Озарен высоким светом

«Если юбилеи и имеют более или менее глубокий смысл, то, наверное, он состоит в том, что в них происходит перекрестная оценка тех или иных этапов, а то и всей жизни человека» (М.И. Билалов).

 

Юбилейный год для Мустафы Исаевича Билалова – период научно-теоретического осмысления наиболее концептуально важных особенностей своего философского творчества. Достигнув творческой зрелости, Мустафа Исаевич видит истинную ценность философии в ее жизненной достоверности и правдивости, в отзывчивости на все действительно важное и решающее, что происходит в общественной жизни в данную эпоху. Он знает, что эпоха может простить философу все грехи, кроме единственного – измены духу времени. И истинный философ не подводит, говоря о себе и о своем, он всегда говорит за всех и об общем, он – всегда эхо мира, а не «нянька» своей души.

За свою долгую творческую деятельность Мустафа Исаевич это понимание экстраполирует на окружающих: призвание высокой философии в том, чтобы возвышать человека, пробудив в нем благородство, способность замечать красоту в обыденном, стремление делать добро людям, открывать им глаза на злонамеренные устремления обывателя, корыстолюбие мещанина, ничтожность мелочных житейских дрязг и ложные приоритеты. И, наверное, потому Мустафа Исаевич – один из немногих философов в российском философском обществе, к которому неприменимы сдержанные оценки и осторожные характеристики.

Он родился 4 сентября 1948 г. в с. Бабаюрт, в интеллигентной семье служащих. Окончив школу с серебряной медалью, поступает на математический факультет ДГУ, немало удивив родителей таким выбором. Закончив с отличием университет, М. Билалов вновь удивляет окружающих силой социальной актуальности своих жизненных позиций и принципов.

Добровольная служба в армии (1971-1973), учитель математики в СШ №34 г. Махачкалы, воспитатель общежития, секретарь партбюро в системе Дагестанского управления строительства – вся эта деятельность дает ему мировоззренческую закалку и устойчивость.

И снова смелый шаг, и снова неожиданный поворот. Любовь к математике и возможность стать ученым-математиком пересекает другая любовь – любовь к софии. Мечта стать философом реализуется через аспирантуру кафедры философии Московского пединститута, где в 1979 г. кандидатская, а затем докторская диссертации были посвящены проблемам теории познания и истины. «Проблема определения категории «истина» и «многообразие форм существования истины в совокупном познании» — темы сугубо классические, но отражающие в той или иной степени юношеские максималистские стремления в жизни к справедливости.

Таким образом можно смело утверждать, что разительные перемены, происшедшие в творческой жизни Мустафы Исаевича, на самом деле были продиктованы не только полученным образованием математика, мышление которого подводит к философскому интеллекту, но и социальной микросредой, кругом общения. И возвышенное чувство к философии, впервые робко постучавшееся в душу студента-второкурсника математического факультета, с тех пор неизменно озаряет высоким светом гармонии, добра и истины его нелегкий жизненный путь.

Исходная точка этого пути — 1978 год – начало преподавательской деятельности на кафедре философии ДГУ, в своей альма-матер, которой после многих соблазнов не изменил, несмотря на предложения работать в Махачкалинском горкоме и Дагестанском обкоме партии и даже в далеком Бостоне.

В порядке вещей и общественные нагрузки – был руководителем зональных студенческих строительных отрядов, председателем Головной группы народного контроля, замсекретаря парткома ДГУ. С 1985 по 1989 гг. работал деканом факультета для иностранных граждан, потом до 1991 г. очная учеба в докторантуре при Московском педагогическом институте, где блестяще защитил докторскую диссертацию.

С новыми идеями и возможностями, на новом витке своего развития М. Билалов продолжает действовать в ДГУ, но уже в качестве проректора по воспитательной работе. На очень трудном участке вузовской работы, в отсутствие парткомов и комсомола. В этот период крушения СССР Мустафа Исаевич, подобно особо чувствительному сейсмографу, чутко улавливает приближение невиданных мятежей и неслыханных перемен. Поэтому, наверное, пиком своей организаторской и административной деятельности он считает период с 1993г. по 2002г., тяжелые для дагестанского общества годы, когда он становится сначала директором-проректором Межотраслевого регионального центра переподготовки специалистов, потом проректором по научной работе и развитию ДГУ.

