Гурик
Селение Табасаранского района Дагестана. Слово «гур» в переводе с табасаранского языка означает «перевал», — х — показатель местного падежа. Значит, «гурих» можно перевести как «за перевалом».
Вокруг нынешнего селения в прошлом было несколько поселений. Жители, оставшиеся после эпидемии чумы в живых, переселились в разные селения, в том числе в Гурик.
О древности аула свидетельствуют многочисленные могилы вокруг него. Оно было центром союза Чурхул-мяхял, в который входило 13 сел, и было самым крупным из них. Здесь находилась диван-хана, где еженедельно собирались для обсуждения различных вопросов. В каждом селении был кавха, а в Гурике, как в центре союза, еще и астарчин.
Пахотные и сенокосные участки находились в частной собственности. Свои земли имела и мечеть. Мечетские земли отдавались в аренду сельчанам на десять лет.
Гурикцы пользовались бесплатно ханагским и хучнинским лесами, а также мельницами Ханага, Хучни и других сел. За обмолот мешка зерна (до 200 кг)к платили три гуга (гуг — деревянная банка вместимостью примерно 1 кг зерна).
В Гурике в основном жили уздени. Не было здесь раятов и рабов. Во главе селения стоял кавха. Выбирали также двух исполнителей (чаушей). Ежегодно каждое хозяйство 13 сел союза давало им по два саха пшеницы. Чауши находились в распоряжении астарчина, которого выбирали представители всех сел союза. Назначались также два охранника полей и садов (шугены). Каждое хозяйство села давало им ежегодно по 8 сахов зерна. Охранники находились в распоряжении кавха.
Миатлы
Это салатавское селение, находящееся ныне в Кизилюртовском районе Дагестана. Когда-то оно было большим, могло выставить до 1000 конных воинов.
Отсюда и его название: от тюркского «минатли», что означает «тысяча всадников». Справа от селения, на возвышенности жил владетель села. Здесь стоял его укрепленный дом (крепость). Владения миатлинского правителя простирались до Чир-юрта. В те времена миатлинцы еще не были мусульманами.
Миатлы основана пришельцами из горных аулов. Первый переселенец был из гумбетовского селения Аргвани. До этого на этой территории жили хазары, которые воевали между собой, их называли жугутами (евреями).
Известна дата принятия местными жителями ислама — 780 год. В Миатлы похоронены мусульмане, прибывшие сюда для распространения религии, — Муса-шейх и Магомед-шейх. Магометанство было навязано насильно, поэтому через некоторое время миатлинцы отказались от него. Это было время войн между хазарами и арабами. Арабы, одержав победу, заставили всех принять ислам повторно.
Гуни
На месте нынешнего аула Казбековского района Дагестана раньше было лесистое место, которое местные жители называли «гуни бак» — «красивое место». Сначала селение было расположено в местности Бакдастар и такое же носило название. После землетрясения его жители переселились в Гуни. Но впоследствии за неподчинение Алибек Хаджи, местный хан, сжег селение Гуни и жители его опять вынуждены были перебраться в Бакдастар. Затем они снова переселились на территорию нынешнего селения.
В связи с этим существует следующее предание. Жители Гуни отказались платить дань
хану. Тогда последний решил вынудить их к этому. Приехав на место, он застал гунинцев за огораживанием кладбища оградой из дерева бигари, которое имеет дурной запах. Хан, увидев сельчан за этим занятием, сказал: «Если в лесу самое дурное дерево — это бигари, то в Аварии плохие люди — это жители селения Гуни». Он проклял селение и в наказание горы, леса и другие угодья, которыми пользовались гунинцы, отдал в пользование зубутлинцам. Поэтому гунинцы вынуждены были рубить свои леса и устраивать на их месте пахотные участки, пастбища.
Гуни основано переселенцами из Арчиба (ныне в Чародинском районе), Цолоды (ныне в Ахвахском районе), Ободы (ныне в Хунзахском районе), Кегера и Хоточа (ныне в Гунибском районе), Хуштады (ныне в Цумадинском районе), Зибирхали (ныне в Ботлихском районе), Артлуха (ныне в Гумбетовском районе), Акуша и т. д.
Алмак
Селение Казбековского района Дагестана. Земли Алмака доходили до реки Ярыксу и до Гумбетовских гор. Это был крупный населенный пункт, где было 7—8 тысяч хозяйств. Название произошло от тюркского слова «алмакъ» — «взятие». Называли его и городом. Несколько раз он разрушался завоевателями. Последнее разрушение связано с приходом сюда Тимура. Впоследствии селение было восстановлено переселенцами под старым названием. Первыми здесь поселились отец и два его сына из Харачоя, которые спасались от кровной мести. Отца звали Кекели, а сыновей Келлерды и Келамат. Вслед за ними стали перебираться в Алмак люди из Гумбета и других аварских обществ. Так образовалось новое селение, которое было намного меньше, чем старое. Алмак занимал выгодное положение в стратегическом отношении, и это привлекало сюда людей.
Сохранившиеся кладбища и отдельные домусульманские захоронения свидетельствуют о древности и многочисленности населения древнего Алмака.
Со временем семьи разрослись и появились целые тухумы, названия которых передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Причем названия эти показывают их происхождение: Харайчу (из Харачоя), Данхал (из Дануха), Аркукал (из Артлуха), Квегерисел (из Кегера), Мунусел и т. д. Экономически и политически тухумы занимали равное положение, различие состояло только в количестве членов, входящих в их состав.