Для обеспечения своего нормального состояния во все времена и в любом общественном строе люди всегда нуждаются в продуктах жизнепользования и оказании услуг. Рынок товаров и услуг обязан отвечать запросам масс, только тогда вообще возможно его существование. При этом взаимоотношения покупателя и продавца изначально подразумеваются как взаимно доверительные, благожелательные, обоюдно выгодные.
Всемирная ассоциация потребителей координирует работу по защите своих прав в 130 странах мира, насчитывая здесь свыше 200 коллективных членов в виде национальных общественных формирований.
В Российской Федерации закон «О защите прав потребителей» был принят 7 апреля 1992 года, когда начинался сложный период переустройства жизни, одним из явлений которого явился довольно болезненный переход от тотального дефицита, когда население несказанно радовалось, добывая самое необходимое для существования, к изобилию предлагаемых товаров, поступающих от производителей всех стран и континентов. К тому же в рыночные отношения в качестве поставщиков и продавцов включились огромные в масштабах нашей страны массы людей, прежде к товарно-денежным отношениям имевшие лишь опосредованное отношение, не знающие элементарных, но незыблемых правил и законов торговли и не имеющие навыков в этом сложнейшем деле.
В то же время государственные органы контроля в сфере торговли, может быть, достаточные прежде, физически не способны оказались справиться с многократным увеличением объема работы. Возникала реальная угроза возникновения хаотичного, стихийного рынка, никак не отвечающего запросам основных масс населения. Тогда на смену тотальному ведомственному регулированию, основанному на приоритете производителя и продавца, были призваны общественные организации, способные наладить массовый контроль по защите прав потребителей. Их права определены в законе РФ «Об общественных организациях», опубликованном почти одновременно с законом РФ «О защите прав потребителей», что не только подчеркивает их взаимную своевременность, но и во многом знаменательность.
— Дагестан, как один из регионов Российской Федерации, также переживает период становления новых рыночных отношений, — отмечает руководитель Центра правовой защиты прав потребителей РД Магомед Джамалович Джамалов. – И в этом становлении есть как общие черты, характерные для многих республик, краев и областей, так и сложившиеся преимущественно в Дагестане. Прежде всего надо отметить, что в сфере торговли и услуг здесь занято все больше населения, тысячи семей зависят именно от этой сферы деятельности. В структуре экономики малый и средний бизнес сегодня занимает заметное место: магазины – от супермаркетов до мелких лавочек, сотни новых ресторанов, кафе, закусочных, рынки сельхозпродукции, ремонтные мастерские, производство обуви, жилищное строительство, транспортные услуги – всего не перечислишь. Но в любом деле выгода обязана быть непременно обоюдной: и производитель, продавец доволен, и клиент полностью удовлетворен. А как раз это правило прежде всего не вполне соблюдается.
Поэтому нашему Центру приходится только защищать любого конкретного потребителя в случае необходимости, оказывать услуги клиентам всесторонне и ответственно, согласно договоренностям. Объем работы весьма значителен: сейчас в Дагестане более 11 тысяч малых предприятий со статусом юридического лица, более 50 тысяч индивидуальных предпринимателей, зарегистрировано около 10 тысяч ассоциаций и фермерских хозяйств. Охватить всех своим вниманием, где-то оказать помощь, где-то защитить, а где-то одернуть зарвавшихся (таких тоже хватает!) – дело непростое. Поэтому работа в Центре постоянно напряженная и не побоюсь сказать – плодотворная.
Мы оказываем постоянную помощь в становлении цивилизованной торговли и оказании услуг. Специалисты нашего Центра – люди компетентные, образованные, это юристы, экономисты, товароведы, почти все со значительным жизненным и профессиональным опытом. Но и с ними мы проводим регулярные семинары и консультации, что несомненно способствует повышению уровня их действий.
Сама идея создания Центра правовой защиты прав потребителей возникла из ситуации, когда участились жалобы из предприятий торговли и оказания услуг на участившиеся проверки, особенно лиц, явно не компетентных, но весьма настойчивых, а то и напрямую угрожающих «санкциями». Надо сказать, что подобные «инспекторы» встречались и в советские времена, но теперь встречаются чаще. Пришлось положить этому предел: негодяев выявляем и наказываем.
Наши сотрудники работают практически во всех городах и районах Дагестана, тесно сотрудничают с Роспотребнадзором, администрациями и правоохранительными органами. Если обнаруживаются нарушения, они и принимают меры.
В прошлом году наши специалисты проконсультировали тысячи потребителей, помогли составить более сотни исковых заявлений и претензий. Добились возмещения ущерба потребителям на общую сумму в миллионы рублей, в том числе по решениям судов.
Поверьте, защита прав потребителей – дело непростое, порой весьма хлопотное. Но оказать содействие человеку, в нем нуждающемся – дело весьма благородное, необходимое. Стоит времени, энергии и сил.
К сожалению, везде и во все времена к делу, именуемому «контроль», примазывались недобросовестные, нечестные люди. Будь то государственные органы или общественные формирования. Не буду сейчас говорить о коррупции — это особая тема. Была она и в советские времена, сейчас далеко не изжита, скорее — напротив.
Вот у меня в руках визитная карточка. Она представляет некое лицо, именующее себя: «Начальник отдела ДРОЗП по РД при проведении гос. контроля Министерства юстиции РД». Есть и соответствующий герб. Могу себе представить, как выставляется владелец визитной карточки перед несведущими людьми! И заставляет себя бояться… Это, к сожалению, пример не из редких…
Негодяев, выдающих себя за общественных инспекторов, выявляем сами, сами и требуем привлечения их к ответу. Общественные инспекторы не вправе кого-либо штрафовать. Но именно по нашим представлениям дела рассматриваются в судах, административных органах.
Думаю, в корне неверно представление, что торговля – это только обман, обвес и прочие гадости. Это неотъемлемый жизненно важный элемент нашей жизни.
Защита прав потребителей – это не кормушка для негодяев, а общественно полезный, да и попросту необходимый элемент нашей жизни, деяние благое и прочное. Как говорится, всерьез и надолго.
Андрей Шмонин