Ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения приобрела особую остроту и оценивается экспертами, как критическая. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные цифры и факты. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает более 2 миллионов жителей планеты. В нашей стране самый высокий показатель смертности в расчете на 100 тысяч населения. В год в России в авариях погибает более 35 тысяч человек… У нас в Дагестане – 500-600 человек. С начала этого года уже зарегистрировано 482 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 162 и ранено 616 человек. Это чуть меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Напряженная ситуация с аварийностью сохраняется на всей территории республики. Основную часть ДТП составляют аварии, совершенные на улично-дорожной сети Махачкалы и федеральных автодорогах. Более 414 ДТП совершены по вине водителей.
Как изменить такую тревожную ситуацию?
Об этом совсем недавно говорили на заседании Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения под руководством заместителя Председателя Правительства Абусупьяна Хархарова. Он жестко потребовал от руководителей городов и районов наведения порядка в этой сфере и сказал, что критерием оценки всех контролирующих органов в ближайшее время станет сокращение количества погибших и пострадавших в результате ДТП.
Значительная работа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения проводится в рамках Правительственной комиссии. На заседаниях обсуждаются вопросы «О ходе реализации целевой программы повышения безопасности дорожного движения» с приглашением представителей заинтересованных министерств, ведомств и глав администраций городов и районов. Причем материалы на комиссию готовятся специалистами – ответственными работниками УГИБДД МВД по РД, руководителями республиканских министерств и ведомств, муниципальных образований с выездом на место. В ходе проверки дается анализ причин повышения роста аварийности в конкретном населенном пункте. Обращается внимание и даются рекомендации местным органам власти, руководителям организаций на тревожную ситуацию с аварийностью.
Факты свидетельствуют о том, что очень много проблем в самой организации работы транспорта, снижения уровня аварийности и решения безопасности дорожного движения. Непростая обстановка сложилась в последние годы с организацией движения транспорта и пешеходов. Особенно тревожная ситуация в столице нашей республики.
Отдельная тема – низкая культура поведения водителей и пешеходов. Факт остается фактом: многие из тех, кто за рулем, просто не соблюдают правила дорожного движения.
Что могут и должны сделать в этой ситуации для наведения порядка сотрудники УГИБДД, МВД по РД, работники городских и районных автоинспекций?
Как известно, целью федеральной, республиканской и муниципальной программ является снижение числа погибших и числа ДТП с пострадавшими. Так, по-прежнему, острой остается ситуация с ДТП. Около 53% аварий (533) только с начала этого года совершены из-за неправильного выбора скорости в конкретных условиях дорожного движения. В таких ДТП погибло 90 и получили ранения 235 человек.
По вине пьяных водителей только с начала этого года уже совершено 42 аварии, в которых погибло 9 и ранен 41 человек. Эти цифры вызывают обеспокоенность и тревогу. Тем более, что с каждым годом продолжается рост количества ДТП на пассажирском транспорте. Совсем недавно в результате столкновения пассажирского автобуса и грузового КамАЗа под Подольском погибли 18 человек, еще более 30 человек получили травмы.
Анализ аварий показывает, что причина в бесконтрольности водителей пассажирского транспорта. Многие из них, желая заработать деньги, умудряются экономить буквально на всем: на техническом состоянии автобуса, переоборудовании транспортного средства, вождений в ночное время. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов достигает в масштабе страны 12 тысяч в год. Доля автобусов, находящихся в собственности физических лиц, за последние 10 лет возросла практически в 4 раза. Водители пассажирского транспорта поставлены зачастую в такие условия, когда материальная заинтересованность вынуждает их сознательно пренебрегать Правилами дорожного движения, игнорировать требования режима труда и отдыха. А это значит, что финансовые показатели деятельности становятся выше требований безопасности.
Не соблюдаются особенности подбора и допуска водителей к пассажирским перевозкам на конкретном автобусе. В ходе Всероссийской операции «Автобус» были выявлены многочисленные грубые нарушения требования безопасности дорожного движения: около тысячи водителей в нетрезвом состоянии, 1100 – не имели соответствующих прав.
Есть и ряд других причин. Они касаются уже водителей не только пассажирского транспорта. Культура вождения, да и качество подготовки новых водителей по-прежнему остается на очень низком уровне. При этом к удивлению многих специалистов ГИБДД возникла ситуация, когда даже подготовленные и даже законопослушные водители тоже нарушают правила дорожного движения. Можно сказать, что основа поведения нынешних водителей – правовой нигилизм, чувство вседозволенности и безнаказанности, безграмотность и бескультурье.
Есть еще ряд проблем… Одной из первоначальных, по утверждению экспертов, является проблема подготовки водителей. Причем высокий уровень аварийности среди водителей обусловлен тем, что существующая система подготовки не адаптирована к современным условиям дорожного движения. Сегодня водителями со стажем до трех лет совершаются каждое шестое-седьмое дорожно-транспортное происшествие.
Анализ проверенных экзаменов в подразделениях госавтоинспекции показывает, что качество обучения из года в год неуклонно снижается. Между тем кандидатов в водители не обучают умению ориентироваться в сложной дорожной обстановке, культуре и этике вождения, основам транспортной психологии, всем тем элементам водительского мастерства, которые в совокупности являются важнейшими для безопасности управления транспортом. Сегодня для приема первого практического экзамена на право управления автомобилем во многих городах и районах нет специально обустроенных автодромов.
Анализ реального положения дел показывает, что необходимо серьезное совершенствование системы подготовки не только водителей, но и самих преподавателей, а также госавтоинспекторов, осуществляющих прием экзаменов.
И еще один штрих, который имеет прямое отношение к дорожно-транспортным происшествиям. В соответствии с поправками в технический регламент, вступившими в силу в последние годы, прозрачность лобового и передних боковых стекол должна быть не менее 70 процентов. В городах и районах республики началась тотальная проверка на излишнюю затемненность автомобильных стекол.
Рейдовые проверки проводятся вроде регулярно. Однако они до сих пор мало что давали, кроме очередного пополнения бюджета на незначительную сумму. Излишняя тонировка, как утверждает начальник УГИБДД МВД по РД Валерий Громов, опасна не только и не столько для самих автовладельцев, сколько для других участников дорожного движения. По оценкам экспертов, затонированные стекла снижали обзор водителя на 20 и более процентов. В ночь или в дождливую погоду обзорность снижается еще больше. Именно затемненность стекол зачастую становится причиной аварии.
Как заявляют руководители и сотрудники УГИБДД, профилактические меры должных результатов не дают. При выявлении затонированных стекол инспектор обязан составить административный протокол. Причем проверять тонировку может любой инспектор, но при помощи специального прибора.
Правила дорожного движения, как федеральный нормативный правовой акт, подлежит обязательному исполнению всеми участниками дорожного движения, независимо от занимаемой должности и места работы. Об этом надо знать и помнить каждому водителю, в том числе и любому чиновнику, кто в той или иной степени определяет завтрашний день нашего общества.
Жизнь человека – национальное богатство. Все мы вместе должны работать на сохранение этого богатства.
Ильман Алипулатов,
политолог, руководитель общественно-политического ТВ ВГТРК «Дагестан»