Гимринский тоннель

Глава Дагестана: «Ввод Гимринского тоннеля в эксплуатацию намечен на конец сентября»

Завершение всех работ и ввод Гимринского автодорожного тоннеля в эксплуатацию намечен на конец сентября текущего года. Об этом журналистам заявил президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов сегодня, 23 июня, после ознакомления с ходом строительных работ на объекте.

Строительство Гимринского автодорожного тоннеля (ГАДТ) длиной 4304 метра, одного из самых длинных тоннелей на постсоветском пространстве, было начато строителями Ирганайского гидроузла в середине 1979 года. В конце 1990 года была завершена проходка. Уникальность ГАДТ заключается не только в его большой протяженности, но и в том, что он проложен в самых сложных инженерно-геологических условиях под Гимринским хребтом на глубине 830 метров.

В 1991 году произошла сбойка встречных забоев тоннеля, после чего до 2008 года осуществлялась эксплуатация недостроенного и необорудованного тоннеля для перевозки грузов для нужд строительства Ирганайского гидроузла. Распоряжением правительства РД от 19 мая 2006 года ГАДТ и подъездные дороги к нему приняты на возмездной основе от ОАО «Сулакэнерго» РАО «ЕЭС России» в собственность Республики Дагестан и на праве оперативного управления закреплены за ГУ «Дагестанавтодор». Стоимость отчуждаемого имущества составляет 720 млн рублей.

Достройка ГАДТ начата в 2008 году по проектной документации, разработанной ОАО «Ленгидропроект». После доработки указанного проекта выдано положительное заключение Главгосэкспертизы России от 3 ноября 2009 года. Сметная стоимость строительства составляет 9,8 млрд рублей в ценах соответствующих лет. Тоннель запроектирован для пропуска двухполосного движения автотранспорта в обоих направлениях по параметрам автомобильных дорог IV технической категории. Ширина проезжей части составляет 7 метров, высота габарита – 5 метров.

В настоящее время в ГАДТ завершены основные строительно-монтажные работы. Всего с начала строительства ГАДТ освоено 7698 млн рублей. Программой дорожного строительства на текущий год предусмотрено финансирование строительства ГАДТ в сумме 2102 млн рублей. По состоянию на 18 июня 2012 года выполнены работы на сумму 850 млн рублей.

Завершаются работы по электроснабжению, освещению, вентиляции, установке пожарного водопровода, окраске стен и свода. На всем протяжении тоннеля выполнено устройство нижних слоев покрытия проезжей части из крупнозернистой асфальтобетонной смеси. В ближайшее время предстоит выполнить работы по устройству сигнализации, связи, видео-, теленаблюдения и автоматизированной системы управления технологическими процессами, обустройству и благоустройству припортальных участков, а также по обеспечению отоплением, вентиляцией и кондиционированием зданий эксплуатационных служб и инженерного корпуса.

«В последний раз я здесь был в октябре прошлого года и, конечно, с тех пор была проделана большая работа, тоннель стал совершенно другим, тогда мы ходили в сапогах по колено в грязи. Основные работы уже выполнены, асфальт уложен, осталось уложить еще один слой. Осталась также очень сложная и важная работа, которая заключается в том, чтобы сделать этот тоннель управляемым и умным. Там будет очень серьезная электронная начинка, вся система управления тоннеля автоматизированная. Сейчас этот этап идет, он очень важный, потому что наш тоннель будет самым лучшим в России, и все самые последние достижения, которые есть в строительстве тоннелей, они здесь используются, в том числе касательно безопасности, здесь действует специальная сейсмическая лаборатория. С вводом в эксплуатацию этого тоннеля мы решаем большой комплекс вопросов. Сроки, которые я тогда поставил перед строителями, были обозначены как август-сентябрь, мы их будем придерживаться, хотя в связи с тем, что оборудование не поступает в срок, возникают сложности, но я думаю, что успеем. Восемь горных районов смогут пользоваться этим тоннелем, это крупнейшая транспортная развязка на сегодняшний день, которой мы будем гордиться», — сказал М. Магомедов.

По словам главы республики, жители районов уже хотят пользоваться тоннелем, перевозить свою сельхозпродукцию. Проехать можно, но если сейчас открыть тоннель для движения автотранспорта, это может помешать работе, которая продолжается в тоннеле.

«Работа по наладке тоннеля, которая должна продолжаться, требует полной остановки движения, там не должно быть загазованности, но потом все эти системы будут работать автоматически. И если мы сейчас их не сможем установить, практически тоннель будет плохо управляем. Поэтому жители республики должны понимать, что нельзя сейчас этот вопрос поднимать, еще немного потерпеть, чтобы потом этот тоннель работал, как нам сказали, до ста лет», — подчеркнул президент.

