«Когда мир благоденствует?», — спросили у Диогена.
«Когда его цари философствуют, а философы царствуют», — последовал ответ
Философия – одна из древнейших наук. Лучших ее представителей: Конфуция, Будду, Сократа, ал-Газали, Декарта, Канта, Ницше, Фрейда, Хайдеггера и многих других — знает каждый образованный человек. На протяжении столетий философия развивалась преемственно и последовательно усилиями и интеллектуальным вкладом многих народов. В Дагестане в 2005 году на историческом факультете ДГУ было открыто отделение философии, а в 2008 году была создана выпускающая кафедра философии и методологии науки, впоследствии преобразованная в кафедру онтологии и теории познания, которой со дня основания по сегодняшний день руководит профессор Мустафа Билалов. В настоящее время отделение философии входит в состав факультета психологии и философии.
Досье
Мустафа Исаевич Билалов — доктор философских наук, профессор, академик Российской академии естествознания, более 10 лет был председателем диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по философским наукам, заслуженный деятель науки РД, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, редактор 5 научных сборников, автор 10 монографий и учебников, более 260 научных статей и методических пособий по вопросам теории познания, философии образования и философии культуры. Организатор ряда региональных, всесоюзных, российских и международных научных конференций, член оргкомитетов II, III, IY Российских и всемирных философских конгрессов, редколлегий нескольких научных сборников и периодических научных журналов: «Каспийский регион: политика, экономика, культура»(Астрахань), «Вестник Российского философского общества» (Москва), «Философское образование» (Москва), «Гуманиратий Юга» (Ростов-на-Дону), «Вестник ДГУ» и др. Руководитель и создатель научной школы «Место познавательной культуры в духовной жизни общества», по которой за последние 5 лет опубликовано М.Билаловым 14 статей в журналах, рецензируемых ВАК, 2 монографии, 2 учебных пособия (в соавторстве), вышедшие в Москве и Санкт-Петербурге, 4 статьи в Международном энциклопедическом словаре «Глобалистика».В научной школе работают 7 докторов наук, 12 кандидатов, 12 студентов и аспирантов. За этот период соответствующий научный коллектив под руководством М.Билалова выполнил 4 научно-исследовательских проекта в форме грантов, в рамках научной школы защищено 11 кандидатских и 2 докторские диссертации. На базе научной школы создан Научно-исследовательский институт практической философии и методологии социальных новаций при ДГУ, директором которого является М.Билалов.
С 1997 года он председатель Дагестанского отделения Российского философского общества, член Президиума РФО, член Координационного центра при Президенте РД по проблемам формирования гражданского общества.
М.И. Билалов имеет поощрения и благодарности по работе, в том числе 2 благодарности Минобразования РФ. За вклад в развитие отечественной философии трижды (в 2005, 2006, 2012 гг.) награжден Почетной грамотой Российского философского общества.
В связи с тем, что 2013-й год является для М. Билалова юбилейным, наш корреспондент встретился с ним и взял интервью.
-Мустафа Исаевич, давайте начнем с самого актуального в наши дни – назначения нового президента Дагестана. Следуя логике Диогена, наша республика должна теперь благоденствовать, поскольку Рамазан Абдулатипов – доктор философских наук. Что вы, философ-ученый, скажете о философе-президенте?
— Справедливости ради отметим, что философы в дагестанском руководстве последних десятилетий — не редкость. Наш предыдущий президент Муху Гимбатович Алиев также был доктором философии, да и министры в прошлом Казиев, Арухов, Гусаев, Курбанов имели ученые степени по философии. Есть несколько философов и в аппарате Правительства и министерств. Рамазан Гаджимурадович специализировался в области политологии, культурологии, национальных отношений и этнических проблем. Плюс к этому, его богатая политическая практика, а сейчас — его искреннее желание вдохнуть новую жизнь в старую конструкцию под названием — Республика Дагестан дают основания надеяться на хороший результат. Пожелаем ему успехов и удачи в этом нелегком деле.
-Объектом научного изучения вы выбрали теоретические исследования по проблеме истины. Вы нашли ее?
-Мои теоретические изыскания ученого, действительно, связаны с проблемой истины — важнейшей классической проблемой философии. Для меня истина — мой философский камень, мой способ осмысления действительности, способ бытия в ней. Ею занимались многие философы, некоторые стали знамениты своими толкованиями истины. Суть истины схвачена со времен Платона и Аристотеля, Ибн Рушд создавал теорию двойственной истины. Кант, Гегель, Хайдеггер занимались проблемой истины, которая подчас скрыта в тех самых символиках (каббалистическая, эзотерическая символика).
