Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ

АХТЫ

Ахты, бесспорно,  очень древнее поселение. История его порой была очень бурной. Это наиболее важный из политических центров Самурской долины, нередко доминировавший там. Селение Ахты стояло его главе союза 19 общин под названием Ахты-пара. В союз входили селения: Ахты, Борч, Гдым, Гдунг, Гра, Гогаз, Емек, Кочах, Кака, Луткун, Мизрауты, Маза Сумугуль, Усур, Фий, Хнов, Хкем, Хуля, Хиях.

Участие с. Ахты в международных событиях средневековья восходит по меньшей мере к временам сасанидов. Ахтынская долина видела в сво¬их пределах многих завоевателей, начиная от хазар, арабов и закончивая Надир-шахом.

Сохранилось давнее и неясное предание о каком-то со¬глашении ахтынцев с ширваншахом, заключенном в 1382 г. при посредничестве «турок», по которому ахтынцы обязались не нападать на близлежащие азер¬байджанские земли.
Излюбленным героем ахтынцев слыл древний богатырь, пастух Шарвели, который прославился как защитник народа.

О Шарвели сохранилось много легенд в самых раз¬личных вариантах. Пока Шарвели крепко стоял на ногах, ни его, ни ахтынцев не мог одолеть никакой враг. А свалить Шарвели на землю никому не удавалось. Враги знали об этом и однажды, начав войну с ахтынцами, применили  хитрость. Они предложили перед началом об¬щего сражения испытать в единоборстве наиболее храбрых бойцов с одной  и с другой стороны. В качестве рис¬талища, арены для единоборцев, они выбрали большой гладкий хирман (ток). Весь хирман враги заранее усыпали сухим горохом и поставили усло¬вие, чтобы перед схваткой каждый из бойцов, обув деревянные башмаки, обежал хирман сорок раз.

Враги были уверены, что ахтынцы выставят самого сильного своего воина — Шарвели. Так и случилось. Шарвели надел деревянные башмаки и начал бег, но упал на первом же шаге. А враги этого и ждали. Они набросились на упавшего богатыря и зарубили его.

Перед смертью Шарвели успел крикнуть своему другу: «Когда нашей земле будет грозить опасность, вы услышите мой голос. Подойдите к горе Кела, назо¬вите мое имя, и я приду к вам на помощь».

В ахтынских преданиях сохранилось имя Пирзали-кази, человека, отличавшегося исключительной спра¬ведливостью по отношению к односельчанам. Его счи¬тают одним из составителей «Ахты-намэ». Один из эпизодов из «Ахты-намэ» о борьбе Ахтыпаринского общества про¬тив происков кубинского и курахского ханов.

Нуцал-хан курахский, боясь, что в долине Самура усилится влияние кубинского хана, написал ахтынцам письмо, предупреждая их о намерении последне¬го напасть наАхты-пара, и предложил им свою воен¬ную помощь.
Ахтынцы отклонили предложение хана о заступничестве.

Хан вновь предложил свои услуги, пообещав взи¬мать с ахтынцев, если они подчинятся ему, сравни¬тельно меньшие повинности, чем со своих курахских раятов.

Ахтынцы вновь отказались от помощи. Но на этот раз более решительно, заявляя, что у них до¬статочно сил, чтобы защитить себя.

Хан намекнул, что у ахтынцев нет вы¬хода и лучше им добровольно стать его поддаными.

Ахтынцы, сочтя это прямой угрозой, поручают по¬четным и влиятельным людям    своего общества ответить хану. Те собираются и пишут ему насмешли¬вое письмо, напоминающее ответ запорожцев турецко¬му султану.

После этого вблизи аула Гра произошло ожесточенное сражение ахтынцев с хан¬ским отрядом. Подобные столкновения повторялись неоднократно.

Эти события не могли иметь места ранее второй половины XVIII в.

ОРТА-СТАЛ

Селение Орта-Стал раскинулось недалеко от Касумкента. Сохранилось предание, что первоначально здесь был небольшой «город» (укрепление) Кард, насчитывавший около 1000 хозяйств.

