Друзья зовут её Манико

Красивую, миниатюрную, с гордо вскинутой головой, ее невозможно не заметить. Изящная, подтянутая, безупречно, со вкусом одетая, всегда на каблучках. Женщина в высшем смысле слова до кончиков ногтей, профессионал высшего пилотажа.

С ее появлением в Махачкале началась эра хирурга Марии Ивановны Чурукян (вообще-то она Оганезовна, но об этом позже) – великолепного специалиста, педагога и удивительной души женщины, которую любят и которой гордятся все армяне Махачкалы. Пожалуй, в городе нет ни одной армянской семьи, которая не обращалась бы к ней за помощью.

Помнится, однажды у меня опухла щека. Куда только не ходила, кто только не смотрел. Чуть голову не открутили. В какой-то момент решили, что это банальная свинка, но я-то ею болела в детстве. Диагноз не всплывал. Встретила Марию Ивановну случайно на улице и пожаловалось на свою беду, упомянув пару симптомов недуга. А доктор, не думая ни минуты; определила верный диагноз. И оказалась права.

На счету хирурга-аса, заслуженного врача Республики Дагестан, кандидата медицинских наук, доцента кафедры общей хирургии Дагестанской медицинской академии М.И. Чурукян столько всего, что с лихвой хватило бы на десяток судеб. Учеба, упорный труд в постижении профессии и потрясающее желание помогать, лечить, ставить на ноги. Врач, ординатор, ассистент, заведующая кафедрой общей хирургии Дагмедакадемии. Почти сорок лет Мария Ивановна преподавала в ДМА. Она и сейчас оперирует.

Тысячи (трудно подсчитать, сколько именно) виртуозных операций, спасенные жизни, сотни тяжелых больных, которые выздоровели только благодаря потрясающему умению выхаживать оперированных больных, которые становились родными и близкими, за которых, что называется, болела душа.

Как говорит сама Мария Ивановна, главное в профессии врача – сострадание к больному. Все начинается именно с этого. Знания, навыки, квалификация, мастерство – все это придет обязательно, но потом. Этому принципу хирург Чурукян не изменяла никогда.

Родилась будущий доктор в Тбилиси. Отец, Оганез Акопович, был рабочим, а мама, Тируи Оганезовна (у мамы и дочери одно отчество), – домохозяйкой. Родителей доктор вспоминает с большой любовью и нежностью. Говорит, что стала такой, как есть, в первую очередь, благодаря им, людям широкой души, добросердечным, но требовательным, которые любили свою дочь беззаветно. Детей в дружной армянской семье родилось четверо: брат Иосиф, сестры Шамун, Таруи и она.

Тируи Оганезовна и Оганез Акопович в начале 20 века волею судьбы стали репатриантами из Турции, приехали в Грузию. Мария в Тбилиси окончила школу, затем Тбилисский медицинский институт, все потому, что стать врачом мечтала с детства. Время было непростое – военное, послевоенное. В 1948 году юная Манико (видимо, у звонкого и ласкового имени грузинские корни из детства и юности) с успехом оканчивает институт и приезжает в Махачкалу в том же году.

Дагестан как место будущей работы возник по той причине, что здесь, в Махачкале, жил и работал министром здравоохранения, а затем ректором Дагестанского медицинского института дядя девушки Магуч Сергеевич Яникиан, профессионал, уважаемый коллегами и подчиненными, немало сделавший для здравоохранения республики. Но это не было никаким блатом и теплым местечком под крылышком у любимого дяди. Все начиналось в Центральной клинической больнице, в отделении общей хирургии. Конечно же, пришлось повидать немало сложных случаев, боли и человеческого страдания, а если вспомнить о тяжелом послевоенном времени с нехваткой специалистов и медикаментов, то наверняка приходилось оперировать и выхаживать солдат и офицеров, недавно вернувшихся с фронтов Великой Отечественной. Но огромное желание постичь вершины хирургического мастерства и такое же огромное желание вылечить, вернуть надежду помогли преодолеть все трудности и стать мастером своего дела.

В 1953 году Мария Ивановна участвует в конкурсе на должность ассистента кафедры общей хирургии Дагестанского медицинского института. И побеждает. Чурукян становится преподавателем, обожаемым студентами, интернами и коллегами. Преподает вплоть до 1991 года, при этом активно оперирует, делая сложнейшие операции.

Около сорока лет в медакадемии плотный график: лекции, практика студентов, заведование кафедрой, научная работа, ежедневное оттачивание хирургического мастерства и операции, операции, операции. Ее любят, у нее учатся, с нею консультируются и советуются в особо сложных случаях.

Сотни талантливых учеников с успехом практикуют, преподают, лечат людей, возвращая им здоровье и, как следствие, смысл жизни. Из наиболее известных и успешно практикующих сегодня – Зарема Вахаевна Курбанова. По ее словам, именно Мария Ивановна вложила в нее очень многое из того, что позволило овладеть профессией и совершенствоваться в ней. И таких благодарных учеников немало.

Здесь же в Дагестане в 1953 году Мария Ивановна встретила свою судьбу — Гевонда Терещенко. Армянин (несмотря на русскую фамилию) из Дербента, высокий, широкоплечий красавец, спортсмен (футболист, а позже и футбольный арбитр), не мог не заметить тоненькую, миниатюрную красавицу. А когда заметил и узнал, в Махачкале появилась новая молодая армянская семья.

Единственный не врач в семье, Гевонд Васильевич экономист по образованию, многие годы работал в Госплане республики заместителем руководителя этого серьезного ведомства, что не мешало ему быть любимым мужем, отцом, дедом и, к счастью, уже прадедом.

Все остальные в семье Марии Ивановны пошли по ее стопам: сын Александр Гевондович — врач, кандидат медицинских наук, главврач республиканского онкологического диспансера, его супруга Галина Сергеевна – опытный врач-отоларинголог Центральной республиканской больницы, внук Сурен и внучка Карина, как и любимая бабушка, несмотря на молодость, уже успешно оперируют. Сурен – в Москве, а Карина, работая под началом отца, — в Махачкале. Есть двое правнуков. И кто знает, может, эта прекрасная династия врачей никогда не прервется.