Сегодня нормой стала манипуляция общественным мнением, чаще всего, во время выборов. Компьютерные технологии навязывают такие миры, образы, которые заполняют наше духовное бытие. Вопрос в том, как найти истину и выяснить, чем она подменяется. Политиков волнует не истинность мнения, а его выгодность в своих корыстных целях — за определенными мнениями стоят интересы финансовые, земельные, национальные, клановые, мафиозные. Поэтому большинству остается выбирать между мнениями. И эти состояния манипулируемого общественного духа становятся значимой проблемой философской науки. И здесь моя гносеология как философская методология весьма эффективна.
-Уместно ли обозначать дагестанскую философию, дагестанскую школу философии?
-Философия — наука об универсальном, о всеобщем, вечном с достаточно сложным и развернутым категориальным аппаратом. Ее проблемы и перемены соответственны качественным новациям самой действительности. Восточная философия традиционно антропоцентрична. Проблемы ее носили этический характер, призывали к гармонии человека с природой. Эта философия была преимущественно иррационалистической и мистической. Проповедовала идеалы коллективизма, духовности, пассивной созерцательности. Западная философия во многом противоположна, она космоцентрична, ее проблемы изначально связаны с изучением и объяснением мироздания — как устроен мир, как его познать и перестроить. Она тесно связана с наукой, естествознанием, рационалистична. Она привела европейскую культуру к идеалам индивидуализма, приоритета материальных ценностей, выдвижению на первый план утилитарных интересов и потребностей человека. Она деятельна и во многом агрессивна к природе. Дагестанский дух веками существовал в культуре, порожденной противоречивыми столкновениями этих двух мировых философских тенденций.
Конечно, в Дагестане были философы, которые могли толковать и комментировать классиков (ал-Газали) исламской философии. Но, к сожалению, какой-либо значительной философской традиции и культуры в регионе не сложилось, разве что адаптированные к менталитету наших этносов учения отдельных суфийских орденов. В прошлые века и сегодня дагестанская общественно-политическая мысль не поднималась до всеобщих процессов, она изучала и пыталась осмысливать явления, связанные со спецификой дагестанкой культуры, нравственности, традиций, религиозных вероучений. Дагестанская философия как значимое для мировой или европейской науки самостоятельное явление до сих пор не сформировалась, и в этом смысле нет дагестанкой философской школы. Правда, можно говорить о школе как об учениках и аспирантах, последователях известных наших заведующих кафедрами (А.Г.Агаев, М.В. Вагабов, М.А. Абдуллаев и др.).
Но ныне ситуация в дагестанской культуре меняется. В нашем университете семь лет существует философское отделение, второй год мы в составе факультета психологии и философии. Есть аспирантура, магистратура.
— Сколько философов — преподавателей и студентов на факультете?
— Около 130 студентов, 40 преподавателей. Наша кафедра онтологии и теории познания является выпускающей. Иной раз даже философы и политологи удивляются – почему такая специализация. Они говорят – ведь, наши проблемы в философии этноса, культуры, религии… И подавляющее большинство дагестанских философов-преподавателей традиционно исследуют этнические проблемы, проблемы культуры, религии, традиций… Но на факультете взят курс на выпуск профессиональных философов по проблематике онтологии и теории познания. Здесь мы находим понимание и поддержку ректората ДГУ.
— Можно ли говорить о прикладном характере философской науки и ее участии при решении социальных, культурных, конфессиональных проблем?
-Жизнь многоступенчата, поэтому говорить, что философия участвует в жизни человека постоянно, в любой период жизни, было бы преувеличением. Философия влияет на решающие, ключевые, поворотные моменты как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Чем значимее жизненные события, тем заметнее философия влияет на них. В спокойном течении жизни философии не видно, но когда обществу или отдельному человеку становится тяжко, когда никакие средства не помогают, тогда взоры обращаются к философии. Когда плохо, тупиково, человек идет к мудрецу, к психологу, обращается к религии за успокоением, душевной стабилизацией. Если же не может докопаться до истины, обращается к философии. Но не все и не везде. В России, в Дагестане, как в целом и во всем мире, философская культура невысока, но у так называемых философских народов — у индийцев, греков, французов и т.п. — их, пожалуй, в мире 2-3 десятка наберется, философ востребован значительно чаще.
