Корни и крона культуры дагестанцев

В соответствии с договором на создание научно-технической продукции между Дагестанским государственным университетом и Министерством по национальной политике и внешним связям РД на базе Института практической философии и методологии социальных новаций при ДГУ рабочей группой из числа преподавателей и студентов факультета психологии и философии ДГУ было проведено социологическое исследование среди населения Дагестана. Основным тематическим направлением анкетного соцопроса стало актуальное, не в последнюю очередь для рядовых дагестанцев, выяснение места и роли дагестанской культуры в современном мире. Опрос проводился в Махачкале, Кизляре и некоторых районах республики. В нем приняло участие  1000 человек: женщин – 508, мужчин – 492. В возрасте от 19 до 21  года – 318 человек (в основном студенчество), от 22 и старше – 682 человека.

С самого начала результаты опроса обещали быть интересными. Так, например, определяя цивилизационные истоки дагестанской культуры, почти половина из общего числа респондентов – 47% относят их к одному из ярких и самобытных явлений единой общекавказской культуры, что, впрочем, не явилось неожиданным для некоторых исследователей. Немногим меньше — 42,8 % опрошенных не рассматривают ее в отрыве от русской (европейской) культуры; 6,9 % — находят в ней связь с азиатской (восточной) культурой с европеизированными признаками; 3,3 % респондентов полагают, что дагестанская культура относится к европейской цивилизации.

В вопросе о значении, месте и роли русской культуры в общекультурном российском пространстве, мнение тех, кто считает, что она лишь одна из множества других культур России и тех, кто отмечает ее объединяющее и обогащающее влияние и при этом признает ее доминантный и государствообразующий статус разделились почти поровну – 36,3 % и 31,8 % соответственно; 14,8 % — в ряде основных факторов выделяют ассимилирующее значение русской культуры; 9,3 % думают, что русская культура притесняет другие культуры; и почти столько же — 7,8 % рассматривают ее как достояние мировой культуры, эталонную для всех культур России.

32,9 % участников опроса настаивают на свободном праве соотнесения себя с той или иной культурной средой; 27,9 %  — напротив, считают неразрывной связь человека с культурой своих предков; остальным – 39,2 % — представляется необходимым хотя бы частичное ассимилирование в чужой культурной среде.

В отношении весьма актуальной на сегодня идеи мультикультурализма 38,1 % опрошенных высказались неодобрительно, считая ее противоречащей идее единой национальной культуры; 30,7 % — не обнаруживая для себя других приемлемых форм сосуществования в поликультурном обществе, находят доводы в пользу именно этой идеи; 24,1 % — вовсе считают идею мультикультурализма заведомо обреченной на провал; 7,1 % — затруднились в ответе.

В вопросе о взаимосвязи культуры и религии, большая часть респондентов – 50,6 % воспринимают религию как гармоничную часть культуры; 12 %  культурным традициям резко противопоставляют религиозные установления, считая их противоречащими друг другу; для 29,1 % опрошенных религиозные ценности важнее культурных, и лишь для 8,3 % респондентов культурные ценности являются первичными.

20,4 % участвовавших в опросе наблюдают в обществе процесс переориентации дагестанских ценностей на религиозные; 9,4 %  расценивают это как благо; 27,2 %  уверены, что подобные изменения в дагестанском обществе невозможны, 14,6 % уверены в обратном, и 28,4 % говорят о взаимозаменяемости этнокультурных и религиозных ценностей.

Не менее актуальной в условиях тотальной унификации материальных и духовных ценностей является проблема сохранения культур малых народов. В этой связи, 65,9 %   считает их сохранность приоритетной задачей общества и государства; 28,6 % называют все попытки тщетными; и 5,5 %  выступают против их сохранения.

На вопрос «Испытывает ли наша культура манипулятивное воздействие СМИ?», положительно ответили  43,9 % , отрицательно – 14,6 %; 17,8 %  посчитали такое воздействие неблагоприятным, но неизбежным; 12,4 %  думают, что это делается намеренно с целью ассимиляции малых народов, и 11,3 %  подозревают, что подобного рода манипуляция направлена на уничтожение дагестанской культуры.

И, наконец, по мнению 54,5 % респондентов, необходимым условием эффективного сбережения и развития дагестанской культуры является осмысление региональных ценностей и их гармонизация с мировой культурой; 29,5 %  говорят о необходимости наличия национальной идеи; 9 % предлагают решение в рамках авторитарного режима; 7%  видят выход во внедрении в культуру элементов рыночной экономики.

Данные соцопроса рекомендованы структурам власти, учреждениям образования, общественным объединениям.  

Роман Абубакаров