Орнаменты мастера Базаргана

Великий поэт, ученый и мыслитель средневековья Омар Хаям писал: «Счастье по воздуху не летает, усидчивым трудом его надо найти». Именно словом, настойчивым трудом и щедрым талантом, полученным от Всевышнего, счастливым человеком стал Базарган Гимбатов из известного аварского селения Гоцатль.

Когда я сказал одному гоцатлинцу, что хочу написать очерк о Базаргане, тот спросил, знаю ли я, что Гимбатов является потомком знаменитого наиба легендарного имама Шамиля. Я этого не знал. Спросил у сына Базаргана Магомедрасула. Это подтвердилось: основоположником рода Гимбатовых был Большой Худанат. У него было три сына: Магомед (знаменитый наиб), Гимбат и Гасан. Внук Худаната-Гимбата сын Мугума, его сын, названный в честь дедушки Гимбатом, являлся отцом Базаргана.

Дедушка Базаргана по материнской линии Нуралиев Алибек был известным мастером резьбы по камню. В Гоцатле говорили, что самый крепкий камень Алибек тесал как горский сыр. В основном он изготавливал надгробные памятники.  В 1992 году между двумя гоцатлинскими тухумами – Саидовским и Залбеговским — вспыхнула война. В этой кровопролитной войне были убиты Саидов Осман и Гаджиев Магомед. На надгробные плиты, которые им изготавливал мастер каменных дел Нуралиев Алибек, с восхищением смотрят все, кто проходит около гоцатлинского кладбища. Отец Базаргана Гимбат  был известным всем в гоцатлинской долине столяром и искусным садоводом.

От дерева таланта, мастерства и ремесла своих предков хоть одну ветку должен был унаследовать Базарган, это сама природа так повелела: в крови, в генах — это наследственный фактор. Есть народная пословица: вода находит свое русло, а человек когда-нибудь, рано или поздно попадает в свое основное ремесло, он находит дело всей жизни. 

Но к своей основной профессии Базаргана привела крутая, извилистая дорога. В год начала Великой Отечественной войны он закончил семь классов сельской школы и пошел работать бондарем на Гоцатлинский фруктовый завод. Молодого бондаря направляли в такие же заводы, которые открывали в селах Магли и Голотль. Таким трудом зарабатывал на жизнь юноша. По возможности продолжил учебу и пока не отгремели бои на фронтах успел закончить девять классов.

С давних пор  Гоцатль славился своими зажигательными танцами. От предков и Базарган получил в наследство умение виртуозно танцевать, ценил этот талант. Используя свой природный дар, он устроился работать инструктором Хунзахского районного дома культуры и был признан одним из лучших танцоров Дагестана. Через некоторое время его назначили директором этого учреждения культуры. Но он одновременно работал и столяром. 

Базарган говорил, что мужчине легче всего носить старую одежду и имя подлеца. В изношенной одежде человеку не страшно жить в пыли или попасть в грязь. А кто оседлал коня подлости, тот ни о чем не думает. Человеку знаменитого рода Худанатова Магомеда, чье геройство и мужество через сто лет служит примером подрастающему поколению, совершить малейшую подлость  было равносильно лечь в могилу. В работе Базарган проявлял ответственность, на руководящей должности организаторские способности, везде и всегда держал свое слово, был верным ему.  Когда его назначили директором районного дома культуры, руководители района вызвали его к себе и объяснили, что район по разным показателям передовой в республике, но по художественной самодеятельности не преуспел. Молодой директор дал слово, что в этой части скоро район будет знаменитым. Под руководством Базаргана Гимбатова в далеком 1957 году коллектив художественной самодеятельности Хунзахского района занял первое место на республиканском фестивале. Но, как оказалось позже, танцы были увлечением, а по настоящему серьезным делом Б.Гимбатов стал заниматься в 1959 году, когда он перешел работать в артель народного промысла, открывшуюся в родном Гоцатле, ставшую позже художественным комбинатом.

В своей давнишней статье о Базаргане Гимбатове народный поэт Дагестана, журналист Магомед Исаев писал об одном случае, который произошел с Б. Гимбатовым, когда тот учился в четвертом классе:

«Когда Базарган рисовал на уроке рубль, с поличным поймал его учитель Мухадин. Сходство рисунка и оригинала поразило Мухадина, и он решил проверить, смогут ли другие отличить творение его ученика от настоящего рубля, и купил хлеб в магазине за рисунок Базаргана. Продавец, не сомневаясь, принял фальшивый рубль». 