Генеральный подрядчик строительства Гимринского автодорожного тоннеля Загид Хучбаров также отметил, что его выбор на стороне качества, поэтому обещал сделать для этого всё возможное.

Руководитель ГКУ РД «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев сообщил, что финансирование на реконструкцию тоннеля идет нормально, субсидирование идет с федерального центра, на данный момент получили 1 миллиард 315 миллионов рублей, из которых в подрядную организацию перечислено 800 миллионов. Оставшаяся сумма, которую нужно освоить, пойдет на закупку дорогостоящего оборудования.

«Оно заказано как в нашей стране, так и в Италии. Специалисты, которые изготавливают это оборудование, сделают его специально под наш тоннель, производство такого оборудования массово не существует, это делается индивидуально. Заключены договора, специалисты приезжали сюда, на месте все обследовали, они должны изготовить это оборудование, и из-за этого в основном у нас задержка. Поэтому прошу жителей республики с пониманием отнестись к этому вопросу», — сказал М. Муртузалиев.

Глава республики в сопровождении официальных лиц также посетил Аймакинскую автодорогу, которая соединяет Буйнакский район с Гергебильским. Этот объект строится на благотворительные средства Совета, возглавляемого Гамзатом Гамзатовым, потом дорога будет принята на баланс республики. М. Магомедов отметил, что оба этих объекта станут составными элементами туристических маршрутов, создавая кольцо, так как в республике планируется делать кольцевые дороги для туристических маршрутов.

«Чем больше таких дорог, чем больше альтернативных маршрутов, тем шире можно показать республику. А в рамках туристического кластера транспортная составляющая одна из самых главных. На совещании под руководством председателя правительства РФ Д. Медведева в Грозном мы основной упор делали на авиационном транспорте. Мы должны обязательно реконструировать махачкалинский аэропорт, довести его до современного уровня, чтобы к нам могли летать любые типы самолетов, плюс мы должны построить аэропорты, меньшие, чем махачкалинский, в Дербенте и Матласе. Это будут региональные аэропорты. Это должно делать государство. А все что касается самого бизнеса, мы передаем частникам. Махачкалинский аэропорт будет приватизироваться, у нас есть инвестор, и уже дальше политику обслуживания, тарифов и т.д. будет определять непосредственно владелец. А что касается цен на авиабилеты, мы будем создавать конкуренцию, потому что многие туристы из-за дороговизны авиаперелетов в регион предпочитают ехать в другие места. У нас итак есть свои определенные риски, а тут еще цена билета дорогая. Конечно, это отпугивает туристов. Мы будем за этим следить, и через конкуренцию заставим их снизить цены на билеты», — отметил президент.

Более детально по вопросу состояния автодорожной сети в Республике Дагестан и перспективах ее развития говорили на совещании под руководством президента, которое прошло в администрации города Буйнакск. В нем приняли участие заместитель председателя правительства РД Мухтар Меджидов, министр экономики РД Марат Ильясов, министр земельных и имущественных отношений РД Сефер Алиев, председатель Комитета по транспорту РД Саид Саидов, начальник ГКУ «Управление автомобильных дорог РД «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев, главы муниципальных образований и другие.

Открывая работу совещания, М. Магомедов еще раз отметил важность Гимринского тоннеля, как ключевого объекта, требующего серьезного внимания. Глава республики сообщил, что эту стройку на контроле держит президент страны В. Путин, и на последней встрече интересовался, как идет работа по реконструкции тоннеля.

«Именно благодаря его поддержке имеем возможность завершить реконструкцию Гимринского тоннеля», — подчеркнул президент РД.

М. Магомедов отметил, что ситуация в дорожной отрасли Республики Дагестан может значительно измениться.

«С этого года введена совершенно другая система финансирования отрасли, вернее несколько лет назад она была, сейчас вернулись к тому, чтобы создавать дорожные фонды для финансирования строительства и капительного ремонта дорог. Это позволяет нам увеличить средства, потому что дорожный фонд формируется по специальной формуле, автоматически, независимо от наших пожеланий, исходя из акцизов, транспортного налога. Поэтому мы просчитали, что в ближайшие 3-4 года из этого дорожного фонда мы должны около 22 миллиардов рублей инвестировать в дорожное хозяйство. Эти средства открывают серьезные возможности. Я думаю, что эти средства позволят нам за ближайшие 4-5 лет улучшить ситуацию в дорожном хозяйстве. Уже есть у нас достижения, мы с вами посмотрели Гимринский тоннель, мы можем гордиться тем, что за последние 3-4 года мы дорогами с асфальтовым покрытием соединили административные центры таких районов как Рутульский, Агульский, Лакский, Ботлихский, Дахадаевский. В ближайшие 3 года мы еще 5 районных центров республики соединим дорогами с асфальтобетонным покрытием. И у нас останется 2-3 райцентра, которые мы завершим за 2015-2017 годы», — сообщил он.

