Однажды на вопрос журналиста: «Что вы считаете самым великим открытием человечества?» — великий Эйнштейн ответил: «Хлеб».
Культура и традиции многих народов Дагестана так тесно сплелись между собой, что трудно разобраться, что является национальной самобытностью того или иного народа. Тем не менее, у агулов существуют поверья и суеверия, имеющие локальные особенности. Из всего спектра существующих у агулов суеверий и обрядов остановимся лишь на поверьях и суевериях, связанных с пищей, в частности, с ее важнейшим компонентом – хлебом. Они составляют существенную часть народной культуры. Горцы говорят, что на Земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, книга, чтобы сохранилась связь времен. Этим словам созвучна и народная мудрость: «Нет лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем аромат свежеиспеченного хлеба».
Хлебу агулы, как и большинство народов мира, отводят особое место в питании и очень высоко ценят его, ведь он считается райской пищей, дарованной людям Всевышним, поэтому существует ряд традиций, связанных с употреблением хлеба.
У агулов, как и у многих других народов, хлеб не только самый почитаемый продукт, но и важнейший оберег, и поэтому относятся к нему с благоговейным почтением. На нем дают клятву, как на Коране (Гуни хIарам хьурай). «Коран – слово божье, а хлеб – священная еда», — говорили в Агуле. Не было ничего страшнее, чем нарушить клятву, которая произносилась на хлебе. Как признак близких и доверительных отношений и по сей день в народе сохранилось выражение «Я с ним кусок хлеба ел». Как оберег хлеб клали в изголовье колыбели новорожденного, брали с собой в дальнюю дорогу, чтобы он охранял в пути.
Из уважения к хлебу трапезу обычно начинают именно с него. Хлеб считается символом достатка, ни один обряд и праздник не обходится без хлеба. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Агулы искренне верят, что тот, кто ест пищу без хлеба, будет сурово наказан Богом. Примечательно, что само понятие трапезы в языке агулов означает «кушать хлеб». Приглашая к столу, агулы говорят: «Шав, гуни гIутIас», что дословно означает: «Идем хлеб кушать», чем подтверждается его первичность.
Существовал ряд запретов в отношении к хлебу. Категорически запрещалось ругаться, если на столе лежит хлеб. Считалось большим грехом класть хлеб лицевой стороной вниз; наступать на хлеб; откусывать от целого хлебца. Бросить хлеб на землю или перешагнуть через него считается святотатством. «Кто хлеб бросает, тот бедным станет», — говорили агулы. И поэтому даже крошки со стола никогда не выбрасывали: кормили птиц, смешивали с кормом скотины или съедали сами.
Агулы верили, что в доме иссякнет достаток, если ломать хлеб одной рукой; считать испеченные хлебцы; брать хлеб левой рукой. Лепешки ни в коем случае нельзя было резать ножом – это считалось неуважением к хлебу. А если из рук выпадает кусок хлеба, агулы говорили – жди гостей, а гость в доме горца всегда большая радость.
К зерну, как к основному компоненту хлеба, в Агуле также относились как к оберегу. Зерно символизировало благополучие, плодородие, богатство, считается, что оно предохраняет человека от порчи, словом, имеет только положительную энергетику. Поэтому до сих пор широко распространен обряд осыпания невесты зерном на свадьбе. Причем осыпали зерном, когда невеста покидала отчий дом и на пороге дома жениха. Зерно мыли в реке, сушили на солнце и хранили в специальных, отведенных только для этой цели местах.
При севе зерновых культур в Агуле также соблюдался свой определенный ритуал. Сеял зерновые, обычно, только мужчина. Это было связано с древнейшими представлениями агулов, когда ими земля мыслилась женским организмом, а посев отождествлялся с оплодотворением земли. Личности самого сеяльщика агулы также придавали большое значение. Он должен был быть щедрым, добрым, удачливым и, естественно, опытным.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Сколько людей, столько и мнений, а сколько народов – столько и хлебов. За многовековую историю горцы видели хлеб всякий: и черствый, и свежий, и облитый слезами, и праздничный. В каждой стране или даже области существуют уникальные рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.
Исследователь традиционной пищи агулов А. Булатова отмечает: «Ассортимент изделий из теста у агулов был столь богат и многообразен, что сделал бы честь любому народу».
Среди самых разнообразных форм и рецептов изготовления хлеба в Агуле наиболее распространенная его форма была – ажурный хлеб в форме розетки, заключенной в круг, который символизировал животворящую силу солнца, так как без хлеба, как без солнца, нет жизни на земле.
