Некоторые историки, которые занимались изучением народно-освободительной борьбы горцев XIX века, указывая территории и народы, вовлеченные на начальном этапе, не упоминают о дидойцах. На самом деле, если обратить внимание на архивные материалы, то дидойцы в начальном же периоде освободительной борьбы принимали самое активное участие. Уже в 1831 году дидойский отряд во главе с Ибрагимом принимал участие в походе, организованном имамом Дагестана Газимагомедом на Тарки.
Через пару лет в бою у селения Гергебиль Ибрагим со своим отрядом воевал вместе с Шамилем. Обратим внимание на рапорт начальника Джаро-Белоканской области генерал-майора Карпова генералу Л.Розену о волнениях жителей Анцухо-Капучинского участка от 31 июля 1832 г. «Пристав анцухских и капучинских лезгин, прапорщик князь Вачнадзе доносит мне, что, по достоверным сведениям, те самые из них, которые всегда были мирными, ныне бунтуют в своих обществах и говорят, что они не хотят иметь у себя ни пристава, ни другого какого начальника, следуя обыкновению своих предков. К сим лезгинам прибыл мулла Ибрагим (Мококский) с письмом, в котором пишет, что если они в скором времени не дадут ему в помощь против нас войск, то подвергнутся разорению. На что анцухцы и капучинцы отвечали ему, что они с ним согласны. Пристав Вачнадзе преклонил к себе тайно 11 человек тамошних лезгин, пользующихся доверием в своих обществах, через которых несколько успел подействовать на анцухцев и капучинцев».
Данный документ подтверждает, что дидойцы были вовлечены в народно-освободительную войну еще в начальном периоде.
Первая встреча Ибрагима с Шамилем состоялась в Гергебиле. В этом сражении Ибрагим был тяжело ранен, но Шамиль его спас. Залечив раны, Ибрагим благополучно вернулся в родную Дидоэтию. Отмечая его заслуги в борьбе против царизма и преданность своей родине, мужество и стойкость в сражениях, Шамиль, став имамом, назначил Ибрагима своим наибом над Дидойско-Ункратлинским обществом. И в этой роли он остался до конца своей жизни верным имаму.
Шамиль и его окружение высоко оценили боевые заслуги Ибрагима и дали ему в имамате прозвище «дидойский барс» за мудрость и знания, особенно арабской науки. Его постепенно приглашали на диван и принимали во внимание его предложения, советы. О походах Ибрагима Мококского написано немало, поэтому нет необходимости повторения. Ибрагим до конца своей жизни стоял за свободу родины. Даже после пленения Шамиля наиб Ибрагим, собрав разрозненные отряды из Дидо, направился освобождать села Дидоэтии и капучинцев, но силы явно были неравны. В последнем жестоком бою в башне над селением Мокок его с 12-ю мюридами убили. Похоронен Ибрагим в родном селении. Дух, мужество, преданность своему народу храброго наиба и сегодня живы.
И в наши дни полуразрушенной стоит та башня, как немой свидетель последней битвы наиба Ибрагима Мококского.
Нет никакого сомнения в том, что в числе знаменитых наибов Шамиля видное место бесспорно занимал Ибрагим из села Мокок, имя которого более 25 лет гремело по Дидоэтии и Тушетии.
Однако почему-то, до сих пор ученые-дагестанцы не воздают должное этому великому борцу за свободу, одному из мужественных участников и организаторов Кавказской войны.
Гусейн Магомедов,
учитель истории Мококской средней школы
Цунтинского района РД