Глава республики также отметил, что с завершением строительства бесперевальных автодорог Урма – Губден, Чалда – Карадах, Гимры – Чирката существенно изменилась схема транспортного обеспечения ряда горных и высокогорных районов Дагестана, что позволило резко сократить транспортные издержки и повысить безопасность движения.

В республике осуществляется строительство автомагистрали I технической категории Махачкала – Аэропорт с подъездом к городу Каспийску общей протяженностью 22 километра. Продолжаются широкомасштабные работы по приведению в нормативное состояние автодорожного маршрута Махачкала – Буйнакск – Гимры – Чирката – Сагринский мост – Тлох – Ботлих, в том числе по завершению самого протяженного в странах СНГ Гимринского автодорожного тоннеля. За 5 лет на Ботлихском маршруте реконструировано и построено 110 км автодорог. В 2008 году был сдан в эксплуатацию один из самых протяженных мостов на Северном Кавказе – 500-метровый мост через реку Самур в Магарамкентском районе.

В настоящее время ведется реконструкция автодороги Н. Гапцах – Тагиркент – Ялама, с завершением которой будет обеспечен выход к пунктам пропуска на границе с Азербайджаном. Одним из приоритетных направлений отрасли является выполнение программы соединения райцентров дорогами с асфальтобетонным покрытием, а также приведение в нормативное состояние сельских дорог и дорог, ведущих к погранзаставам.

По словам президента, перед дагестанскими строителями стоит задача обеспечить опережающее развитие дорожной отрасли с целью преодоления сложившихся диспропорций в уровне мобильности населения и транспортной доступности. Эта и другие задачи будут решаться согласно разработанной республиканской целевой программе «Развитие территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан на период 2010-2015 годов и до 2020 года». Кроме того, в настоящее время разрабатывается программа социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, в которой будет предусмотрено строительство и реконструкция важнейших автомобильных дорог общего пользования в республике.

Подробнее о состоянии дорожного хозяйства Республики Дагестан и перспективах его развития доложил руководитель ГКУ РД «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев. В своем выступлении он отметил, что реалии сегодняшнего дня таковы, что отсутствие современных качественных дорог сдерживает рост экономики, становится серьезным препятствием для привлечения инвестиций, развития бизнеса и предпринимательской деятельности, торговли, строительства, здравоохранения, образования и т.д. И значение дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, интенсивной автомобилизацией, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличением объемов строительства, расширения торговли и сферы услуг.

Говоря о нынешнем состоянии дорожной отрасли республики, докладчик сообщил, что в настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования республики составляет 8157 км, из которых 643 км — федеральные дороги, обслуживаемые Государственным федеральным учреждением «Управление Севкававтодорога» и 7514 км — территориальные автодороги, состоящие на балансе госучреждения «Дагестанавтодор».

Основу дорожной сети республики, или так называемую опорную сеть, составляют дороги общего пользования республиканского и межмуниципального значения протяженностью 2561 км, что составляет 34% от общей протяженности территориальных дорог. Протяженность местных автомобильных дорог составляет 4953 км. Это дороги, соединяющие населенные пункты между собой и с районными центрами. На обслуживаемой сети дорог находятся более 1200 мостов.
М. Муртузалиев отметил, что, несмотря на достигнутые определенные результаты в работе дорожной отрасли, уровень транспортно-эксплуатационного состояния значительной части автодорог не отвечает в полной мере требованиям сегодняшнего дня и оставляет желать лучшего. О чем было сказано и в Послании президента Дагестана парламенту республики. Лишь 2534 км (33,7% от общей протяженности) имеют усовершенствованное покрытие. По этому показателю республика занимает одно из последних мест в Российской Федерации. По России этот показатель составляет 66% в среднем. Лишь 47% от общей протяженности республиканских дорог по своим транспортно-эксплуатационным показателям отвечают нормативным требованиям.

Практически все автомобильные дороги республиканского значения, за исключением отдельных участков, имеют по одной полосе движения в каждом направлении, что не позволяет обеспечить безопасную пропускную способность, и зачастую приводит к тяжелейшим дорожно-транспортным происшествиям. Так, в 2011 году на дорогах республиканского значения по различным причинам произошло 306 ДТП, в которых погибло 130 и ранено 463 человека.

