Выявление позиций и возможностей СМИ
Политические процессы в России неразрывно связаны с деятельностью электронных и печатных средств массовой информации. Стремительно развиваются технологии, растет охват кабельных сетей, IP-телевидение, интернет-вещание…
Согласно экспертным оценкам, телевидение по-прежнему значительно опережает все остальные СМИ по уровню охвата аудитории, и прочно заняло место ведущего масс-медиа в современном мире.
На телевидении модернизационные процессы привели к тому, что на место четырех каналов-монополистов пришли десятки, а затем и сотни вещателей, кардинально изменилась структура вещания, тип и стиль передач. Для дагестанцев стали привычными прямой эфир, микрофон и телекамера прямо на улице.
Сегодня, многие эксперты в области СМИ задаются вопросами: Что нужно сделать для повышения качества работы телевидения?
В последние годы в нашем Северо-Кавказском регионе активно муссируется идея создания нового телевидения с охватом вещания на все кавказские республики. Идея хорошая, но она, скорее всего, как всегда буксует из-за нехватки денег.
Решение многих проблем, обусловленных, прежде всего, новым пониманием роли телевидения в жизни общества, зависит сегодня непосредственно от системы и объемов финансирования. От решения этого вопроса напрямую зависит создание современного регионального телевидения, новых проектов, популярных программ, которые вызывали бы интерес у зрителей.
Выход видится в расширении жанрово-тематического диапазона за счет производства собственных проектов и улучшении качества уже имеющихся в арсенале телекомпаний программ.
Развитие телевидения, как средства массовой коммуникации идет по присущим ему законам. Изучение этих законов необходимо для того, чтобы оно с максимальной эффективностью выполняло свои социальные функции.
Большая территория, многонациональность, многоукладность, религиозные и этнические различия требуют от республиканского телевизионного вещания специфики и учета всех этих, в каком-то смысле определяющих, в современных условиях, факторов.
Сегодня, когда дагестанское телевидение старается поднимать острые проблемы, когда всё меньше и меньше становится «закрытых» тем, повышается и требовательность к идейно-художественному уровню программ.
По мнению независимых экспертов, социальные программы и информационно-аналитические, тематические и художественные проекты должны быть интересны зрителю. Такие программы должны бороться за рейтинг наряду с развлекательным сегментом эфира. Но, возможен и иной исход, когда они гармонично сочетаются и невозможно определить превосходство одного над другим.
Становление и развитие регионального телевидения – это сложный многоступенчатый процесс, он связан с расширением не только технической и профессиональной базы, но и с поиском новых творческих решений, без которых даже самый преуспевающий рейтинговый канал не может рассчитывать на свое существование в условиях растущей конкуренции.
Как привлечь телезрителя?
Много раз за эти годы мы говорили на творческих планерках и «летучках» о том, каким должно быть дагестанское телевидение. Вопрос только кажется таким простым…
Главный сегодняшний критерий для ТВ — это рейтинг. Поэтому очень часто при подготовке новых проектов журналисты, режиссеры и другие творческие работники руководствуются, прежде всего, мнением телевизионной аудитории. Вот почему очень важно иметь четкое представление о том, чего ждет зритель от конкретной программы, что хочет видеть на экране. Но для этого работу над любым проектом необходимо начинать с подготовки регулярных рейтинговых оценок. Она должна быть системной, целенаправленной и обязательно с участием специалистов и представителей общественных структур.
Как утверждают специалисты, в структуре государственного регионального телевидения, крайне необходимо иметь специальную структуру по изучению мнения телезрителей и радиослушателей. И при подготовке любого нового проекта руководствоваться исключительно результатами социологических исследований и опросов. В последние годы зрителей больше всего интересуют,- социальные вопросы (пенсионная реформа, демографические проблемы, вопросы коррупции). Людям ближе то, с чем приходится сталкиваться повседневно.
В ближайшее время необходимо вносить значительные коррективы в сетку телевизионного вещания, освещая ее новыми идеями и планами, рационально распределяя выделенное эфирное время между информационным, общественно-политическим и тематическим вещанием.
