Оберег дагестанского дома

Три дня проходила в Махачкале Первая дагестанская специализированная выставка-ярмарка «Ковры Дагестана — 2012». Состоялась она в просторном  фойе Аварского музыкально – драматического театра имени Г. Цадасы  в дни, когда праздновались День единства народов Дагестана и 155-летие столицы республики.

Организаторами выставки были Комитет по народным художественным промыслам РД и Ляхлинская, Межгюльская, Хивская ковровые фабрики. Помимо них в  выставке–ярмарке приняли участие ковровщики из Табасарана, Ботлиха, Хунзахского района, ООО «Кавказские ковры», ООО «Ханские ковры». Экспозицию дополнили древние ковры из Дагестанского государственного объединенного исторического музея имени Тахо-Годи, Дагестанского музея изобразительных искусств имени П. Гамзатовой, а также работы многих современных мастеров из различных уголков Дагестана, студентов Дагестанского художественного училища имени М.-А. Джемала. Отметим, что столь представительная выставка–ярмарка особо поддерживалась Президентом и Правительством Республики Дагестан.

Дагестанское ковроткачество – один из наиболее древних и широко распространенных видов народного художественного  творчества. Еще у древнегреческого историка Гердрота упоминается ткачество с использованием естественных красителей (в частности, морены) в районе Дербента, а это значит, не менее двух тысяч лет от его начала.

К XIX веку, по прошествии длительного времени  сформировались самобытные центры ковроткачества среди лезгин, табасаранцев, аварцев, кумыков, даргинцев в Южном, Центральном и Северном Дагестане. Постепенно в мировой каталог лучших ковров вошли дагестанские ковры «Сафар», «Топанча», «Табасаран», «Ахты», «Микрах», «Гасан-кала», «Эрпенек», «Буделай -Фурар», большой популярностью пользовались гладкие ковры-сумахи, которые немного древнее ворсовых  и отличаются строгостью, четкостью, ярким колоритом. Войлочные ковры  и изделия освоили аварцы, ногайцы, кумыки, даргинцы и лакцы.

Вообще же дагестанские ковры издревле отличаются богатейшими орнаментальными мотивами, сложными композиционными схемами, в основе которых лежат своеобразные геометризованные животные и растительные мотивы.
Считалось, что многие дагестанские ковры имеют сакральный смысл, становятся оберегами в семьях горцев и должны переходить из поколения в поколение. Надо сказать – это немаловажное явление в жизни дагестанцев уже не первый век.

В годы советской власти, когда во главу угла ставились сохранение художественных народных традиций и обеспечение занятости населения, ковроткачество было развито широко: к 1990 году им было занято до 15 тысяч человек, выпускавших ежегодно до 40-50 тысяч квадратных метров ковровых изделий. Изменение в государственном устройстве, создание практически новой страны, новых социально-экономических отношений не могли не сказаться на народном творчестве, в частности, на ковроткачестве.

В Россию, в Дагестан стало намного больше поступать импортных товаров, в частности, из Китая, Турции, Ирана, стран Европы. Будучи не столь интересными, как дагестанские изделия, они были дешевле и доступнее. И это не могло не нанести удар местному традиционному промыслу. Количество выпускаемых ковров сократилось в разы, стало перед угрозой почти полного вымирания. Но этого нельзя было никак допустить. «Сегодня Комитет прилагает значительные усилия для сохранения и дальнейшего развития традиционного ковроткачества, — отмечает первый заместитель председателя Комитета Мурад Ихласов. – Значительно увеличилось в последние годы финансирование как государственных предприятий, так и частных производителей, небольших объединений, причем это финансирование – вполне конкретно направлено на максимальную отдачу».

Комитет по народным художественным промыслам РД  под руководством председателя Гусейна Ахмедова выработал специальную программу на 2011-2016 годы, согласно которой началась существенная поддержка дагестанского ковроделия.

Вновь оживилось ковроткачество в Хиве, Ляхля, Межгюле, здесь начали производить большие ковры, площадью до 27 квадратных метров, что прежде было крайней редкостью. Возникли новые производственные объединения – фирмы «Ханские ковры», «Кавказские ковры» и др. По-прежнему вязка ворсовых узоров производится вручную на ковроткацких станках двойным узлом. Плотность ковров колеблется от 1400 до 2116 узлов  на один квадратный дециметр при высоте ворса в 2-5 миллиметров. В мире подобных примеров можно найти крайне мало. Возрождаются технологии выращивания морены в Юждаге, а  ведь это основа для необходимого естественного красителя в ковроделии.

В рамках выставки-ярмарки состоялись круглые столы и семинары на темы: «Сохранение художественных промыслов в современных условиях», «Стилистические особенности ковров и ковровых изделий», «Организация художественно-творческой работы по созданию современного ассортимента ковров», «Меры государственной поддержки народных художественных промыслов на федеральном и региональном уровнях», «Подготовка мастеров в современных условиях».
— Надо осваивать мировой рынок, но для этого прежде всего его надо знать, — говорил на круглом столе  директор ООО «Ханские ковры», доктор исторических наук Магомедхан Магомедханов. – У Дагестана здесь немало конкурентов: Иран, Индия, Марокко, Турция, Азербайджан. Потребление ковров, к примеру, в США снизилось с 35 до 12 процентов. В ряде стран ковроделие дотируется государством, и этот опыт надо обязательно перенимать.  

Причем надо помнить, что в Российской Федерации, кроме как в Дагестане, нет ручного ковроткачества. А это значит, что надо более тонко работать с людьми: нам нужны художники, ковровщицы, но все тяжелее становится с пополнением таких творцов. Молодежь не высказывает особого желания заниматься ковроделием, надо ее суметь заинтересовать.

— У знатоков дагестанские ковры по-прежнему пользуются спросом и уважением, — добавляет директор ООО «Кавказские ковры» Ариф Сулейманов. — Но надо отметить, что это больше чисто эксклюзивные изделия, очень высокого уровня исполнения. И тут приемлем девиз: «Честность и терпение!» Только так можно завоевать конкурентоспособность. Надо сохранить самобытность любой ценою, а для этого потребны как естественные красители, отличная шерсть, так и люди, целиком принадлежащие творчеству. 

— Надо отметить, что спрос на дагестанские ковры отчасти сохраняется на внутреннем рынке в стране и в республике, — отмечает заместитель председателя Комитета по народным художественным промыслам РД, народный художник России Гамзат Газимагомедов. – Но этого явно недостаточно. Хотелось бы отметить ослабление внимания к традиционному ковроткачеству руководства тех районов, в которых оно занимало значительное место в прежние годы. И это не столько удивляет, сколько возмущает: при этом здесь привыкли гордиться своим прошлым, но отказываются думать о будущем…

На круглом столе, которым завершалась выставка-ярмарка, много говорилось о достойном участии дагестанцев в экспозициях ковроделия в России и мире, о необходимости проводить подобные мероприятия в республике ежегодно, о полном и последовательном  претворении в жизнь программы, разработанной Комитетом, о широком взгляде на дальнейшие перспективы, о крайней необходимости  в государственной поддержке отрасли, о воспитании смены ковроделов.

Хорошо было бы, если полностью был бы воспринят лозунг, прозвучавший на выставке-ярмарке: «Дагестанский ковер — в каждый дагестанский дом!».

Андрей Шмонин