Уже сейчас значительная часть дорог республиканского и межмуниципального значения с асфальтобетонным покрытием требует реконструкции или же капитального ремонта по причине их несоответствия сложившейся интенсивности движения или же прогрессирующих деформаций дорожной одежды. Еще восемь районных центров не соединены с опорной сетью дорогами с асфальтобетонным покрытием. Это райцентры Курахского, Кулинского, Чародинского, Гумбетовского, Ахвахского, Цумадинского, Тляратинского и Цунтинского районов. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо реконструировать 190 км дорог республиканского значения по направлениям к этим райцентрам.

Очень много проблем накопилось за последние годы на местной сети дорог. Тридцать восемь населенных пунктов в ряде высокогорных районов вообще не имеют подъездных дорог. Проблема ликвидации бездорожных населенных пунктов постепенно решается, но не такими темпами, как хотелось бы. Около 350 мостов на дорогах Республики требуют полной перестройки.

Докладчик констатировал, что темпы развития и модернизации дорожной отрасли значительно отстают от автомобилизации населения и возрастающих объемов грузов и пассажироперевозок.

«Трудно представить какие материальные, моральные и социально-экономические издержки несла бы республика и население если бы не были в свое время построены такие объекты как автодороги Бабаюрт-Кизляр, Урма-Губден, Гимры-Чирката, Чалда-Карадах, Махачкала-Каспийск-Аэропорт, Самурский мост, Шаури-Эчеда, Гимринский тоннель и ряд других объектов. Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения республики и является одним из ощутимых инфраструктурных ограничений для реализации социальных проектов и темпов социально-экономического развития республики.

Кроме того, отставание темпов развития и модернизации дорожной сети от автомобилизации населения в условиях роста объемов грузо- и пассажироперевозок приводит к значительному росту показателей аварийности и тяжести дорожно-транспортных происшествий, которые на данном этапе являются самыми высокими в Российской Федерации (24 погибших на 100 пострадавших)», — сказал М. Муртузалиев.

Основным фактором, сдерживающим развитие дорожной отрасли в прошедшие годы, он назвал недостаточное финансирование, которое в условиях дотационного бюджета осуществлялось по остаточному принципу. Как следствие, в прошедшее десятилетие наблюдалось резкое снижение объемов строительства, реконструкции и особенно капитального ремонта и ремонта дорог и мостов, не говоря уже о затратах на содержание дорог. Исключение составляли лишь работы на маршруте Махачкала-Ботлих, финансируемые за счет субсидий из федерального бюджета по федеральной целевой программе.

Что касается развития отрасли, по словам докладчика, создание с 1 января 2012 года в республике территориального дорожного фонда уже позволило не только оздоровить финансирование дорожного хозяйства, но и с уверенностью прогнозировать оптимистический вариант развития отрасли в ближайшем будущем. Теперь самое главное — это правильно распорядиться этими средствами, определить стратегию развития отрасли, приоритеты и обеспечить выполнение поставленных задач.

В связи с изменением механизма и объемов финансирования отрасли, подготовлен проект Республиканской целевой программы «Развитие территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан период 2012-2015 годов и до 2020 года», который направлен в правительство РД. Новой программой развития предусмотрено достижение трех стратегических целей, а именно: дальнейшее развитие и совершенствование сети территориальных автомобильных дорог общего пользования республики. Повышение доступности качественных услуг транспортного комплекса для населения, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортного комплекса.

Для достижения первой цели предусматривается решение задачи увеличения протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям до 2016 года с 47 до 54%.
В рамках этой задачи предусматривается до 2016 года: построить и реконструировать 233,7 км автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения; охватить капитальным ремонтом 1083 км дорог республиканского и межмуниципального значения.

В ближайшие 4 года в республике планируется завершить строительство и сдать в текущем году в эксплуатацию Гимринский автодорожный тоннель с подъездами к нему; продолжить в текущем году строительство и сдать в 2014 году в эксплуатацию автомагистраль Махачкала-Аэропорт; продолжить реконструкцию и сдать в эксплуатацию в текущем году первый пусковой комплекс автодороги Ново-Гапцах-Тагиркент-Ялама протяженностью 16,4 км на участке Ново-Гапцах-пункт пропуска Ново-Филя; продолжить реконструкцию автодороги Манас-Сергокала-Первомайское на участке Карабудахкент-Губден; продолжить реконструкцию автомобильных дорог Касумкент-Курах, Гуниб — Цуриб и Хасавюрт-Тлох на участке Мехельта-Сагринский мост. Эта работа направлена на соединение районных центров Курахского, Чародинского и Гумбетовского районов дорогами с асфальтобетонным покрытием.