Но вернемся к реалиям Дагестана. Роль философии и в политике, и в культуре, и в религии не столько в том, чтобы философски насыщать эти сферы подготовленными кадрами. Конечно, оздоровление руководства и властных структур республики – курс правильный, и здесь народ поддержит нового президента. Но Дагестан нуждается в системных изменениях, и здесь без философии не обойтись. Определение цивилизационного курса на гражданское общество регионального типа, выстраивание иерархии общечеловеческих ценностей с учетом менталитета и религии дагестанских этносов, подчинение этому курсу и иерархии экономических, политических, образовательных и др. сфер общественной жизни – важнейшая задача Дагестана, я бы это назвал национальной идеей наших народов. И они не могут быть обоснованы и решены без философии.
— Мустафа Исаевич, вас знают в Дагестане как известного философа. Поскольку философия — особая наука, интересно знать, как Вы пришли к философии?
— Я закончил с отличием школу в Бабаюрте и с детства мечтал о математике как самой умной и красивой из наук. Юношеские мечты по мере получения образования уже в университете переплелись с поиском справедливости и истины по многим жизненным вопросам, с патриотическими позициями в жизни. Уже на втором курсе я понял свое призвание, а математика меня интеллектуально подвела к следующей за нею степени абстрактного мышления — философии. Когда в Москве поступал в аспирантуру МГПИ, я предложил вступительный реферат «Соотношение математической и диалектической логики». Позже меня попросили видоизменить мои научные интересы. Мне повезло с наставничеством известного философа Владимира Спиридоновича Готта, который направил меня на проблемы истины, знания, и так я стал гносеологом, защитил диссертацию «Проблема определения категории «истина»» на соискание ученой степени кандидата философских наук (1979г.). В 1989-91гг. — в докторантуре в Московском госпедуниверситете углубил соответствующие исследования, в 1991г. там же защитил диссертацию «Многообразие форм существования истины в совокупном познании» на соискание ученой степени доктора философских наук. Я всю жизнь благодарен моему научному консультанту Л.А.Микешиной, советам коллег по философскому сообществу академикам РАН В.Лекторскому, В.Степину, А.Гусейнову, общению с А. Чумаковым, И.Лисеевым, Н.Солодухо, В.Федотовой, А.Королевым, Г.Драч и многими другими коллегами, у которых я постоянно учусь.
— Каков ваш личный вклад в философскую науку?
— В моих диссертациях и монографиях есть то новое, которое закрепляется за моим авторством,
вопросы философии образования, проблема эффективизации методологической функции гносеологии в педагогике, обосновывая идею соответствия дидактических принципов логике открытия и обоснования истины. Научной новизной обладают подходы к осмыслению процессов формирования единого образовательного пространства, роли в них западных и восточных культурных и педагогических традиций…
Моя цель — сформировать философскую молодежь, которая смогла бы рефлексивно осмысливать и оценивать дагестанский дух. Ведь ни один московский или западный философ адекватно не поймет Дагестан. Нам нужны свои толковые философы, которые знают Дагестан изнутри.
— Как философ скажите, гражданское общество в Дагестане реально?
Мир идет к постмодернистской культуре, информационной, постиндустриальной цивилизации, к глобальному гражданскому обществу, и, причем, путем сближения Востока и Запада. Сегодня Запад повернул к Востоку. И наш Дагестан, Северный Кавказ, Россия не останутся на обочине истории.
— Что бы вам хотелось добавить к сказанному?
В заключение нашей беседы скажу, что страна в целом и наш Дагестан, в частности, нуждаются в новой идеологии, в обосновании изменившейся системы ценностей духовной и политической жизни. Именно здесь востребовано активное творческое участие философской элиты как традиционного авангарда интеллигенции, способной возглавить строительство современного общества. Сегодня в Дагестанском отделении Российского философского общества около двухсот человек, его сила не только в проведении конференций или традиционных Дней философии. ДО РФО – организация, имеющая юридический статус, кстати, как и Республиканский молодежный философско-интеллектуальный клуб «Эпохе». Они имеют реальный авторитет и силу для выполнения многих пунктов республиканской целевой программы формирования и развития гражданского общества в республике Дагестан на 2013 – 3017 годы, которая сегодня на стадии принятия в качестве республиканского закона.
Убежден, что профессия философа — перспективна не только как преподавателя вуза, но и как политика, деятеля науки, культуры и религии.
Рамина Насреддинова, Муслим Алимов