Поколение заблудших

Ежедневно анализируя массу информационного материала, горячие призывы политиков, грустные выводы ученых, неоднозначные высказывания религиозных деятелей, пришел к выводу — чтобы понять, что именно происходит в обществе, необходимо дать оценку молодому поколению, обозначить предпосылки, факторы и условия, формирующие характер современного дагестанца.

После лихих 90-х получившие вожделенную «свободу» люди советского периода, которых долгое время сдерживали единая идеология и стереотипное мышление в миропонимании, оказались в некоторой растерянности. Самые предприимчивые, не зажатые в тиски идеологии и прагматично мыслящие стали работать на себя, извлекая из всеобщего хаоса материальную выгоду, те, кто и раньше не признавал законов, в период беззаконья образовал криминалитет, грандиозность деятельности которого до сих пор отдает отголосками в разных регионах России, в том числе и Дагестане.

Советская интеллигенция, забытая в период становления нового государства, первое время еще воспитывала кадры в духе патриотизма и прочих ценностей, но со временем была вынуждена погрязнуть в коррупции и сместить акценты на свое материальное благополучие, поскольку кормить семьи на нищенскую зарплату стало невозможно. Так появились первые «подарки» учителям в школах, воспитателям в детских садах, первые купленные родителями пятерки в зачетных книжках студентов. Таким образом, рыночная экономика и капитализм, которым пугали детей в советской действительности, стали превалировать во всех сферах. Все стало иметь свою цену – образование, услуги чиновников, работа правоохранительных структур. В Дагестане в силу ментальных особенностей даже коррупцию не воспринимали, как нечто аморальное. Хочешь выиграть тендер на покупку стройматериалов – заплати чиновнику, нарушил правила дорожного движения – заплати полицейскому и т.д. По такому принципу жила вся страна, и Дагестан не был исключением.

На данном этапе развития страны и, в частности, республики власти начинают говорить об отсутствии свежих кадров, о религиозных радикалах, о том, что надо работать с молодежью больше, и так далее.

А с кем работать? Дети, которые выросли на примере купли-продажи всего на свете, уверенные, что родители всегда будут за них горой, неспособны принимать самостоятельные решения и, что особенно удручает, в большинстве абсолютно ограничены в своем миропонимании. Ребенок формируется с детского сада, где с ним работают, как правило, устроившиеся туда люди с дипломами сомнительного происхождения, компетентность и адекватность которых часто вызывает сомнения, в наших школах, особенно в горных районах, работают молодые люди, совершенно не понимающие разницу между синусом и косинусом или неспособные отличить Эльбрус от Эвереста. Эти «специалисты» способствуют низкой культуре, ведь человек, не читавший ничего, кроме переписки из социальных сетей, не знающий, кто такие Достоевский или Пушкин, не может быть культурным, воспитанным. Изысканных манер английских лордов от него можно не ждать. Помимо всех этих горе-педагогов родители тоже не знают, как воспитывать своих детей. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, увлеченные своей работой, они часто воспитание ребенка доверяют улице, на которой он берет все, что ему интересно. Во-вторых, стремительная информатизация общества, доступ к информационным каналам, содержание которых часто приводит к формированию неадекватного мировоззрения у молодых людей, и полная беспомощность родителей в попытках их оградить от всего этого или хотя бы направить их или объяснить базовые вещи.

Таким образом, после долгих и никчемных потуг «педагогов» и родителей получаем нечто, плюющееся семечками, рассуждающее о сути вещей подобно истине в последней инстанции, кому можно забить в сознание любые идеи.

После всего этого находятся еще люди, которые не могут взять в толк, почему эти молодые, здоровые люди совершают преступления, грабят, убивают, ведут себя неадекватно за пределами республики.

Есть такая непреложная истина – чем малограмотнее народ, тем легче им управлять. Нынешняя политика государства пока приводит лишь к тому, что количество малограмотных граждан только растет. Красивые речи политических деятелей не могут воспитать адекватного, трезвомыслящего человека. А когда нет в человеке никакого мировоззрения, тот, кто имеет определенные навыки работы с сознанием, всегда может внести свои идеи в безыдейную голову.

Реформы образования последних лет коснулись, на мой взгляд, не того, что надо было менять. В первую очередь надо стимулировать интеллигентов к труду и работе с молодежью, изыскать возможность повысить им зарплату. Пока система образования преимущественно стоит на старых кадрах, работающих в большинстве своем в силу привычки. Молодежь особо не стремится в науку, поскольку это не приносит доход, а есть и одеваться надо даже учителю. Чтобы изменить ситуацию с кадрами и новыми людьми в стране, руководству надо последовательно проводить не политику полицейского государства, увеличив полицейским и военным в разы зарплату и обретя поддержку в их лице, а начать с детских садов и школ. То, что было потрачено на введение так называемой «булонской системы» образования, лучше бы эти «реформаторы» потратили на увеличение зарплаты учителям – уверен, это дало бы гораздо больший эффект в плане подготовки новых людей к жизни.

Наблюдения за молодежью позволяют судить о стойкой тенденции к уменьшению у детей интереса к учебе, наукам, чтению, информации по окружающей среде и вопросам мироздания, то есть ко всему, что формирует мировоззрение и миропонимание новым человеком. И также наблюдается повышенный интерес к общению, социальным сетям, интернет-ресурсам, компьютерным играм и прочему. Конечно, всему этому должно быть место в жизни молодого человека, поскольку способствует социальной адаптации в современном обществе, но в разумных пределах.

Конечно, можно возразить, что я сгущаю краски, есть немало достойных и образованных людей в Дагестане, в том числе и молодежи. Хочется отметить, что многие умные молодые люди просто уезжают из республики, поскольку всем известно на каких принципах работает кадровая политика в большинстве дагестанских государственных органов и коммерческих организаций. Один из президентов республики несколько лет назад, к моему удивлению, сказал, что он приветствует факт утечки мозгов из республики. А тех, кто есть, явно недостаточно для смены существующих управленцев. А о тех, которые еще будут, даже говорить не хочется.

Республиканским властям надо делать все, чтобы вырастить достойного, цельного человека, с достаточным кругозором, начитанного, культурного и при этом физически здорового. Некоторые акценты для работы в этом направлении уже обозначены. Надеемся, что эти акценты не будут декларативны и призваны увеличить политический вес ныне существующего руководства.

Марат Бахмудов