Отвечая на вопросы журналистов, своим видением существующих проблем поделился и.о. Президента Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов.
По его мнению, все, кто хочет работать на благо Дагестана, должны иметь такую возможность.
— Какие задачи поставил перед Вами Президент?
— Прежде всего Президент Путин заинтересован в стабилизации обстановки в Дагестане. Он выразил надежду, что я использую свой опыт государственного деятеля – ведь я работал министром по делам национальностей, послом, четыре раза избирался в Дагестане депутатом Государственной думы. Я знаком лично практически с каждым политиком или влиятельным человеком в республике.
Президент надеется, что в моем лице дагестанцы поддержат перемены к лучшему. Укрепление закона и порядка – не для избранных, а для всех.
Главный вопрос сегодня – это как вернуть доверие народа к власти. Как преодолеть ту апатию и даже отторжение, которые вызывали действия некоторых дагестанских «сильных мира сего» в последние годы?
— В связи с этим важнейший и обсуждаемый сегодня всеми вопрос – Вы за прямые выборы или за назначение Президента Дагестана?
— Я всегда был за прямые выборы. Нормальной власти не пристало бояться народа. Но в данном случае, уж коли ведется такая полемика, я считаю необходимым посоветоваться с людьми, с парламентом Дагестана. Думаю, что сообща мы найдем оптимальное решение этого вопроса.
— С кем из влиятельных людей в Дагестане Вы уже разговаривали по поводу Вашего назначения?
— Я разговаривал с Правительством Дагестана. И веду консультации со всеми знающими людьми, которые готовы на деле, а не на словах отвечать за свои действия. Вообще важно, чтобы в Правительство, в руководство республики попали знающие люди.
Важнейшие задачи, стоящие перед теми, кому будет доверено руководить Дагестаном, таковы: безопасность людей – во всем, в каждом аспекте их жизни и нормального, честного труда; доступная работа для всех – преодоление безработицы; восстановление доверия к власти – во всех аспектах: от социального до политического.
И важнейшая задача, которая видится мне стратегической, – восстановление полноценного участия Дагестана в общероссийских экономических и политических процессах. Необходимо сделать это участие более убедительным, более конкретным.
Интеграция в экономическое пространство не только России, но и региона – вот то, что резко сможет двинуть вперед все процессы стабилизации республики.
— Экономику Дагестана принято связывать с именами Сулеймана Керимова, братьев Магомедовых. Рассчитываете ли Вы на них, ведете ли с ними переговоры?
— Специально нет, не веду. Буду рад приветствовать любое конструктивное участие в развитии республики.
Но подчеркну, что есть немало не столь широко известных, но, тем не менее, состоятельных и опытных людей, которые готовы участвовать в экономических процессах в Дагестане.
Необходимо восстанавливать текстильную, швейную промышленность. Вообще необходимо развивать современные виды производства – ведь в советское время Дагестан был передовым регионом и с точки зрения хай-тека.
И, конечно же, сельское хозяйство, которое имеет в республике огромный потенциал, необходимо налаживать сбыт, нормальную систему кредитования развития отрасли. Восстанавливать пищевую промышленность.
Кстати, почти не упоминается нефтяная промышленность как важнейший сегмент дагестанской, да и российской экономики. А ведь в советское время добыча в Дагестане достигала нескольких миллионов тонн нефти!
Важнейшей отраслью является гидро¬энергетика. Необходимо построить каскад ГЭС по реке Андийское Койсу – это даст в ближайшие годы от 5 до 10 миллиардов налогов. И я надеюсь на РусГидро, которое является ключевым инвестором в этой сфере гидроэнергетики.
Главное, чтобы все это работало на Дагестан, а не на отдельных людей, не на их карманы и интересы.
Я лично знаю многих губернаторов российских регионов и буду выстраивать прямые отношения республики с ними.
— Но сильные люди Дагестана – как они отнесутся к переменам? Влиятельные мэры, бизнесмены…
— Если кто-то хочет вкладывать в развитие республики, в укрепление ее позиций в общероссийской экономике, общероссийских политических процессах и работать на Дагестан, на Россию, то мы будем благодарны им – благодарны всем народом.
Но если кто-то захочет влиять на политику, на президента, манипулировать ими, то скажу сразу – этого не будет.
Я не разговаривал ни с какими мэрами – дойдет очередь и до них.
Но моя позиция такова – лучше тысячи предпринимателей малого и среднего бизнеса, чем два-три олигарха. Они важнее, они значимее для республики и народа. Их я буду, безусловно, поддерживать.
— Невозможно не коснуться Вашего отношения к теме похищений людей, убийств, в том числе журналистов. Как Вы намерены разобраться с этими будоражащими общество проблемами?
— Вы знаете, разные люди, в том числе и экстремисты, говорят, что борются против воровства, коррупции. Я иду в Дагестан, чтобы победить воровство и коррупцию, восстановить законность. И всех, кто готов не на словах, а на деле, не прикрывая громкой фразой свои преступления, а действуя в рамках закона, бороться с этим злом – приглашаю к сотрудничеству.
Но все, кто держит в руках оружие, должны вернуться к мирной жизни. Этот процесс труден, но он необходим. Естественно, речь не идет о бандитах, которые не хотят никакого мира, а хотят разжигать в республике новый пожар братоубийства, зарабатывая на этом грязные деньги.
Я считаю, что борьба с похищениями людей должна быть бескомпромиссной, равно как и с террором. Для этого нужны, необходимы координация деятельности всех спецслужб и органов государственной власти, привлечение к процессам мирного урегулирования институтов гражданского общества, журналистов, религиозных деятелей.
Только народ может победить террор и насилие. Я верю в народ Дагестана, в его творческий и человеческий потенциал и рассчитываю на его поддержку.
Мы будем защищать в Дагестане интересы Российской Федерации и самой республики.
И все, кто хочет работать на благо Дагестана, должны иметь такую возможность.