Сегодня коррупция и взяточничество поразили практически все сферы жизни общества. Поэтому вполне понятно, что в обществе идет активное и заинтересованное обсуждение вопросов борьбы с этим злом.
В последние 3-4 года в стране, казалось бы, создана система правовых и организационных мер по противодействию коррупции. Утвержден перечень должностей федеральной службы, при назначении на которые служащие обязаны представлять сведения о своих семейных доходах и имуществе. Принят закон, ужесточающий наказание за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве и т.д.
Тем не менее, по словам Генерального прокурора РФ Ю.Чайки, по-прежнему вызывает тревогу коррумпированность чиновников разного уровня, в том числе и правоохранительных органов. А это значит, что коррупция в нашей стране подрывает основы государства.
И сегодня многие задаются вопросом: почему нет заметных результатов по снижению ее уровня?
Результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о том, что значительная часть наших соотечественников серьезно озабочена распространением коррупции и различных преступных схем с целью воровства. Многие дагестанцы справедливо считают коррупцию одним из факторов, способствующих росту экстремизма и терроризма, большинства социально-экономических проблем в целом, дальнейшему развитию республики.
Формирование замкнутых кланов, расцвет коррупции, круговая порука и многие другие негативные явления сегодня не дают успешно развивать экономику Дагестана и являются угрозами безопасности нашей республики, страны и источником отчуждения народа от власти.
Между тем, как отмечают независимые эксперты, именно высокий уровень коррупции является одним из проявлений кризисного состояния в Дагестане. Подавляющее большинство наших соотечественников (80%) отмечают, что сталкиваются всегда или часто с взяточничеством, что существенным образом отражается на их доверии к власти.
На серьезные размышления наводят итоги социологических исследований. Так, 76% опрошенных дагестанцев считают, что коррупцией охвачены все сферы жизни, а 85% — что все должностные лица берут взятки. А каковы официальные цифры?
Что выявили проверки?
Суммы хищения бюджетных средств растут. Об этом свидетельствуют многочисленные факты массовых хищений денежных средств в федеральных, региональных и муниципальных структурах. В стране действуют десятки коррупционных схем, которые позволяют нечистоплотным чиновникам расхищать государственные средства. И Дагестан в этом плане не исключение.
По словам первого заместителя прокурора РД М. Дибирова, противодействие коррупции — одно из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры. И первая же проверка соблюдения законодательства о государственной службе показала, что в деятельности ряда министерств и ведомств имеют место грубые нарушения. Только в прошлом году прокуратурой Дагестана выявлено 4500 нарушений закона, 188 незаконных правовых актов, к ответственности привлечено 511 должностных лиц, по результатам прокурорских проверок возбуждено 67 уголовных дел.
Кроме того, правоохранительными органами республики только в прошлом году выявлено 60 (в 2011г. — 50) преступлений по взяточничеству, 421 (в 2011г. — 303) должностное преступление.
По подозрению в правонарушении коррупционного характера возбуждено более 60 уголовных дел, 625 должностных лиц привлечены к ответственности.
За 2012 год по фактам получения и дачи взяток возбуждено 54 уголовных дела. Для сравнения: в 2011 году их было 47. Столько же дел возбуждено по статье «мошенничество» только по той причине, что лицо, которое получило взятку, в силу юридической трактовки не наделено было полномочиями на совершение тех действий, о которых его просили.
По словам председателя Верховного суда РД Руслана Мирзаева, в прошлом 2012 года судами республики рассмотрено всего 9 уголовных дел по получению взяток в отношении 10 лиц. При этом 7 лиц (т.е. 70 %) осуждены за получение взятки в размере до 10 тысяч рублей, остальные (30%) – за получение взятки в размере до 50 тысяч рублей.
Приблизительно такая же картина и по даче взятки: рассмотрено 14 дел в отношении 16 лиц, при этом 6 лиц или 38% осуждены за дачу взятки в размере до одной тысячи рублей, 9 лиц ( или 56%) – за дачу взятки в размере свыше 10 тысяч рублей. Что касается наказания высокопоставленных лиц, то за крупные хищения осуждены единицы. А ведь ситуация с расходованием государственных средств в республике и особенно в органах местного самоуправления вызывает серьезную тревогу.
Вот о чем свидетельствуют цифры и факты. В Дагестане из 52 муниципальных образований 48 являются высокодотационными. По 31 муниципальному образованию установлены сверхнормативные расходы на содержание служащих и аппарата управления– 260 млн рублей.
Рекомендуемый лимит автотранспорта в муниципальных образованиях 217 единиц. Реальное количество – 384.
Счетная палата, Росфиннадзор, Министерство финансов РД только в прошлом году выявили нарушения на 1 млрд рублей, а восстановили всего 4 млн рублей.
Наши соотечественники хотят знать: когда прекратится кража бюджетных средств и когда люди начнут реально отвечать за эти дела? И не только главы администраций, а сотни других ответственных работников.
Причина высокого уровня коррупции
Вопрос, который волнует в последние годы всех: почему так много говорят о коррупции и почему не удается снизить ее уровень?
Давайте будем откровенны: у многих рядовых дагестанцев давно возникло и даже укоренилось стойкое неверие в возможность обеспечить защиту своих интересов с помощью правовых средств. Как правило, люди сами предлагают взятки с тем, чтобы решить свой вопрос. Выходит, что общество само провоцирует ситуацию. Как следствие – тотальная коррупция, привычка решать свои дела исключительно с помощью взяток и подношения дорогих подарков.
Весьма впечатляют результаты экспресс-опроса среди дагестанцев. Из 50 респондентов коррупцию как общественное явление осудили 45 человек, однако половина из них призналась, что пользуется коррупционными механизмами для продвижения тех или иных вопросов. Лидерами в этом списке были работники правоохранительных органов, затем вузы, суды, регистрационные службы, лечебные учреждения, военкоматы и прочие.
