Помним поименно

Сегодня, когда в России, в том числе и в Дагестане, создана мощная, одна из лучших в мире, организация – МЧС, когда мы видим, какими техническими средствами оснащена служба спасения, трудно себе представить примитивность оборудования и экипировки первых отрядов спасателей в советское время, главными и решающими преимуществами которых были энтузиазм и преданность избранному делу.

Один из основателей спасательных формирований Дагестана, ныне специалист международного класса Зиявдин Никомагомедов вспоминает «Когда мы начинали, государственная служба спасения была в таких странах, как Швейцария, Чехословакия. С завистью глядя на них, я тогда мечтал о том дне, когда и у нас эта служба будет государственной. Сейчас мы сильнее всех», — с нескрываемой гордостью заключает Зиявдин.

Профессиональные действия, четкая ориентация в чрезвычайных ситуациях, смелость, граничащая с бесстрашием наших ребят, со стороны кажутся легко дающимися им. За этой кажущейся легкостью и профессионализмом стоит серьезная работа над физическим, психологическим, моральным развитием и укреплением организма и характера.

Так начиналась спасательная служба

Зиявдин Никомагомедов вспоминает В декабре 1972 года на перевале Харами (граница Дагестана и Чеченской Республики) выпало огромное количество снега. Из-за сложившейся ситуации десятки машин с пассажирами, с грузами оказались в снежном плену.  Информации о состоянии людей, их судьбах не было. Из-за сильного тумана и штормового ветра даже винтокрылые машины не могли ничем помочь.

В этот период в Дагестане еще не было спасателей и спасательной службы. Поиском потерявшихся, по долгу своей деятельности, занималось Министерство внутренних дел. Не было такой службы и в целом Советском Союзе. Была необходимость, когда люди, попавшие в беду, нуждались именно в квалифицированной помощи спасателей. На разных уровнях и в правительстве  все больше говорили о необходимости создания спасательной службы, которая бы помогала людям, попавшим в экстремальные ситуации. Но пока надо было спасать людей из снежного плена на перевале и оказать им первую помощь. МВД ДАССР  организовало поисково-спасательные работы с привлечением опытных альпинистов, прошедших горные маршруты и имеющих опыт ночевок в зимних условиях, знающих «сюрпризы» и опасности гор.

Спасательный отряд возглавил первый мастер спорта СССР по альпинизму в Дагестане Курбан Гаджиев (брат Героя Советского Союза — подводника Магомеда Гаджиева). В состав первого спасательного отряда вошли  Михаил  Тимошин — мастер спорта СССР по альпинизму, Анатолий Кудрявцев, Тимур Абдуллаев, Абдула Мирзаев и я. Из чеченского села Харачой, куда еще можно было доехать на вездеходе,  спасательному отряду пришлось идти целый день по гребню. Другого варианта не было, так как из-за большого снега могли сойти лавины. С трудом пробравшись до дорожного домика, на следующий день в нем были обнаружены немало людей. Хозяйка дома готовила на всех хлеб, чем они и питались. В этот же день спасателям удалось вытоптать вертолетную площадку и принять вертолет для эвакуации больных, стариков и детей.

Кто мог ходить самостоятельно, спустился до Харачоя. В результате этой спасательной операции из снежного плена были спасены десятки людей. В этом же году по всей стране случилось много чрезвычайных ситуаций, повлекших  гибель людей.
 Проблема отсутствия в стране службы, которая смогла бы своевременно, оперативно и быстро придти на помощь людям, терпящим бедствие, ставилась на самых разных уровнях. 29 октября 1973 года решением Секретариата ВЦСПС  при областных, республиканских и краевых советах по туризму и экскурсиям создаются туристские контрольно-спасательные службы (КСС).

Задача этих служб заключалась в контроле над плановыми и самодеятельными туристским группами, уходящими на маршруты. Оснащенность этих служб оставляла желать лучшего. Работу по поиску и организации спасательных работ в КСС осуществляли с привлечением общественных спасателей, каждый из которых работал еще по основной работе.

Все финансовые затраты на поиск и спасение людей должны были восстанавливать руководители этих организаций. По этой причине туристские группы старались обходиться без спасательных служб, что  способствовало увеличению несчастных случаев, эффективность и оперативность этих служб была весьма ограниченна.

Первым начальником КСС Дагестана стал  Магомед-Гаджи Османов, уроженец с. Карацан (Кайтагский р-н), выпускник факультета физического воспитания ДГПИ, спортсмен, турист, альпинист и скалолаз.

