родился 14.08.1922 г. в г. Буйнакск в семье крестьянина. Кумык. Член КПСС с апреля 1944 г. После 7 класса, работал учителем. В 1941 г. окончил юридическую школу. В ВМФ с 1941г., а в 1942г. — военно-морское авиационное училище. С сентября 1943г. на фронте. Боевое крещение принял под Новороссийском. Капитан Акаев к июлю 1944 г. совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, 3 паровоза, 11 танков и много другой боевой техники противника. 19.08.44 г. Ю.А.Акаеву присвоено звание Героя Советского Союза. С 1948 г. майор Акаев в отставке. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Умер 19.11.1949 г. Памятники Герою установлены около педагогического училища г. Буйнакск, на улице Р. Гамзатова в Махачкале. Его имя носят школа №7 в городе Кизилюрт, совхоз в селе Учкент Буйнакского района.
Боевая служба младшего лейтенанта Ю. Акаева началась в 47-м штурмовом авиаполку 11-й штурмовой авиадивизии на Черноморском флоте. В этом же полку он будет воевать до пол¬ной победы над врагом уже в небе Балтики, умножая боевые традиции авиаполка.
В его составе он участвовал в обороне, а затем в освобожде¬нии от фашистов Черноморского побережья — городов и портов Таманского и Керченского полу¬острова, Анапы, Новороссийска, Феодосии, Крыма, Севастополя.
В ноябре 1943 года Ю. Акае¬ву, в двадцать лет уже назна¬ченному командиром 2-й авиа¬эскадрильи, впервые доверили быть ведущим большой группы самолетов. И он в полной мере выдержал экзамен на мужество, самообладание и волю, показал не только пример личной отваги — первым ринуться в бой, обес¬печить выполнение боевого за¬дания при наименьших наших по¬терях, увлечь за собой группу, потом собрать ее и вернуть на свой аэродром, но и нести пол¬ную ответственность за дей¬ствия ведомых. Уверенность, самообладание ведущего Ю. Ака¬ева передавались всем. Его ма¬стерство, отвага, готовность прийти на помощь вызывали большое доверие и уважение то¬варищей. Поэтому, как отмеча¬лось во всех боевых характери¬стиках Ю. Акаева, летчики охот¬но шли с ним в атаку.
Ю. Акаев в сражении над Феодосией одним из первых в полку освоил новый, более эффективный способ нанесения ударов по плавсредствам врага — бомбометание с малых и средних высот, когда летчик-штурмовик переводит самолет в пикирование и с высоты 900 — 1200 метров подавляет зенит¬ный огонь противника прицельной стрельбой из пушек, а затем сбрасывает на корабль бомбы, после чего выходит из пике. Стремительность и неожиданность такой атаки обес¬печивает неизбежное поражение цели и полную деморализацию противника.
Юсуп Акаев был непосредственным участником освоения новых, все более эффективных способов бомбометания, когда стали осуществляться массированные боевые удары с участи¬ем различных типов самолетов большими группами. Один из та¬ких вылетов подробно описан в книге «Авиация Военно-Морско¬го Флота в Великой Отечествен¬ной войне» (М.,1983).
Обнаружив в порту Феодосия скопление вра¬жеских плавсредств, было реше¬но нанести комбинированный удар большой группой самолетов различных типов. Ведущим удар¬ной группы 18-ти Илов-2 был старший лейтенант Ю. Акаев. Он, как отмечается в наградном листе, в этой трудной воздушной операции, проявив исключительную находчивость и героизм, выручил молодого летчика Михайленко, которого атаковали два мессершмитта, и, сочетая огонь с умелым маневром, сбил вражеский самолет. После этого сам был атакован двумя мессершмиттами. Используя все свое летное мастерство, Юсуп создал благоприятные условия для воздушного боя своему стрелку, который также сбил один мессершмитт.
Об этом бое с восторгом и удивлением говорили в Военно-Морском Флоте, писали: на Чер¬номорском флоте Юсуп Акаев стал первым летчиком-штурмо¬виком, вступившим в неравный бой с немецкими истребителями и сбившим в одной воздушной атаке два вражеских самолета. Об этом факте как о совершенно невероятном случае боя штур¬мовиков с превосходящим вдвое числом истребителей пи¬салось в те дни во фронтовых газетах и после — в книге «Они сражались на Балтике» (Л., 1968).
А удивительно здесь то — и это не каждый знает, — что са¬молет-штурмовик Ил-2, на ко¬тором летал Ю. Акаев, не пред¬назначен для ведения атакую¬щего воздушного боя: его значительный вес (вдвое тяжелее истребителя), полеты на сравнительно небольших скоростях и низких высотах и т.д. осложняют ведение боя. Поэтому «Илы» всегда ходили на штурмовку под прикрытием истребителей. Если «Илу» навязывают бой, он его принимает. Но для этого летчик и стрелок должны владеть высоким мастерством. Таким мастерством Юсуп Акаев владел в совершенстве.
Тому подтверждение — и овладение им в боях за Севастополь разработанным новым методом бомбометания — более нижним, более рискованным, и более результативным топмачтовым. При топмачтовом бомбометании самолет, подходя к цели, резко снижает¬ся до 10-30 метров и сбрасыва¬ет бомбы. Выходя из атаки, «Ил» как будто перепрыгивает через мачты — топы атакованных кораблей. Отсюда и название.
Мы можем гордиться тем, что руководство полка, зная мастерство и умение наносить удары и всегда возвращаться без потерь, поручило именно нашему земляку — командиру эскадрильи первому опробо¬вать новый способ бомбомета¬ния — разбить и потопить в 40 км от Севастополя вражеский караван: танкер, минный траль¬щик, 2 сторожевых катера, тор¬педный катер, быстроходную десантную баржу…
Юсупа знал весь Черноморский флот. Его называли мастером штурмовых ударов. Удивительные, поражающие цифры: 36 раз он водил в небе Черноморья группы по 6, 12, 18 «Илов», доби¬ваясь точного выполнения зада¬ния. И не было ни одного слу¬чая, чтобы он возвратился на аэродром, не выполнив задания.
И еще поразительный, вызы¬вающий уважение и гордость за него факт: ни разу командир не вернулся, потеряв кого-либо из товарищей. Другой удивитель¬ный факт: с декабря 1943 года, когда Юсуп получил новый са¬молет, и до самого окончания войны, почти все время пре¬бывания на фронте он летал на одном самолете под № 21. Не потерял, не поменял свой «Ил». Летал как будто заговоренный. У некоторых летчиков полка, как свидетельствуют однополча¬не, даже сложилось мнение, что Юсуп — просто «везунчик», чрезвычайно удачливый чело¬век. Но за успешным ратным трудом, «удачливостью» сто¬яли мужество, отвага, опыт, высочайшее мастерство, точ¬ный расчет, ответственность за принятие решений команди¬ра эскадрильи.
Вот такими нелегкими, огнен¬ными воздушными дорогами шел наш земляк к Звезде Героя.