбы скота на своих участках. Барановоды зимой арендовали гору около Тарков, известную у унчукатлинцев под названием Мурадару, а также пастбища у рутульцев.
Унчукатлинцы имели в собственности пастбищную гору на территории нынешнего Кулинского района под названием Шуну-хун-зунт, за пользование которой с жителей Вихли, Сукиях и других сел получали 30—40 овец ежегодно. У них были тухумные сенокосы, которые ежегодно делились между всеми семьями, входившими в тухум.