Такая форма хлеба, как у агулов, не встречается не только ни у одного народа Дагестана и Кавказа, но и у тех народов мира, о пище которых вообще что-либо известно. Свою оригинальную форму он получал при помощи скалки, которой равномерно делались выемки и углубления в заготовке теста. Такой хлеб выступал не только как культовый символ-образ, но также удовлетворял практические потребности народа, такой хлеб лучше пропекался и долго сохранялся в свежем виде. Да и в чисто бытовом отношении круглая форма хлеба очень удобна – на него, как на своеобразный столовый прибор клали всевозможные яства, что практикуется, и по сей день.
Известный дагестанский этнограф Абдула Омаров, побывавший в середине XIX века в агульском селении Буркихан, был приятно удивлен, увидев этот вид хлеба. В своих «Воспоминаниях муталима» он писал: «Через час подали ужин, состоящий из хлеба странной формы, я в первый раз видел такой хлеб (он был вроде маленького чурека, величиной с обыкновенную тарелку и дырявый, как решето, с разными узорами); к хлебу подали масло, мед и мясо».
Другая разновидность агульского хлеба — ритуальный хлеб «къалкъам», тонкий пресный бездрожжевой хлеб из пшеничной муки и воды толщиной 2-3 мм, края которого немного приподнимали. В отличие от лаваша — другого вида агульского хлеба — «къалкъам» представляет собой в готовом виде плотную, ломкую, круглую пластину совершенно белого, мучного цвета, напоминающий еврейскую мацу. Обычно он употребляется с кефиром – «маст», и пекут его во время мусульманского праздника разговения.
Из теста пекли и всевозможные хлебцы в форме птиц, начиненные яйцом, — «жакъв». Изготовление их приурочивалось к первым дням весны, и в древности оно, по-видимому, имело магический смысл – вызов птиц, а через них – тепла, весны.
Хлеб агулам всегда доставался упорным трудом. Они жили, довольствуясь клочками земли, и они рано научились учитывать особенности своей среды и своего положения и сделали свои скудные горы плодородными, а жизнь своих потомков лучше и легче. Об этом говорят немые свидетели былых времен – заброшенные террасных поля, сооруженные умелыми руками горцев. Трудиться приходилось от зари до зари. Страда была непрерывной, длилась с утра до вечера круглый год, менялись лишь виды работ. За вспашкой следовал сев, за севом прополка, там приходила жатва, а следом молотьба, сушка, помол зерна, вывозка удобрений…
Урожаи тогда были небогаты. Рожь в обычном году давала в три-четыре раза больше того, что было посеяно. Случались, правда, и удачные годы. Но урожаи, в основном, зависели от капризов природы и это заставляло горцев тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими, прибегать к предохранительной магии. Так, чтобы дурной человек не погубил новый урожай, агульские женщины выполняли обряд, при котором брали на хлебном поле пучок колосьев и закручивали узлом. Существовали обряды, призванные к защите урожая: вызывания солнца, дождя, прекращения града и т. д., многие из которых не имеют аналогов у соседних народов.
Но что бы ни случилось – засуха или заморозки, долгие холодные дожди или жестокий град — результат бывал один. Гибли упорные труды горца — взращенные хлеба, а без них наступал нещадный голод. А голодные годы выпадали часто. Из каждых десяти лет два-три бывали голодными. Голод был знакомым делом, регулярно уносившим, подобно эпидемиям, многие жизни. Но, чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становилось теплее и надёжнее.
Оставшиеся в живых снова выращивали хлеб, радовались дружным всходам на полях. Долгие, трудные дни их были опять переполнены заботами и тревогами о будущем урожае.
В неурожайные годы и во время голода агулы часто вынуждены были заменять недостающий хлеб другими растительными продуктами. Суррогатами хлеба служили: крапива, корни и стебель лопуха, дикая картошка, лебеда, отруби, картофель и горох, кора деревьев и многое другое. Суррогаты эти или примешивались к ржаной муке, или хлеб приготовлялся из одного суррогатного материала, чаще из смеси разных суррогатов.
Мы принадлежим к поколению людей, деды которых пережили войну, а отцы — послевоенное лихолетье. И те, и другие знали, что такое голод и умели ценить хлеб. Поэтому нас воспитывали и растили на культе хлеба.
Сейчас молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Но должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько человеческого труда.
Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто выращивает его, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб — бесценное сокровище. Надо помнить, что бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности, и знать, что в хлебе заложен не только труд наших современников — земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб — общее богатство, и мы должны воспитывать к нему уважение у будущих поколений.
Поэтому о хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Нравственное отношение к хлебу — отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусорном контейнере. Это свидетельство нашей безнравственности…
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Воистину – хлеб всему голова!
Алай Насруллаев,
член Союза журналистов России