Аул расположен на правом берегу реки Андийское Койсу у подножия Бетлинских гор, на красивом, покатистом горном склоне, висящем, как зонт, над знаменитой горой Ахульго. По данным историков и археологов, аулу не менее 1500 лет. Предки ашильтинцев были очень трудолюбивы, а по умению выживать в труднейших условиях не уступали никому. Террасное земледелие у них было доведено до совершенства. Найденные здесь археологами и местными жителями произведения гончаров, мастеров-ювелиров отличаются многообразием форм, тщательной отделкой и высоким качеством обжига, а браслеты, кольца и серьги — высоким художественным исполнением, легкостью и изяществом, характерным для многих народов Дагестана в те далекие времена.
О происхождении названия аула есть несколько версий, в основе которых имя Ошер или Ашил, но самая красивая легенда о красивой девушке Айшат, которая ушла из своего села, не дождавшись возвращения из военного похода своего жениха. Она была очень трудолюбива, сеяла хлеб, ухаживала за скотиной, заготавливала кору и листья дубильных пород. Когда она со своими заготовками приходила в Унцукуль, то складывала их отдельно. Мастер-унцукулец говорил: эти листья и кора, этот материал принадлежат Айше (АйшалтIа). Вот так и произошло по этой легенде название аула.
В самый разгар Кавказской войны, в 1836 году имам Шамиль сказал одному ученому-ашильтинцу: «Знай, что я имам, подобный турецкому султану, а это селение для нас — подобно Стамбулу». Именно в Ашильте началась полномасштабная работа по строительству основ государственной структуры имамата, появились контуры самого прогрессивного в то время государства на Северо-Восточном Кавказе. Здесь впервые была начата работа по организованной охране границ под¬властных имамату земель и территорий, выставление пограничных и наблюдательных постов по границам государства. Было налажено управление государственной собственностью путем назначения ответственных лиц.
Многие и многие поколения ашильтинцев, дагестанцев будут помнить и чтить память защитников крепости Ахульго, которые в течение нескольких месяцев 1837 года сдерживали осаду царских войск. Большая часть этих удивительно мужественных людей мужчин, женщин, стариков, детей — погибла, но не сдалась, защищая свой аул и свободу.