Традиции

ТУЛИЗМА

В былые времена большая часть населения Тулизмы считалась раятами хана. Незначительное меньшинство сельчан составляли лаги — потомки военнопленных из Грузии. Я узнал названия двух тухумов—Кантакул (выходцы из Вихли) и Григикул (выходцы из Грузии).

Разницы в положении раятов и лагов почти не было. Все земли селения считались ханской собственностью, и жители обрабатывали их — пахали, косили сено для хана.

В Тулизме было совершено покушение на хана. Один из аульчан — Гиргиев (очевидно, из тухумаГиргикул) — выстрелил в хана, ранил его и ушел в горы. Долгое время он совершал нападения на приближенных хана, наводя на них ужас.

ГОВКРА

В прошлом жители аула почти сплошь относились к узденям. Единственной раятской семьей, поселенной здесь по приказу хана, были Тупчиевы — потомки грузинских пленных.

Говкринцы издавна находились в зависимости от кумухского джамаата, а затем и от хана.

Они обязаны были давать хану нукеров, а также содержать их. Хотя ханских земель в Говкре не было, но некоторые участки, используемые говкринцами, считались собственностью отдельных кумухских тухумов. Эти земли говкринцы арендовали у них. Так, отдельные жители Говкры пользовались пастбищной горой и землей тухумаАбдукул из Кумуха.

БУРШИ

Первоначально большинство буршинцев составляли уздени, меньшинство — лаги. Затем селение попало под власть хана. Лаги сделались раятами хана, а потом ханскими раятами стали все буршинцы. 19 хозяйств буршинцев за пользование горою Мачаллами ежегодно давали бекам сыр и масло, а 45 хозяйств за пользование горами Чихияр, Лашаар и Аруалу отдавали тамач баранами.

Сохранились воспоминания о трех буршинских тухумах: Цушалса — бывшие уздени, Эравриса — раяты, Асбахил-раяты и лаги. Видимо, большинство последних составляли потомки пленных грузин, которых было много в этом ауле.

ХУРХИ

Раньше в Хурхи существовал обычай, согласно которому мужчина не женился до 35 лет.

Хурхи, как и многие близлежащие аулы, издавна находился в сфере влияния Кумуха, а кумухская феодальная верхушка довольно рано начала практиковать феодальные набеги сначала на Черкессию, потом на Грузию. Эти набеги, предпринимавшиеся чаще всего по инициативе феодальных верхов Дагестана, приносили большие бедствия и страдания населению Восточной Грузии.

КУМА

Некогда в селении были чанки (13—14 дворов), уздени (около 100 дворов) и лаги (30 дворов). Чанки, по преданию, были переселенцами из Хунзаха. Они имели в селении мелкие пахотные участки и пастбища. Значительную часть своих земель они отдавали в аренду односельчанам.

Во главе джамаата стоял куначу (старшина). Его избирали пожизненно, причем всегда из одного и того же тухума Гасановых. Куначу имел значительную власть. Помощниками его были мангуши. Был в селении и кади.

Существовал специальный участок общинной земли — куначунал ку, предоставлявшийся в пользование каждому очередному куначу. Из доходов с этого участка куначу должен был устраивать угощение для общинников во время ежегодного весеннего праздника первой борозды, где куначу играл значительную роль. Он проводил первую борозду. Он же первый начинал уборку урожая. До его выхода в поле никто не имел права начинать ни вспашку, ни уборку урожая.
Селение Кума зависело от хана. Главной повинностью его была отправка нукеров в ханскую дружину, причем хан сам выбирал для себя воинов. Ханские поборы и произвол, очевидно, не были редкостью.

Кума и Табахлу имели общее пастбище на горе Турчи-даг, пользование которым носило название бартурту (что, собственно, и означает «право пастьбы»). Кроме того, Кума имело право на Табахлу-меэр.