«Анжи» делает людей счастливыми»

Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов радушно ответил на все вопросы журнала «Еврофутбол». Интеллигентность и открытость президента – залог всестороннего развития республики.

— Быть президентом Дагестана – огромная ответственность. Жить круглосуточно под психологическим грузом невозможно. Когда вы позволяете себе расслабиться и хотя бы на время забываете о высокой должности?

— Это очень редкие минуты. И в основном они связаны с «Анжи». Когда приходишь на футбол, забываешь о проблемах, чувствуешь себя единым целым с болельщиками на стадионе, с тысячами дагестанцев, пришедшими на матч. На время игры я стараюсь обо всем забыть, эти полтора часа живу только футболом. И положительных эмоций много, команда доставляет нам все больше радости. Вот это самое главное.

— Ходить на футбол – дань моде?

— Нет, что вы, я действительно люблю футбол. И раньше его любил, еще до того как стал президентом Дагестана. Я вообще люблю спорт. Особенно борьбу и бокс. В общем, являюсь заядлым болельщиком.

— Футбол – тема?

— Конечно, футбол – особое явление. Победы «Анжи» приносят радость в наши дома. Проект «Анжи» очень важен для всех нас. «Анжи» — не только футбол, а социальное явление для республики, это то, что дает положительную информацию о регионе. Дагестан – это не только проблемы, но и достижения. Спортивные результаты «Анжи» — визитная карточка республики.

— Не сомневаетесь в успехе?

— Я уверен – нас ждет хорошее будущее. У нас вместе с владельцем клуба Сулейманом Керимовым много интересных планов, и они касаются не только футбола, но и многих других проектов, в том числе туристического бизнеса. Все это вместе через какое-то время должно дать положительный результат.

— Дагестанцев иногда упрекают в местечковости…

— Это неправда. Народ в Дагестане болеет не только за «Анжи», а за все наши клубы в еврокубках. Футбол объединяет. Команда «Анжи» — многонациональная. Здесь играют воспитанники нашей республики и из других регионов России. Из разных стран мира. Нам присущ дух единства, интернационализма. Это во многом помогает нам побеждать.

— Кстати, вы эмоциональный болельщик?

— Стараюсь контролировать себя и свои эмоции, но, как вы понимаете, на футболе это не всегда удается.

— Тем не менее, после неудач, наверное, к вам лучше не подходить – настроение-то не самое лучшее?

— Никаких проблем. Я болельщик с большим стажем, поэтому привык к тому, что в спорте бывают и победы, и поражения. Отношусь к этому философски. В спорте очень многое зависит от фактора удачи, везения. Очень много обстоятельств, которые влияют на результат, поэтому надо спокойно относиться к любому исходу.

— Когда вы видите на стадионе, как вокруг шумит людское море, что вы испытываете?

— Радость за народ, за своих земляков, которые получают удовольствие, радуются жизни. В конечном итоге — это то, к чему мы стремимся. Посмотрите, какая атмосфера на стадионе — она чисто футбольная!

— Гордитесь тем, что возглавляете такую республику?

— Я горжусь нашим народом. Мы реально спортивная республика. На последней Олимпиаде мы внесли большой вклад в копилку российского спорта. У нас есть олимпийские чемпионы по дзюдо, вольной борьбе, боксу. И когда в честь наших ребят поднимают флаг России, мы все переполнены чувством гордости.

— В интернет-пространстве пытаются навязать образ дагестанских болельщиков, которые освистывают гимн России.

— Вы же сами все видите и слышите: в нашей республике не может быть такого, чтобы стадион освистывал гимн России. Дагестанцы по природе своей открыты и доброжелательны, считают себя неотъемлемой частью России.

Сейчас многие, рассуждают по этому поводу, не очень хорошо отзываются о дагестанцах. Все это происходит потому, что мало информации о нашем народе. Дагестанцы – это патриоты, я не представляю, чтобы наши болельщики пришли на стадион и стали бы болеть против российской команды. Это исключено. Конечно, в футбольном мире есть свои футбольные противостояния, и только они влияют на отношения болельщиков, больше ничего.