Регулярно смотрит республиканские информационные программы преимущественно взрослое поколение дагестанцев от 40 лет. Молодежь практически не интересуется местными новостями, их больше привлекают мировые новости. Между тем, наша республика — самый «молодой» субъект РФ, если исходить из соотношения молодого и пожилого поколений республики (по результатам последней переписи населения, Дагестан занимает первое место по уровню рождаемости). Следовательно, важным моментом является значительное расширение рамок детского и молодежного вещания.
По мнению экспертов, увеличение числа художественно-публицистических, музыкальных, молодежных, детских программ (последние могут активно развиваться за счет интерактивного характера) должно привлечь большое количество телезрителей. Именно по этому пути развивается в последние годы республиканская телекомпания РГВК «Дагестан», которая пытается привлечь к сотрудничеству над новыми проектами активных студентов и выпускников отделения журналистики ДГУ, способных генерировать идеи и креативно подходящих к выбору формата вещания. На мой взгляд, должны быть совместные проекты двух соседних телерадиокомпаний ГТРК и РГВК «Дагестан». Ведь мы не только — конкуренты, но и партнеры-коллеги, которые работаем на Дагестан и дагестанцев.
И это не может не радовать. В государственных, муниципальных, частных, телевизионных компаниях есть программы, которые имеют своих постоянных зрителей. Но их должно быть значительно больше.
«Новостные» программы.
Для обеспечения высокого рейтинга телевизионного канала, региональные телерадиокомпании главной целью ставят качественный выпуск новостных программ, т.к. новости являются лидирующим форматом телевидения среди других информационных продуктов.
В последнее десятилетие на федеральных телеканалах, в отличие от региональных, созданы условия для более быстрой и качественной подготовки сюжетов выпусков новостей, что проявляется в техническом совершенствовании работы с оперативными материалами, а также в реформировании процесса планирования и сбора информации.
Обостряющаяся конкуренция на рынке информационных услуг способствует повышению требований к качеству новостных продуктов. Наиболее популярными сегодня оказываются не только те каналы, которые оперативно освещают события, но и те, что предлагают востребованные, отвечающие ожиданиям аудитории, «форматные» сообщения. Современный зритель выбирает не только собственно новости, но в большей степени – их подачу.
Рост спроса на новостные программы влечет увеличение объема обработки информации внутри компании, следовательно, приобретает актуальность эффективного управления эфирным временем.
Современное содержание новостного продюсирования заключается не только в том, чтобы выбирать те или иные информационные поводы, но и «делать новости». Одним из показателей качества информационного продукта кроме рейтинга является высокая востребованность такого эфирного времени.
В перспективе же политика государственных электронных СМИ заключается в том, чтобы региональные компании ориентировались исключительно на социальные функции, то есть создавали новостные и общественно-политические программы и при этом снижали уровень коммерциализации тех отрезков времени, которые филиалы ВГТРК не всегда используют эффективно.
Лично я уверен, что серьезные изменения назрели, прежде всего, они, на мой взгляд, необходимы в освещении деятельности органов власти в подготовке официальных материалов с разного рода совещаний, заседаний для телевизионных информационных программ. Надо брать не количеством эфирного времени, а умением. Нельзя забывать, что любая информация, в том числе и чисто политическая, рассчитана на широкий круг телезрителей.
Ведущий новостной программы – это её лицо, голос, стиль; он должен уметь подать новость так, словно это случилось на его глазах. По этой причине, обращаясь к ней в информационном выпуске, сопровождая различные видеосюжеты, телеведущий выходит за пределы пространства студии. Умея видеть пространственное целое телеэфира, он в самом себе приобретает новое качество зримости, для которого невидимого, в условном смысле, уже не существует.
Для создания актуальных, интересных и содержательных «новостей» далеко недостаточно хорошо знать предмет, о котором журналист собирается рассказать. Задача журналиста уйти при подготовке такого рода материалов от штампов. Официоз необходимо подать нестандартно, не по трафарету, а творчески, с выдумкой, с тем, чтобы получить интересную и содержательную информацию.
Одним из важнейших резервов повышения эффективности функционирования средств массовой информации, является сближение предметного содержания передаваемой информации с глубинными интересами потребителей информации, что всегда придает информационно-потребительской деятельности личностный смысл. Речь идет не только о том, что средства массовой информации должны тщательно изучать систему потребностей и интересов своей аудитории, но и оперативно, объективно освещать все значительные и интересные события во всех сферах жизни на данной территории.
Ильман Алипулатов,
политолог