Сила поэтического слова

Книга известного лакского поэта Магомеда Омарова «Слезы и жажда» написана в свойственной ему лирической манере.

Не утруждая себя перечислением всех ее несомненных достоинств, хотелось бы остановиться на некоторых особенностях поэтики Магомеда Омарова.

Дело в том, что при более пристальном наблюдении и глубоком анализе в его стихотворных произведениях обнаруживается ассоциативный метафорический ряд символов и образов, который свойственен вообще восточной, в частности, лакской поэзии.

Чтобы не быть голословными, приведем такой пример из его творчества:

Чурек и потертый почерк
Не сомневаюсь в существовании Рая,
Предназначенного божьим избранникам,
Но если вдруг перевесит чаша добрых деяний –
И мне суждено будет увидеть Рай –
Хотел бы я с собой взять сваренный мамой чурек,
А также фронтовой треугольник с потертым почерком отца.
(Здесь и далее подстрочный перевод с лакского языка – мой – Х.И.)

Это стихотворение наглядно демонстрирует нам, как в творчестве Магомеда Омарова высокое, небесное сочетается с бытовым, земным. Небесный и земные планы в его поэзии соединены неразрывной связью и взаимообусловлены. Так, Богом уготован для праведников Рай в небесах – Небесная обитель, Мир Горний, Блаженство Вечное, которое можно «купить», т.е. заслужить благими деяниями на земле. Об этом говорит строка: «перевесит чаша добрых деяний». Посмотрите, в каких «маленьких» деталях передана любовь к Юдоли, к Дольнему миру: «сваренный мамой чурек», а также «фронтовой треугольник с потертым почерком отца». В эти, казалось бы, незначительные детали вложена вся сыновья любовь к родителям, Родине без малейшего вычурного патриотического пафоса. При этом на память приходит ассоциативный метафорический ряд символов: Ссудный День, День Воскрешения из мертвых, День Расчета, Ад и Рай, Чаща Весов Ссудного Дня, Добро и Зло, Свет и Тьма, фронтовой треугольник – символ борьбы Добра и Зла, сил Света и Тьмы, Истины и Лжи, Справедливости и Мракобесия.

В другом стихотворении Магомед Омаров пишет:
Соседка с прозвищем «косынка на ветру»,
Который год смотрит вдаль
В надежде увидеть возвращающегося жениха.
Ее любовь бросила вызов войне.
Но вот однажды почтальон
Вручил ей фронтовой треугольник,
И зазвучала мелодия Горя
Ах, если бы взглянуть в глаза Возлюбленного!..

Косынка на ветру; любовь, бросившая вызов войне; фронтовой треугольник; мелодия горя; глаза Возлюбленного – ключевые слова произведения, которые сразу обращают на себя внимание. Но каждый из этих «бытовых» символов имеет свой «неземной аналог». Косынка на ветру – Барзах (Срединный мир, отделяющий Мир живых и Мир мертвых, мир временный и мир вечный) взывает к ассоциативному ряду: Завеса, Препона, Преграда, Тайна, Сокровенное, Оккультное, Завеса Исиды, царство Осириса, паромщик Харон, река Стикс, река Ахеронт; любовь, бросившая вызов войне, – Добро и Зло, Свет и Тьма, Истина и Ложь; фронтовой треугольник – Барзах (Срединный мир, ибо треугольник – известие о смерти; мир живых и мир мертвых).

Все эти ассоциации у нас возникают на подсознательном уровне. Ибо слова-термины сигнализируют нашему латентному, скрытому «архиву» в недрах памяти. Об архетипах символов и образов писал философ Ясперс, разделив их на главные и второстепенные, производные.

В поэзии Магомеда Гаджимусаевича Омарова образы и символы настолько переплетены, что порой трудно различить, которому из них принадлежит пальма первенства.

В литературе теория Ясперса нашла свое воплощение в концепции Типологии Общего академии Н.И. Конрада. Согласно Ясперсу и Конраду, действительно, мы обнаружили в творчестве лакского поэта М.Г. Омарова метафорический, характерный, «архитипичный» и типологический ряд мировой художественной литературы.

Свою лепту в разработку данной теории внес академик Г.Г. Гамзатов, который выделил особенное, отличительное в общем. Иными словами, он назвал это самобытностью, национальным колоритом и менталитетом.

Темы войны (косынка, треугольник), ада и рая, возлюбленного и возлюбленной являются общими для всех культурных ареалов.

В то же время «чурек» является особенным, национальным, обладающим отличительным признаком, как говорил Г.Г. Гамзатов. Чурек «выдает» в Омарове горца, кавказца.

Творчество М.Г. Омарова примечательно тем, что в его произведениях бытовое, земное всегда сочетается с неземным, небесным, ангелическим. Это говорит о чистоте души поэта и возвышенности его чувств, а также, что его поэзия является местом встречи, точкой пересечения восточного и западного поэтических миров.

Хизри Ильясов,
доктор философских наук