Спасатели в действии

Серьезным испытанием для КСС Дагестана стал поиск трех студентов ДГТИ (ноябрь 1981 года). По истечении контрольного срока группа не вернулась с похода. Поиски начались, несмотря на неблагоприятные погодные условия. Огромное количество снега, штормовой ветер и сплошная облачность мешала поиску. Весь предполагаемый маршрут ребят был покрыт глубоким снегом,  местами до трех метров. Были привлечены два вертолета гражданской авиации, вертолет войсковой части Баку. В поисковых работах участвовали спасатели соседних республик.

Во время проведения этих работ один из вертолетов упал, в лавину попали трое дагестанских спасателей. Автобус  со спасателями из Кабардино-Балкарии перевернулся – но, слава Богу, обошлось  без жертв. Многие спасатели были плохо экипированы, обморозили себе пальцы ног и рук. В этих условиях на заседании штаба  было решено единогласно приостановить поисковые работы до появления реальных условий. Тела погибших были обнаружены только летом следующего года, когда растаяли снега.

Наиболее серьезные  спасательные работы состоялись после сильного землетрясения в 1987 году в Ленинакане. Весь город был сильно разрушен. Большие людские потери, малое количество подъемных кранов, мало спасателей по сравнению с масштабами ЧС, слабая оснащенность техногенными инструментами и оборудованием снижали темпы поисковых работ. Из-под завалов то и дело вытаскивали тела погибших. Спасатели уставали больше морально и психологически, чем физически. За эту операцию служба была награждена Почетной грамотой Правительства СССР, начальник КСС З. Муртазалиев награжден орденом «Дружбы народов», спасатель Гелани  Алибутаев — медалью «За трудовую доблесть». 

В 1990 году дагестанские спасатели работали в Южной Осетии, после землетрясения. Затем была гуманитарная операция во время Первого Чеченского конфликта в 1996 г. в Первомайске, после захвата Салманом Радуевым родильного дома. В  том же году —  взрыв жилого дома в г. Каспийске. 1998 г.  -взрывы   на ул. Пархоменко в г. Махачкале и в г. Буйнакске. Затем участие в операциях в Карамахи-Чабанмахи и  в Цунтинском районе после вторжения международных боевиков.

В скором времени решением Правительства создается Российский корпус спасателей, который позже превратился в Государственный Комитет по Чрезвычайным Ситуациям (позже переименован в МЧС).  ГКЧС взял под свое крыло все контрольно-спасательные службы, изменив статус этих служб. Теперь все они являются государственными.  

На сегодняшний день в Дагестанском поисково-спасательном отряде МЧС России насчитывается 65 человек. Из них 46 аттестованных спасателей, 5 спасателей международного класса, 14 спасателей первого класса. Имеются водолазная служба, оснащенная плавательными средствами с навигационными приборами, кинологическая служба, целый автопарк инженерной и автомобильной техники. Самое ценное сегодня в отряде это его коллектив с высокопрофессиональными спасателями, с большим опытом спасательных работ.   Многие из них удостоены правительственных наград.
Начальнику ДПСО Зиябутину  Муртазалиеву и его заместителю Зиявдину Никомагомедову присвоено почетное звание Заслуженный спасатель России.

Традиции и преемственность

В отряде спасателей имеется преемственность. Многие сыновья пошли по стопам своих отцов. На том же перевале Харами,  где Зиявдин Никомагомедов спасал людей, позже при проведении ПС спасательную операцию возглавил его старший сын — Ислам Никомагомедов,  спасатель 1 класса,  лучший спасатель ДПСО по итогам 2010 года.

Возможно,  через несколько десятков лет на том же перевале  примут  участие  или будут руководить спасательными  операциями и  внуки,   которые ныне растут и воспитываются в семьях  спасателей  в духе взоимопомощи.

Сейчас  в отряде создается музей, где будет прослеживаться история развития спасательного дела в Дагестане. Портреты всех спасателей, в том числе и контрольно-спасательной службы, уже висят в экспозиции под названием «Помним поименно». Есть задумка, для патриотического воспитания молодых спасателей и для увековечивания памяти погибших, создать «Аллею спасателей», где будет символика МЧС и мраморная доска с фамилиями погибших спасателей. Хотелось бы, чтобы людей в этих списках было как можно меньше. Пока мы их помним, они будут жить в наших сердцах.

Максим Алимов