— Болельщики других команд порой воспринимают «Анжи», чуть ли не как личного врага.

— Это печально. Нам хочется, чтобы в «Анжи» видели соперника, но не врага. Все мы вместе работаем на то, чтобы российский футбол поднимал свой рейтинг в Европе. Чтобы рос уровень чемпионата, чтобы к нам приезжали звезды, которые своей игрой будут доставлять радость любителям футбола.

Все мы болеем за сборную России. Вы могли лично убедиться, как фанаты «Анжи» из «Дикой Дивизии» не то что встают, они хором поют гимн России! Вот настоящее проявление дагестанского духа!

Это спорт, и не надо искать в этом что-то другое. Все остальное – ненужные эмоции, которые должны остаться в стороне. Вся эта шелуха должна отпасть, и все должны понять – мы за соперничество на футбольном поле и за дружбу между людьми. «Анжи» своей игрой, своим образцовым поведением обязательно завоюет сердца болельщиков не только в Дагестане, но и во всей России. Это уже происходит.

— Знаю, что в Дагестане некоторых задевают скандирования на московских стадионах «Русские, вперед!».

— Думаю, таких единицы. Более того, на домашнем матче с ЦСКА наши болельщики повесили баннер с надписью «Русские, вперед!». Посмотрите, сколько у нас играет русских ребят. И вообще для дагестанцев все родные — и Юрий Жирков, и Самба, и Агаларов, и Роберто Карлос, иЭто’О, и Гус Хиддинк. Мы рады, что под знаменами «Анжи» собралась такая многонациональная блестящая команда, которая ставит перед собой большие цели и последовательно к ним идет.

Мы строим свою политику на дружбе, на единстве и не только в футболе. У нас республика многонациональная. Мы привыкли и знаем, как надо жить в дружбе. Даже если у тебя другая национальность, другая вера, другой цвет кожи – это не имеет значения. Главное – человеческие качества и общечеловеческие ценности. Мы считаем это единство одним из самых главных наших национальных богатств. У нас есть даже специальный праздник – день единства народов республики. Это праздник, который любят люди. В этом мы видим даже какую-то общедагестанскую идею.

Работы у нас много. Махачкала динамично растет. За 20 лет население фактически удвоилось. Инфраструктура не всегда успевает за этой динамикой. Но мы стараемся, строим много жилья. По этому показателю мы лидеры в России. Издержки роста, конечно, есть, но динамика положительная.

Пока не хватает школ, не хватает детских садов, но сейчас есть программы, которые мы реализуем вместе с правительством России, и надеемся в ближайшее время избавиться от этих проблем. Это очень важно для того, чтобы люди ощущали заботу государства, мы должны сделать все, чтобы у людей были возможности для нормальной работы в республике, тогда другие города страны не будут испытывать проблем от вынужденной трудовой миграции.

Мы хотим сделать так, чтобы в Дагестане было много интересных проектов, возможностей для молодого человека себя проявить, и люди не уезжали бы из республики.

Есть хорошее выражение из произведения Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Вот и мы должны развиваться опережающими темпами.

— По крайней мере «Анжи» точно развивается быстрыми темпами по всем направлениям. Люди заполняют стадион, на матче с ЦСКА даже не все желающие смогли попасть на игру.

— Это временная проблема. В марте будет введен в эксплуатацию новый стадион – «Анжи-Арена», там в два раза больше мест, и надеюсь, что на всех играх также будут полные трибуны.

— В интернете в народной энциклопедии «Википедия» значится, что вы провели три матча в качестве вратаря за махачкалинское «Динамо».

— Это ошибочная информация. Я никогда профессионально не занимался футболом. Во дворе мяч гонял, это было. Занимался боксом, там были определенные успехи. Футболистом же становиться не собирался.

— Жаль, у меня столько было вопросов в связи с этим. Но один, пожалуй, все равно подойдет. Позиции вратаря и президента в чем-то похожи, не так ли?