Название «Орта-Стал» появилось лишь через не¬сколько сот лет. Означает оно буквально «средняя капля». История его такова: северо-восточнее нынешнего селения жили три брата и сестра. По мнению братьев, сестра вела себя недостойно. Они убили ее, а сами расселились, как капли, образовав три селе¬ния, существующих поныне: Ашага-Стал («нижняя капля»), Орта-Стал («средняя капля») и Юхари-Стал («верхняя капля»).

Когда сюда явился Надир-шах, он застал здесь не¬большое селение, заселенное выходцами из заброшен¬ного с. Кард.
Надир-шах потребовал от них подчинения. Кардцы отказались. Тогда он послал сюда своего сына с отря¬дом, но жители села перебили иранцев. Дважды после это¬го Надир-шах    посылал    отряды,    но    жители    каж¬дый раз отражали    эти нападения.    Тогда он явился сюда сам    с основными силами    и учинил    жестокий разгром. От уцелевших жителей селения были отделе¬ны молодежь   и дети.    Иранцы уложили   их лицами вниз на току и устроили кровавую «молотьбу», пустив по ним вскачь своих коней. Место это называется «Эг-харрсан», что значит «ток из людей». Здесь было про¬лито много крови.

Некогда Орта-Стал относился к Кюринскому хан¬ству. Но во времена Мурсал-хана в селении появился Омар-бек, при котором Орта-Стал отделился от Кюрин¬ского ханства. Очевидно, Омар был мелким феодалом или даже бывшим вассалом кюринского хана. Но же¬стокость Мурсала была такова, что предание вспоми¬нает об этом отделении, как об «освобождении» ортасталцев.

Названия ортасталских тухумов носят сугубо этимологический  (объяснительный) характер.

Пирер (букв,  «священные»). Их родоначальником, по   преданию,   был   шейх   Ибрагим,   пришедший   из Карса. Во время моего посещения мне показывали его могилу с «мавзолеем».

Устарар (букв,    «мастера»). Прежде    члены этого  тухума  занимались  различными    ремеслами:   строительным, плотницким, кузнечным и др.

Кацер    (букв,    «кошки»).    Предки    этого    тухума якобы отличались драчливостью и слыли  забияками.
Яхулар — в Орта-Стале   так   называли   не   только лакцев, но и даргинцев, аварцев и др. В  этот тухум вливались пришельцы из дагестанских земель, лежащих севернее.

Сикер (букв, «лисицы»)  — предание приписывает предкам этого тухума особую хитрость.

ЮХАРИ-ЯРАГ

Селения Юхари-Яраг и Ашага-Яраг, лежащие примерно в полутора километрах друг от друга, не¬когда составляли одно общество. В XVIII—XIX вв. Юхари-Яраг было центром феодального владения. Ханский дворец и постройки были окружены крепостной стеной с бойницами и башнями, очевидно, построенными не столько против внешнего врага, сколько против своих же «под¬данных» ярагцев. Вода поступала в эту крепость по гончарным трубам из билбилкентского родника (в 5 км от Ярага). После того, как хан отвел воду по тру¬бам, билбилкентцы стали испытывать большую нужду в воде и в конце концов разбежались. Большинство из них обосновалось в другой местности селения Билбил-кент-казмаляр.

Сог¬ласно рукописям, местные ханы по происхожде¬нию «яхули» из Кумуха и являются отдаленными потомками одного из арабских предводителей, пришед¬шего из Шама. Прямой их предок — Сурхай-хан из Кумуха.

Первым ханом в Яраге, получившим здесь власть еще до Шамиля, был Юсуф-хан,    сын Тагира и внук Аслан-хана. Жил он и в Курахе, и в Яраге. Его сыно¬вьями были    Тагир-бек, Халим-бек,    Шахмардан-бек, Саид-бек, Нурсал-бек, Селим-бек, Магомед-бек. Им принадлежали дома, окружавшие резиденцию Юсуф-хана. По преданию, Селим и Магомед были беками в Курахе.

Собственно Юсуф был первым и последним ярагским феодалом с ханским титулом, остальные местные феодалы были беками.

