В рамках Республиканского проекта «Самородки» в Национальной библиотеке им. Расула Гамзатова открылась выставка Гасана Эфендиева «Фантазии из кожи». Организовали ее Министерство культуры РД, Республиканский Дом народного творчества при участии Национальной библиотеки.
Гасан Эфендиев родился в 1974 г. в с. Шовкра Лакского района. Окончил Дагестанский филиал Московского автодорожного института, но рисовал, можно сказать, всегда и все, что видел вокруг. А еще интересовался каллиграфией, изучал надписи на аджаме, высеченные на старых надгробьях. Работал обувщиком, пройдя путь от подмастерья до ведущего мастера. Позже открыл свой собственный цех, в котором обыкновенные лоскуты кожи превращались в произведения искусства, сотворенные мастером: шкатулки, обувь, предметы интерьера, декоративные панно, скульптурные произведения и разнообразные инсталляции.
«Выставка Гасана Эфендиева погружает нас в особенный мир художественных метафор из кожи, — сказала заместитель министра культуры РД, куратор выставки Марита Мугадова. — Что-то реально существующее вдруг заставляет нас по-новому взглянуть на обыденные вещи, давно знакомый материал, откуда проявляется какое–то необычное видение совершенно новых образов.
Сразу же возникает ассоциация со знаменитой серией «Капричос» Ф.Гойи. Но если работы Гойи – это капризы, фантазии, возникшие из каких-то реалий жизни того времени, которые помогали художнику выразить свою внутреннюю боль, то работы Гасана Эфендиева нечто другое».
Мир Эфендиева, возникающий как бы из обычного для нас материала – кожи, абсолютно свободен от штампов, избитых штампов. Все, что возникает в руках автора – совершенно оригинальные произведения, произрастающие из творческого видения этого материала самим художником.
Многим из нас, особенно в детстве, нравилось любоваться облаками, видя в них массу интересных образов. Гасан Эфендиев многие из своих детских фантазий воплощает в коже. Действительно, как гончар из глины, скульптор из дерева, камня, живописец красками, график углем, графитом, так и он создает произведения искусства из кожи.
«Технология обработки кожи проста и в тоже время оригинальна, — рассказывает автор выставки. – Сначала кожа вымачивается в воде, затем мнется руками, растягивается, сжимается и скручивается, а получившаяся форма просто сушится. Отдельные кожаные фрагменты при необходимости соединяются между собой при помощи шнуровки. Вся работа делается вручную, без применения современных станков и инструментов».
Скульптурные изображения человеческих лиц из кожи дают возможность автору показать разнообразную гамму человеческих переживаний. От трогательно наивных, веселых и лукавых до трагических. В кожаных шедеврах каждый зритель находит что-то свое.
По словам Мариты Мугадовой, самое главное, что приковывает к творчеству Эфендиева, как и к материалу, из которого он творит, это портреты-образы. Именно – образы, а не маски. Маски – это что-то вторичное, что создавалось людьми, чтоб скрывать свое истинное лицо, побыть в воображаемом образе или же для каких-то ритуалов, которые должны были помочь человеку в охоте, в быту и в каких-то своих верованиях.
«Портреты Гасана Эфендиева – это законченные образы, лишь слегка внешне напоминающие маски. Конечно же, они тоже имеют свою образность, заданность, выражают те или иные чувства, эмоции, но мастер создает из этого материала галерею характерных портретов, которые возникают у него не только при взгляде на материал, но и когда перед ним фактура, прорези, складки, а это уже мир тех образов, которые познаются им в окружающей его жизни и выражают его миропонимание, где творец видит мир забавным и смешным, трагическим и горьким.
Недаром Гасан свои портреты-образы сочетает со старым деревом, своеобразной рамой или еще с чем-то, что помогает ему дать законченный образ».
Портреты-образы, панно, шкатулки с необыкновенной, но очень знакомой фактурой открывают зрителю удивительно свободный мир, где разрушаются общепринятые привычки, каноны и возникает необычное, новое искусство, заставляющие видеть совсем по-другому то, что раньше не замечал.
Работы Гасана Эфендиева экспонировались в Махачкале, Москве и Санкт-Петербурге. Многие из них приобретены частными коллекционерами в России и за рубежом. Произведения искусства, созданные им, отмечены дипломами и получили высокую оценку искусствоведов.
Выставка продлится до 20 февраля.
Лейла Магомедова