Муниципалитеты надо развивать

Саид Амиров принял участие в заседании Союза российских городов и выступил с докладом.

Союз российских городов был создан двадцать лет назад как общероссийская организация, представляющая на федеральном уровне интересы малых и крупных городов. За это время число участников союза выросло до 82. Муниципалы настаивают на том,  что налог на доходы физических лиц, как и сейчас, должен взиматься по месту работы, а не прописки. Свои аргументы они  изложили в заявлении, принятом на общем собрании Союза российских городов. В этот раз градоначальники и их заместители из 46 малых и средних городов России съехались на очередное собрание в Ростов-на-Дону.

Члены Союза переизбрали президента и обновили состав правления. Кроме «старейшин»  — мэров Новосибирска, Нижнего Новгорода, Липецка, Самары, Тюмени, Перми и еще нескольких крупных российских городов в этом году впервые в состав правления вошел представитель московской мэрии. Им стал заместитель мэра Москвы по СМИ, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Александр Горбенко.

Главной темой повестки был вопрос совершенствования разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Коллегиальное мнение членов Союза озвучил его президент — мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев:

— Новый порядок для большинства городских поселений, крупных и средних городов уменьшит объем доходов из-за перераспределения денежных средств от городов — экономических центров к депрессивным территориям, откуда люди уезжают на заработки. Тем самым может быть нанесен серьезный ущерб «локомотивам» экономического роста России — малым и средним городам, — оценил возможные перемены президент Союза.

А чтобы всего этого избежать, муниципалы предлагают вместо перехода на уплату налога по месту жительства просто увеличить долю отчисления в местные бюджеты. Сейчас она составляет около 40 процентов (10 процентов забирает поселение, 20 — муниципальные районы и городские округа, еще 10 — нормативы для замещения дотаций).

Градоначальники полагают, что эту цифру вполне можно довести до 50 или даже 60 процентов. Тем самым все местные бюджеты в рамках одного региона получат прибавку.

Вопросы бюджетной обеспеченности городов затронул в своём выступлении и глава Махачкалы, Председатель Совета муниципальных образований Республики Дагестан Саид Амиров. Вот каково его мнение:

«Уважаемые коллеги!

Усиление местной власти не ведет к ослаблению государства, наоборот, это приведет к укреплению авторитета власти. Местное самоуправление скрепляет государство и общество, с одной стороны, будучи публичной властью, с другой – формой самоорганизации.

Муниципалитеты заинтересованы в комплексном развитии своей территории и в соответствующем планировании размещения социальных объектов на прогнозируемый период времени. Отстранение муниципалитетов на своей территории от участия в управлении социальной сферой и её развитии усиливает централизацию.

Децентрализация не является самоцелью. Она направлена на усиление ответственности и управляемости и сверху, и снизу.
Следующий вопрос, без решения которого муниципалитеты обречены на выживание, и, говоря образно, никогда не поднимутся с колен и останутся с протянутыми руками, это обеспечение для них доходных источников, чтобы они могли планировать и управлять развитием своих территорий.

Мы в Махачкале не можем обеспечить развитие базовой и социальной инфраструктуры в соответствии с динамикой роста населения. Население за последние 20 лет удвоилось и составляет 712 тысяч человек. Вводимые нами ежегодно социальные объекты не поспевают за потребностями населения. Сложная картина сложилась с обеспеченностью населения местами в детских учреждениях и ученическими местами в школах. На очереди в детские сады 22 тысячи детей, не хватает 18 тысяч ученических мест.

Для решения этих проблем городских средств крайне недостаточно, а вхождение в региональные, окружные и федеральные программы тянется годами и максимум можно рассчитывать на точечный объект за 3-4 года. Чтобы смягчить вопрос, нам в Махачкале ежегодно надо вводить в строй 1 школу и 2-3 детсада. С этим сталкиваются все динамично развивающиеся муниципалитеты. Поэтому нужны собственные ресурсы.

Я попросил бы своих коллег обратить особое внимание на решение проблем быстрорастущих городов. Для них нужны целевые финансируемые из центра программы для решения проблемы острого дефицита базовой и социальной инфраструктуры. Возможен также вариант создания для таких городов специальных налоговых режимов.

Другой вопрос, это необходимость поднятия статуса крупных городских агломератов (более 500 тысяч населения), расширив их публичные функции по реализации социальной и экономической политики.

Касаясь вопросов ЖКХ, хотелось бы отметить следующее.

Не отлажен до конца механизм взаимодействия и определения зоны ответственности деятельности по управлению многоквартирными домами по линии отношений: управляющие компании (УК), население (общественность), уполномоченные муниципальные и государственные  органы (инспекции). Здесь нужна предельно ясная, четкая и понятная каждому схема.

Много говорят также о привлечении инвестиций в сферу ЖКХ. Здесь, как нам кажется, надо решить глобальный вопрос: как сделать прибыльной инвестиционную деятельность в этой сфере, не перекладывая на население дополнительные чрезмерные расходы.

Нам следует готовиться и к новым испытаниям, связанным с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Нам надо выдержать глобальную конкуренцию, для этого необходимо использовать все ресурсы развития местного самоуправления.»

Пресс-служба Администрации г. Махачкалы
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяНовая дорога
Следующая статья30 июня