Одноклассники Базаргана рассказывают, что после этого случая Мухадин поручил своему любимому ученику оформить и выпустить стенгазету для школы. После, когда он перешел в девятый класс, по указанию директора в школе был организован стенд рисунков ученика Базаргана Гимбатова. На стенде самым удачным считался нарисованный им красками рисунок  «Принятие в пионеры». 

Хотя по работе, по жизни разные повороты случались, во владении рисунком Базарган неизменно шел вперед. Он затем часто говорил,  что не помнит время, когда не рисовал. В том детстве, особенно в селах, не было разноцветных карандашей, красок, их достать было невозможно. Рисовал кусками угля на стенах, на пыльном полу, везде, где было удобно рисовать.
Если с семилетнего возраста в руки не брать штихель, то хорошим мастером по изготовлению изделий из серебра и золота не станешь, говорили гоцатлинские умельцы. Причиной для этого была, наверное, преемственность ремесла: отец передавал штихель своему сыну, тот своему наследнику и так далее…

Но Б.Гимабатов своим  примером доказал, что этим словам можно и не поверить. Работу, которую он выполнял беспрерывно в течение оставшихся лет своей жизни, Базарган начал в апреле 1959 года, в возрасте 31 года.

В то время директором артели народного промысла, открытого в Гоцатле, был Магомед Джамалудинов, он и взял Базаргана к себе на работу. Б.Гимбатов рассказывал, что тогда ему в месяц платили 28 рублей. В артели изготовляли не только художественные изделия  из серебра и золота, там был и цех по ковроткачеству. Изготовлением узоров и эскизов для этих ковров занимался Базарган. В это время гоцатлинские ковровщицы ткали большой ковер с изображением портрета народного поэта Дагестана, лауреата Сталинской премии Расула  Гамзатова. Ковер, сотканный по эскизам и рисункам Базаргана Гимбатова, получился шедевром горского искусства. В последующие годы этот ковер передали в Дагестанский музей изобразительного искусства.

Конечно, в то время Базарган брал в руки и штихель мастера по изготовлению художественных изделий из серебра и золота. К концу 1959 года, в самом начале работы Базаргана в артели народного промысла, он изготовил серебряный браслет. Можно сказать, что качество браслета не уступает изделиям,  изготовленным руками многоопытных мастеров. Браслет молодого ювелира приобрел Государственный музей искусства народов Востока в Москве для своих экспозиций. Мастер его изготовил, используя орнаменты, выполненные его дедом Алибеком Нуралиевым на надгробных памятниках.
Будет правильно сказать, что известность к Базаргану Гимбатову пришла сразу. Его работы стали не только украшением республиканских, Всесоюзных, но и международных выставок в Мехико, Осаке, Загребе, Париже, Монреале, Нью-Йорке. Ему были присвоены высокие почетные звания: «Заслуженный работник прикладного искусства ДАССР», «Заслуженный художник РСФСР», он лауреат Государственной премии РФ имени И.Репина.

Если сказать образно, Базарган стал большим мастером по переплетению «песни орнаментов», творцом нового направления рисунков и узоров на изделиях из золота и серебра. Особенно это выражается в сосуде, которому мастер дал название «Гоцатль». Здесь он использовал новый способ загадочного переплетения желтого и зеленого цветов и раскрыл свой орнаментальный почерк. Благодаря этому почерку в искусствоведении появился термин «Орнамент Базаргана». 

Об оригинальном мастерстве гоцатлинского мастера по созданию «песни орнаментов» рассказывают сотни изготовленных им изделий.

Как говорили предки, художник был не только  мастером с «золотыми руками», но он знал себе цену, с молодости берег честь и достоинство, был хорошим организатором и настоящим педагогом, щедрая натура позволяла ему иметь множество учеников. 23 года своей жизни Базарган отдал «Гоцатлинскому комбинату  художественных изделий». Здесь он работал главным художником, главным инженером и 15 лет его директором. В эти годы он создает наиболее значительные произведения, среди них крупные формы: сервизы, вазы, кумганы, которые стали событием в художественной жизни нашей республики. Несколько лет Б.Гимбатов работал преподавателем художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического института (ныне университета). В те же годы представителем искусства Советского Союза, культуры Дагестана он  побывал на выставках  в Турции, Алжире, Загребе.

Он был истинным патриотом своей Родины и народа, заботливым семьянином, настоящим горцем, который оставил добрый след в сердцах многих людей.

Шарапудин Султанов