Власть Юсуф-хана простиралась временами на весь Кюринский участок, доходя до Ашага-стала и Магарамкента. Собственностью хана были летние пастбища Сарфун и Куказ в долине Кураха, а также пахотные земли Бурзи и Хантул (на территории Ханджал-кала), а также Курух    напротив ханской    резиденции.

Хан был также собственником множества кутанов.

Все сельчане, не связанные родством с ханской семьей, считались раятами, т. е. феодально зависимы¬ми. Была также немногочисленная прослойка рабов (лукъ).

Примечательно разнообразие феодальных повин¬ностей раятов, сохранившиеся в народной памяти. Основными обязанностями раятов были обработка хан¬ских полей, уборка урожая, косьба сена, а также заготовка и дос¬тавка в Курах дров с территории нынешнего Магарамкентского района, доставка глины для ханских и бекских крыш из Кураха в Яраг (считалось, что курахская глина более водонепроницаема) и т . п. Раятам не рекомендовалось появляться на улице. Если же раят   встречал   хана или бека, то должен был снимать шапку — иначе бы¬вал бит. Юсуф-хан ввел в своих владениях право пер¬вой ночи, но его сыновья превзошли его отца само¬дурством и деспотизмом. Выразительный пример обычной жизни Ярага тех времен: когда в Касумкенте умер дядя Юсуф-хана Нуцал-хан, то хан приказал раятам нести его труп от Касумкента до Кураха на руках. Раяты практически были лишены возможности протестовать в какой бы то ни было форме. Те, кто не мог более терпеть феодального произвола, бежали из родных мест. Из таких беженцев возникло с. Яраг-казмаляр.

ЦЕЛЯГЮН

В Азербайджане существовало лезгинское селение Целагур.  Население его росло, а свободных земель не было. Тогда безземельные сельчане ушли на левый бе¬рег р. Самур и основали современный Целягюн.  Это событие произошло около пяти веков тому назад, т. е. в XIV—XV вв. К тому же времени относится, по сви¬детельству Балаева, самая ранняя дата на местном кладбище.

Целягюн был независимым селением вплоть до XVIII в. Кроме крестьянства здесь не было иных сос¬ловий. К тому времени в Южном Дагестане усили¬лись феодальные междоусобицы и борьба между разны¬ми общинами. Этим воспользовались лакские феодалы, они стали вмешиваться в эти междоусобицы, предла¬гая свою «помощь и защиту» то одной, то другой сто¬роне. Здесь поселился бек. Именно таким образом Целягюн попал под «покровительство» родственников Сурхай-хана Казикумухского, причем сельчане внача¬ле даже не особенно противились этому, надеясь на то, что пришлые феодалы защитят их от нападений.

В местных преданиях упоминаются беки Аббас-бек, Атем-бек. Отцом Аббас-бека был Гарун-бек, жив¬ший в Курахе. Он же был двоюродным братом Сурхай-хана. Кстати, целягюнские беки состояли в родстве и с Юсуп-ханом Ярагским и его потомками.

Вскоре Целягюн стал центром бекства, в которое входили также аулы Гезеркент, Кайсун, Магарамкент, Барбар-кент, Бирбир-кент. Кроме того, в Испике, Зухраб-кенте, Али-кенте также правили беки. Предание называет их то родными братьями, то родственниками целягюнского бека.

Согласно одному ярагскому преданию, до Аббас-бека или вместе с ним в Целягюне правил Магомед-Али-бек, а в Испике в то же время — Ибрагим-бек. Все они были вассалами хана Кураха и Ярага.

Целягюнский бек имел земли (пастбища) Аббаса-кишлах на территории Ханджал-кала и Эриддар на территории нынешнего Куканского сельсовета в Курахском районе.

Кроме того, целягюнцы отбывали беку дегек: с каждого двора — рипе (4,5 пуда) ячменя и рипе пше¬ницы, подвода дров, с каждых 40 голов скота по од¬ной овце. В Целягюне от всех повинностей освобожда¬лись духовные лица, старшина, нукеры.