— Согласен. Это последний рубеж, и ошибаться нельзя, любая ошибка задевает всех. Ответственность очень большая. Поэтому, принимая какое-то решение, я всегда должен просчитать и подумать, как это отразится на людях, на республике. Мне, как и вратарю, нельзя ошибаться, надо принимать правильные решения, которые станут благом для большого количества людей.

— А вот то, что вы были вице-президентом «Анжи», известно и без «Википедии».

— Все правильно. Президентом клуба тогда был Магомедсултан Магомедов (ныне Председатель Народного Собрания республики – прим.авт.). Мы друзья, единомышленники. Он основатель этой команды. А когда возникла идея и возможность привлечь в команду Сулеймана Керимова, я с большим удовольствием это сделал.

— Кстати, мало информации о том, как Сулейман Керимов все же решил стать владельцем «Анжи».

— Я долго уговаривал Сулеймана, он взвешенно подходит к принятию решения, и я считаю, большое благо и счастье, что он сейчас владелец «Анжи». Он очень много делает не только для «Анжи», но и для всей республики. Сейчас полным ходом идет строительство крупнейшего предприятия – Каспийского завода листового стекла, совершенно новое современное предприятие, таких немного даже во всей России. Есть еще масса проектов, которые послужат благу людей, послужат развитию Дагестана. А за «Анжи», от имени всех дагестанцев ему, конечно, огромная благодарность.

— Как же вам удалось убедить Сулеймана Керимова?

— Главное – он любит республику, он дагестанец, и я сказал бы, что это очень важно для людей, для дагестанцев. Это было главным. Он любит футбол, любит республику, у него был интерес к «Анжи», но ему было важно получить от республики гарантии и поддержку, и я это гарантировал. Он принял хорошее и правильное решение, и я очень доволен, что так все сложилось.

— Для вас принципиально, чтобы в «Анжи» играли дагестанцы?

— Для меня это важно. Очень важно. И не потому, что я проявляю какую-то местечковость. Это важно для мальчишек, для учеников академии «Анжи». Они видят, что в этой команде играют дагестанцы, воспитанники дагестанского футбола, которые раньше бегали по улицам. Для них это пример и стимул в жизни. В любом случае, и для болельщиков это важно, когда ребята из республики играют в составе.

— Сейчас в Махачкалу подъехали голландцы, которые занимаются детской академией.

— Они знают свое дело, используют современные методы. Республика переживает футбольный бум, сейчас в наши секции очень сложно записаться, потому что очень много желающих. Мы строим по всей республике поля, спортивные школы. Уверен, что такая системная работа даст свои плоды, и через какое-то время мы будем иметь много воспитанников, которые заиграют не только в «Анжи». И вот тогда никто не скажет, что футбол в Дагестане – временное явление. Поверьте, это всерьез и надолго. Думается, первые результаты их работы будут видны через 5-7 лет.

“Анжи” – это вершина, а под клубом должна быть целая структура — команды во всех лигах, КФК, чемпионат Дагестана. Должна возникнуть целая отрасль – индустрия футбола.

— В заключении, чтобы вы хотели сказать любителям футбола по всей России, у которых мало информации о Дагестане?

— Я бы очень хотел, чтобы они положительно воспринимали нашу команду, как клуб, который бьется за интересы не только Махачкалы или Дагестана, а за интересы всей России, успешно играет в еврокубках. Я хочу, чтобы болельщики других команд относились к нам доброжелательно. Так, как мы к ним. Спорт – это спорт, здесь не должно быть места национализму или экстремизму, здесь должна быть чистая игра, соперничество. Дагестанцы всегда болеют за сильнейшего и при этом стараются не оскорблять другие команды.

Хотел бы пожелать всем болельщикам нашей страны вот такого отношения друг к другу. Мы готовы с большим удовольствием принимать здесь любых болельщиков, гостей, мы все сделаем, все обеспечим, ждем в Махачкале еврокубки, мы даем полные гарантии безопасности. «Анжи» — команда, которой будет гордиться вся страна! Мы постараемся сделать все для этого.