Профессия журналиста – одна из древнейших в мире, и, казалось бы, к XXI веку должно было сложиться устоявшееся представление о ней. Тем не менее до сих пор не существует общепринятого понимания данной профессии. Исследователи и эксперты в области СМИ выделяют четыре группы факторов – социокультурные, политические, экономические и технологические, – оказавшие самое сильное влияние на современные представления о профессионализме.
Но факт остается фактом. Журналистика в последние годы утрачивает доверие читателя, зрителя, слушателя. Доверия к журналистскому слову, в целом к СМИ все меньше и меньше. Уровень доверия к большинству источников информации, по данным ВЦИОМ, в течение последнего времени снижается. В первую очередь, это касается телевидения – как федерального (с 75 до 69% за два года), так и регионального (с 67 до 56%). Сегодня региональному телевидению доверяют только чуть более половины из тех, кто его смотрит.
Эти цифры и факты наводят на серьезные размышления. Важным фактором, определяющим состояние и функционирование СМИ, является профессиональный потенциал кадрового состава, состоящий из журналистов, редакторов, режиссеров, руководителей и других представителей творческого коллектива. Мотивация понимания новых задач, стоящих перед прессой, в значительной степени влияет на качество определенных видов профессиональной деятельности: журналистской авторской, журналистской организаторской, журналистской редакторской, программирующей и производственно-технологической.
Проводившиеся в последние годы исследования дают основания для озвучивания некоторых тенденций, которые характеризуют динамику развития этого фактора. Некоторые из них связаны с несовершенством законов и плохой организацией работы редакционных коллективов, отсутствием в них творческой атмосферы, связанных с отсутствием элементарных профессиональных качеств у отдельных руководителей СМИ, и просто политического чутья. Примеров тому в нашей республике -великое множество. Нередко творческими коллективами руководят люди случайные, далекие от журналистики. Люди, которые не имеют никакого отношения к творчеству, которые не могут грамотно излагать свои мысли, а порой даже не знают, что такое СМИ, их место и роль в современном обществе. И это вызывает тревогу. Ситуацию необходимо менять. Давно пора от общих деклараций и призывов перейти к конкретным действиям.
Существенно повлияло на состояние кадрового потенциала региональной дагестанской журналистики то обстоятельство, что в связи с возникновением множества новых изданий, телерадиокомпаний, в редакции пришли совсем молодые люди, имеющие весьма скудное представление о журналистике. Для многих из них редакция является первым местом их профессиональной журналистской деятельности. Отдельными представителями этой профессии СМИ воспринимается, как возможность заработать популярность и деньги. Они и не скрывают, что для них работа в СМИ – это своего рода бизнес, т.е. пишут что угодно, говорят, все что нужно, но только за определенную плату.
Опыт работы показывает, что в СМИ должны быть два руководителя: один — менеджер, организатор производства и другой — руководитель творческого процесса. Или один человек может в себе сочетать и то, и другое, но тогда он должен быть прежде всего — журналистом, творческим человеком, а потом уже организатором, администратором, политическим руководителем.
К сожалению, нынешнее молодое поколение журналистов, имея перед глазами сегодняшнюю картину взаимоотношения масс-медиа и общества, зачастую отказывается даже от попытки оглянуться назад с тем, чтобы увидеть динамику происходящих изменений и осознать опасную перспективу трансформации СМИ, изначально создаваемых цивилизацией как способ доставки информации.
Переход от авторитарного к демократическому режиму
Болезненный переход от авторитарной к демократической парадигме деятельности проявляется и в сегодняшнем моральном кризисе, в представлениях журналистов о смысле своей профессии, о своей роли в обществе. Вряд ли можно считать нормальным тот факт, что лишь 36,5 процентов журналистов считают свою деятельность успешной. В независимых изданиях чисто удовлетворенных своей деятельностью намного выше 58,5 процента.
Наиболее существенные черты профессионального самосознания журналиста из российской провинции, на наш взгляд, проявляются в ответах на вопрос о том, какое содержание они вкладывают в понятие «четвертая власть». Вот как определились ответы. 17,5 процента считают, что определение «четвертая власть» отражает действительную роль СМИ в нашем обществе, 56,5 процента полагают, что такое утверждение является преувеличением, 21 процент утверждают, что это звучит как издёвка.