С 1997 года параллельно такой сложной общественной работе он является заведующим кафедрой философии ДГУ и председателем диссертационного Совета по защите кандидатских диссертаций. Его зрелость как философа отразилась в 15 аспирантах, которые стали кандидатами философских наук, и еще 12 аспирантах и докторантах, которые продолжают новаторские для региона исследования познавательной культуры и гносеологии суфизма.

Время, история, буря века, бушующая вокруг деятельных и социально-активных людей, – вот та среда, в которой сегодня проходит жизненная деятельность Мустафы Исаевича как философа, как председателя Дагестанского отделения и члена президиума Российского философского общества, члена Координационного центра при Президенте Дагестана по проблемам формирования гражданского общества, Совета по науке Министерства образования и науки.

Но особая гордость, суть и пафос его напряженных творческих и философских исканий – открытие в 2005 г. первого в республиках Северного Кавказа отделения философии, при котором он же создает и возглавляет выпускающую кафедру онтологии и теории познания. Руководитель и создатель научной школы «Место познавательной культуры в духовной жизни общества», директор созданного на базе этой научной школы Научно-исследовательского института практической философии и методологии социальных новаций при ДГУ.

 Сумерки нашего времени, в котором мы живем, творим, не заслоняют нам свет знания, не заставляют нас искать ответ на свои неотчетливые духовные запросы и тревожные предчувствия в метафизических утопиях, в слепой вере в потусторонние миры. Свои земные, реальные действия, переживания, впечатления Мустафа Исаевич воплотил в общественной ответственности за свое философское творчество.

Министерство общего и профессионального образования дважды наградило его Почетной грамотой «За многолетнюю и плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, науки, образования и культуры», ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки Республики Дагестан» в 1996 году, приказом министра образования России он награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». В 2002 г. избран академиком Российской Академии социальных наук, а в 2010 г. – академиком Российской Академии естествознания. Билалов автор 10 монографий и учебников, 260 научных статей и методических пособий, более 100 газетных, журнальных публицистических статей, редактор 5 научных сборников, член оргкомитетов российских и участник трех последних мировых философских конгрессов, редколлегий научных сборников и журналов «Каспийский регион: политика, экономика, культура» (Астрахань), «Вестник Российского философского общества» (Москва), «Вестник ДГУ». Это далеко не полный перечень результатов научной и педагогической деятельности Мустафы Исаевича. Около семи лет под патронажем профессора Билалова работает уже получивший популярность республиканский интеллектуально-философский молодежный клуб «Эпоха».

В философских трудах Билалова присутствует глубина мысли, острота философского мировосприятия, благодаря чему достигаются емкость и выпуклость образов, завершенность картин природы и социума, объективность оценок.

Тонкий философ, Мустафа Исаевич обладает прозорливостью и зоркостью, без которых философ не философ. Он видит реализм жизни и умело отражает ее в своих работах, видит недоступные невооруженному глазу глубинные причины социальной несправедливости и человеческих пороков.

Осмысление и объективная оценка им своего места в обществе, историческая миссия философа, социальная роль его – это не столько дань многовековой философской традиции, сколько результат психологического самоанализа. Философ с большой буквы характеризуется как человек необычный, который остро реагирует на каждое явление в жизни людей. Какие бы события не происходили в жизни, они находят отклик в сердце философа, он принимает их на себя, переносит и радость, и боль людей.

Билалов как философ, ответственный за все, что происходит в современном мире, остро реагирует на современные катаклизмы, когда система воспитания и образования, выдержавшая испытания временем, так грубо оказалась подмененной идеологией дикого рынка с ее уродливой оборотной стороной, которую пытаются оправдать сомнительными «общечеловеческими ценностями». Всем смыслом, всем содержанием своей философии Мустафа Исаевич подводит к другому пониманию и принятию жизни.

Активная социально-политическая позиция Билалова заслуживает уважения: он не пресмыкающийся перед сильными мира сего приспособленец, а уверенный в своей правоте, болеющий душой за свой народ гражданин и философ.

Асият Буттаева,

доктор философских наук, профессор