Любопытно было наблюдать, как вторая половина опрошенных, осуждая тотальную коррумпированность чиновничества, всё же утверждала, что сами никогда в жизни никому не давали взяток. Это ломает наше предубеждение о том, что дагестанцы винят в коррупции только вымогателей.
Ведь не все же вымогают, значительная часть подношений совершается людьми добровольно, и их, как мы видим, общество осуждает наравне с берущими. Если не принять кардинальных мер, то люди по инерции будут продолжать нести взятки, думая, что иначе их никто просто слушать не захочет. Народ потерял веру в то, что можно решить какой-то вопрос без взятки, он как бы принял «правила» такой жизни. К тому же все опрошенные были единодушны в том, что коррупция – это аморально, но от нее никуда не деться. Печальный, согласитесь, вывод.
Острейшая необходимость борьбы с коррупцией, к сожалению, все еще только декларируется. Даже внедрение социальной справедливости зачастую носит «точечный характер». Отсюда разительное имущественное расслоение граждан, поляризация доходов между субъектами Федерации, между разными слоями населения.
И при этом, как сообщил в интервью одному из федеральных СМИ председатель Верховного суда РФ В. Лебедев, основным наказанием за взятки до сих пор был…условный срок. Дело в том, что чаще всего на скамью подсудимых у нас попадают, как правило, мелкие коррупционеры: врачи, учителя, чиновники низкого звена, рядовые сотрудники правоохранительных органов. Нередко их ловили за руку, взявшую не более одной тысячи рублей. То есть получается, что многие сотрудники и руководители правоохранительных органов идут по самому легкому пути: берут тех, с кем не будет проблем.
В последнее время обнаружилось, что отдельные республиканские министерства и ведомства не в полной мере выполняют возложенные на них функции контроля за обеспечением сохранности государственной собственности и возмещением материального ущерба. Неудовлетворительной остается работа по выявлению уклонений от налогов и других сборов, особенно среди наиболее крупных налогоплательщиков.
Системной проблеме — системный ответ
О коррупции уже сказано и написано немало. А что конкретно сделано?
В последние годы на федеральном уровне принят ряд законов, которые усиливают контроль доходов и расходов государственных служащих, работников правоохранительной системы. Коррупция превратилась в системную проблему, и здесь мы обязаны противопоставить системный ответ.
Так что же делать? Отвечая на вопрос о том, как можно снизить уровень коррупции, Президент РФ Владимир Путин заметил, что более эффективного способа борьбы с коррупцией, чем развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации, не существует.
Гражданское общество, конечно, в одночасье не создается. Для этого требуются годы и усилия большинства населения. Но другого эффективного способа заметно снизить коррупцию у общества нет.
В стране утвержден национальный план противодействия коррупции, состоящий из трех разделов:
Юридический. Принятие специального Закона о противодействии коррупции.
Профилактический. Общественный контроль за имущественным положением чиновников и их окружения.
Устранение самих условий для коррупции.
С 2013 года в стране введено обязательное декларирование не только доходов, но и крупных приобретений: недвижимости, акций, транспорта. Достойными внимания законодатели сочли покупки, превышающие по стоимости общий доход самого чиновника, его супруги (супруга) и их несовершеннолетних детей за 3 предшествующих года.
Покупки будут подлежать проверке с привлечением правоохранительных и налоговых органов лишь в том случае, если у руководителя появятся «достаточные» основания подозревать, что добро приобретено на нелегальные доходы. Наказанием не сумевшему «отбиться» обещано увольнение, лишь в самом крайнем случае прокуратура получает право попробовать через суд изъять у нарушителя и обратить в пользу государства купленное на неправедные доходы. Депутаты Государственной думы и сенаторы за нарушение закона должны лишаться мандатов. Причем, действие закона распространяется и на сделки, совершенные в прошлом году.
Как отмечают эксперты, борьба с коррупцией набирает обороты. Значительно усилен контроль над чиновниками всех уровней по выявлению среди них коррупционеров. В этой работе необходимо обратить серьезное внимание на наличие теневого оборота нефтепродуктов и алкогольной продукции. Нет точных данных, сколько в республике АЗС, равно как нет точных сведений по количеству карьеров стройматериалов.
По моему мнению, к борьбе с коррупцией необходимо привлекать возможности средств массовой информации. Публичность и гласность случаев незаконного обогащения чиновников могут и должны стать предпосылкой для подавления желания преследовать корыстные цели на рабочем месте.
Люди, выдвигаемые во власть, должны обладать не только необходимыми деловыми качествами. Они должны обладать здоровой долей альтруизма, который и определяет их деятельность в общественных интересах.
Последние исследования в области социальной психологии утверждают, что альтруизм, как, впрочем, и эгоизм, передаются на генном уровне. В этом мудрость природы, высшего разума или Бога, что больше подходит по мировоззрению. Остальные 90% населения представляют собой смесь из этих двух крайностей в разных пропорциях. Пора эти знания использовать и нашим республиканским властям.
Пока во всех властных структурах не будут преобладать люди с превышением альтруизма над эгоистическими качествами, очень трудно говорить о переменах к лучшему.
Но я уверен, что в самое ближайшее время ситуация изменится. Самое главное здесь – не создание комитета, каких-либо советов, а политическая воля и у руководства страны, и у руководства республики. Это, я считаю, самое главное. Если они твердо решили бороться с коррупцией, результаты не заставят долго ждать.
Ильман Алипулатов,
политолог, руководитель общественно-политического ТВ ГТРК «Дагестан»,
сопредседатель Дагестанского отделения МедиаСоюз России