Развитие профессионализма журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов стало: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятельности в журналистике, развитие и существование различных профессиональных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение журналистского сообщества; изменения жизненных стратегий — установка на высокий уровень жизни; «светский» образ жизни.
Таким образом, мы можем сказать, что в современном мире проблема журналистского профессионализма напрямую зависит от процессов, которые происходят в обществе. Прежняя парадигма профессионализма журналиста, сформировавшаяся в лучших традициях отечественной публицистики XIX века, почти разрушилась под воздействием объективных условий, которые не столько повлияли на журналистов, сколько на саму журналистику.
В целом представления журналистов следует оценить как тревожно пессимистическое. Во всяком случае, едва ли можно считать нормальным, если абсолютное большинство журналистов не верят в возможность влияния СМИ на существенные стороны жизни общества или сомневаются в этом. В то же время, эта деятельность лишилась этической составляющей, и журналист стал ориентироваться на человека, как на безликого, бездушного потребителя информации.
В резолюции X съезда Союза журналистов России, особо подчеркивается:
«Мы обрушиваем на людей водопад фактов и новостей, но не можем объяснить суть происходящих событий. Журналистов мало интересует обычный человек, ищущий защиту в неустойчивом и агрессивном мире. Медиаконтент посвящен сильным мира сего в политике, бизнесе, развлечениях. Групповое равнодушие к читателю рикошетом бьет по журналистике и ее основам».
Конформизм СМИ в данном случае также не идёт им на пользу, поскольку дискредитирует их, вызывает сомнения в профессионализме и непредвзятости. Это ведёт к падению рейтинга СМИ и, в конечном счёте, к моральным и материальным потерям.
И, конечно же, самое печальное, в последние годы большинство региональных и муниципальных телеканалов, один в один повторяют ошибку федеральных каналов. Кто же работает в них? Более 80% — не специалисты. Особенно не хватает подготовленных журналистов, режиссёров, операторов — в муниципальных частных телерадиокомпаниях.
Меняется и отношение читателей, телезрителей к журналистской профессии. Так, заметно уменьшились конкурсы при поступлении на факультеты и отделения журналистики. Падает престиж некогда уважаемой и почитаемой профессии.
Степень доверия и политическая стабильность
По словам многих экспертов, восстановление доверия к слову жизненно необходимо не только тем, кто сам живет этим словом. Не секрет, что от качества работы средств массовой информации и степени доверия населения к ним, во многом зависит политическая стабильность в обществе. Задача журналистов — вернуть это доверие, плюс внимание постоянных телезрителей, плюс удовлетворение от просмотра предложенной продукции, доступность, возможность влияния и возможность выразить свое мнение. А для этого нужны профессионалы своего дела.
Я глубоко убежден в том, что руководители и творческие люди должны заниматься подготовкой в эфир качественного продукта, потому что доверие к региональному телевидению формируется прежде всего по конкретным работам способных журналистов и режиссеров, операторов, монтажеров и представителей многих других творческих и технических работников.
На X съезде Союза журналистов России делегаты форума- посланцы 77 регионов России говорили о том, как найти решение проблем, волнующих журналистское сообщество.
По мнению подавляющего большинства участников съезда на первый план выдвигается главное: – борьба за восстановление престижа профессии журналиста. Авторитет прессы зиждется не только на профессионализме и честном исполнении своих обязанностей самими журналистами. СМИ продолжают оказывать могучее влияние на общественную жизнь.
— «Доверие к журналистике многократно увеличивает ее возможности, ее реальную власть над умами и сердцами людей. Поэтому журналистское сообщество считает, что мы должны быть абсолютно нетерпимы ко всему, что подрывает в глазах аудитории доверие к слову. Ведь без доверия «острота» наших перьев, сама миссия журналистики в целом становятся бессмысленными, а мастерство – невостребованным и абсурдным», — об этом говорили с трибуны ветераны журналистики Г. Селезнев, О. Попцов, главный редактор «Литературной газеты» Ю. Поляков и многие другие.