Одновременно в рамках этой же задачи в текущем году будет начата реконструкция дороги Ботлих-Карата, ведущей к райцентру Ахвахского района, а в следующем году дороги Муни — Агвали ведущей к райцентру Цумадинского района; начата реконструкция грузонапряженного участка автодороги Махачкала — В.Гуниб между селом Леваши и селом Хаджалмахи (так называемого Хаджалмахинского спуска);

В 2013 году намечается начать реконструкцию очень грузонапряженной автодороги Хасавюрт-Бабаюрт по нормативам второй технической категории, а в 2014 году реконструкцию участка автодороги Кумух-Вачи для соединения райцентра Кулинского района дорогой с асфальтобетонным покрытием. Таким образом из 8 райцентров до 2016 года дорогами с асфальтобетонным покрытием будут соединены 5 райцентров, это: Курах, Цуриб, Мехельта, Карата, Агвали.

В 2016 году намечено соединить дорогой с асфальтобетонным покрытием село Вачи Кулинского района, а до 2020 года — райцентр село Тлярата и с. Бежта (участковый центр).

До 2016 года предусматривается: построить и реконструировать 108,7 км дорог к 25 сельским населенным пунктам для их обеспечения круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования. Построить и реконструировать 41,5 км дорог, ведущих к пограничным заставам, дислоцированным по периметру госграницы. Построить и перестроить до 100 мостов общей протяженностью 2500 метров. Маршрутный ремонт автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения протяженностью 1083 км. Обустройство автомобильных дорог средствами организации дорожного движения, ограждающими устройствами, информационными щитами и указателями, средствами видеонаблюдения. Выполнение целевых работ по планово-предупредительному ремонту мостов, железнодорожных переездов и разметке автомобильных дорог.

Ожидаемыми результатами реализации намеченной стратегии развития отрасли до 2016 года М. Муртазалиев назвал то, что в ближайшие годы удастся в значительной мере изменить облик опорной сети дорог и поднять её на современный уровень развития. За предстоящие 4 года категорийность дорог будет повышена на 233 км дорог по протяженности, прирост дорог с асфальтобетонным покрытием составит 158 км.

«Кроме того, реализация намеченной программы самым положительным образом скажется на всех сторонах жизнедеятельности республики. Считаем, что стратегия развития отрасли, которая предлагается сегодня для рассмотрения, реалистична и нет никаких сомнений в её реализации. Есть ряд проблемных вопросов, их два, которые хотелось бы озвучить и естественно получить поддержку от президента Республики Дагестан. Это финансовый. Денег, как известно, много никогда не бывает. Да, создан дорожный фонд, который в значительной мере оздоровил финансовое положение в отрасли. Тем не менее, потребности в объемах растут ежегодно. Имеется ряд важнейших капиталоемких объектов, по которым в разные годы принимались решения правительства Российской Федерации. Но из-за нехватки средств эти объекты либо вообще не начаты, либо работа идет медленными темпами», — заявил М. Муртазалиев и обратился просьбой к главе республики при возможности обратиться к правительству РФ о выделении субсидий из федерального бюджета в 2013-2015 годах республике по 2 млрд рублей ежегодно.

Вторым, не менее важным вопросом, докладчик назвал оснащение существующих государственных дорожно-эксплуатационных предприятий.

«В своё время руководством республики было принято правильное решение не осуществлять их приватизацию, поскольку это привело бы к полному развалу службы содержания и ремонта дорог. Сегодня, даже с учетом увеличения объемов работ, эти организации не в состоянии укреплять свой производственно-технический потенциал, изношенный более чем на 80%, поскольку для этих целей необходимы значительные собственные свободные средства, которые можно получить лишь за счет прибылей, которых не так уж много», — подчеркнул он.

Поскольку по закону средства территориального дорожного фонда не могут быть направлены на закупку новой техники, М. Муртазалиев предложил в течение 3 лет, начиная с 2013 года, из средств территориального дорожного фонда «Автодор», который ежегодно оплачивает налог на имущество дорог и дорожных сооружений в сумме 240 млн рублей, направлять на укрепление материально-технической базы дорожно-эксплуатационных предприятий.

На заседании также выступили министр экономики РД Марат Ильясов, министр земельных и имущественных отношений РД Сефер Алиев, начальник УГИБДД МВД по РД Валерий Громов, главы муниципалитетов. По итогам совещания был принят протокол.

Венера Гамзатова