Горячо обсуждалось и предложение учредить звание «Заслуженный журналист России». В итоге открытым голосованием съезд принял решение активизировать работу по учреждению этого звания.
Общественная палата РД, в свою очередь, в ходе общественных слушаний еще в марте 2012 года для стимулирования творческой активности сотрудников СМИ и поднятия престижа профессии журналиста, предложила Правительству РД учредить звание «Заслуженный журналист РД».
Многие из существующих проблем порождены самими журналистами, и решать их — первая задача любого профессионала в области СМИ. Важно при этом учитывать все уровни поиска выхода из тупика — законодательно-правовой, профессионально-образовательный и нравственно-этический.
И в этой связи необходимо продумать чёткую систему подготовки и переподготовки журналистов, режиссёров, операторов на базе отделения журналистики Дагестанского государственного университета. Для этого необходимо привлечь к преподавательской работе ведущих специалистов Федеральных телевизионных каналов, республиканских телерадиокомпаний, создать на кафедре электронных СМИ учебную радиостудию, а телестудию преобразовать в полноценный телевизионный центр, с оснащением его современной техникой и оборудованием. Следующий этап- создание телерадиокомплекса с подготовкой и трансляцией телерадиопередач в ДГУ и на муниципальных и республиканских каналах.
Приятно отметить, что понимание необходимости оснастить и создавать современные телевизионные технологии есть у руководства ДГУ (и у Муртазали Рабаданова, и у Магомеда Гасанова, и у Назира Ашурбекова и декана филологического факультета Шабана Мазанаева)
Здесь, не обойтись без конкретной помощи Ассоциации телерадиовещателей, руководителей муниципальных администраций городов и районов республики, и, конечно главы Дагестана и Правительства республики.
На рубеже тысячелетий в России началась и продолжается по сей день дискуссия о перспективах вузовского журналистского образования. Однако, профессиональные навыки, полученные в вузе, еще не делают человека хорошим журналистом. Эта профессия, как никакая другая требует особых личных качеств: коммуникативности, наблюдательности, познавательной активности и т.д., а, кроме того, особого «чутья», которое отличает журналиста по призванию от того, кто пришел в эту профессию ради славы и денег. Высокий профессионализм журналиста немыслим без наличия внутренней предрасположенности к этой профессии, то есть призвания.
Более того, современному журналисту мало иметь только талант и призвание, он еще должен быть опытным, уметь владеть техникой, совмещать различные виды профессиональной деятельности, быть мобильным и уметь чувствовать время в стремительно меняющейся ситуации в обществе и СМИ.
В последние годы — большой вклад в дело подготовки тележурналистов вносит Дагестанской государственной университет. Отметим тот факт, что, опираясь на существующие модели, преподаватели факультета журналистики выделяют ведущие качества, необходимые будущему журналисту для достижения высокого уровня профессионализма. Это инициативность и самостоятельность в принятии решений, организаторские навыки и умение работать с людьми, отличное владение русским языком и грамотно поставленная речь, стремление совершенствовать свои знания и творческий подход к делу, а также знание социальной, экономической, политической обстановки и умение ориентироваться в ней.
Сейчас только в ГТРК и РГВК работают более 50 выпускников отделения журналистики филологического факультета. Причем многие из них работают творчески, инициативно и достаточно плодотворно. Все они проходили производственную практику в стенах ГТРК и РГВК и получили первые навыки телевизионного журналиста в учебной телестудии кафедры электронных СМИ Дагестанского государственного университета.
Средства массовой информации в Дагестане за последние годы добились заметных успехов, растет число молодых талантливых журналистов, занятых интересными проектами, некоторые из них были отмечены на всероссийском уровне.
В любой, даже самой сложной ситуации нельзя забывать о главном предназначении СМИ — оперативно и объективно информировать о происходящих в регионе событиях во всех сферах жизни, создавать общественное мнение. И здесь очень важно, кто возглавляет СМИ? Насколько он обладает политическим чутьем, является профессионалом своего дела, личностью и организатором.
И в этом плане принципиальное значение имеет то, чтобы и руководитель, и штат компании составляли профессионалы, настоящие патриоты Дагестана.
Ильман Алипулатов,
политолог