В Махачкале, в конференц-зале ректората ДГУ состоялся очередной семинар проекта «Дагестанский гражданский университет».
Экспертами уже пятого заседания проекта выступили ректор ДГУ Муртазали Рабаданов и профессор японского университета Хоккайдо Кимитаки Матсузато.
Функции модераторов выполнили начальник Управления информационной политики и пресс-службы Президента Республики Дагестан Зубайру Зубайруев и заместитель начальника отдела Управления территориального развития и местного самоуправления Президента Дагестана Александр Кургенян. Ректор ведущего вуза республики Муртазали Рабаданов в своем выступлении на тему «Проблемы и перспективы развития системы высшего профессионального образования в Республике Дагестан», обращая внимание слушателей на градацию, принятую вузами страны в последние годы, обозначил проблемы дагестанских вузов при вхождении в ту или иную категорию.
По его словам, главные факторы, влияющие на качество подготовки специалистов, — это квалификация профессорско-преподавательского состава, уровень подготовки студентов и абитуриентов, качество образовательных программ, нравственно-психологическая атмосфера, материально-техническая база, уровень организации в вузе науки и уровень информатизации.
По словам Рабаданова, данные проблемы характерны не только для вузов нашего региона, но в той или иной мере практически для всех вузов Российской Федерации. В ходе дискуссии ректор ДГУ ответил и на целый ряд вопросов, которые наиболее актуальны в последние годы.
Отвечая на вопрос о главном нововведении в последние годы в системе образования в нашей стране — Едином государственном экзамене, Муртазали Рабаданов отметил, что как механизм поступления в вуз ЕГЭ очень хорош, но вызывает ряд вопросов реализация на практике такой формы экзаменов. «Мое отношение к ЕГЭ — так как все записано в документах — крайне положительное. Другое дело, что такой единый подход при его реализации в такой большой стране приводит к ряду проблем. Практически невозможно идеально все реализовать», — отметил ректор ДГУ.
Доктор политологии, профессор японского университета Хоккайдо Кимитаки Матсузато, находящийся в Дагестане с лекциями в Даггосуниверситете, выступил перед аудиторией проекта «Гражданский университет» с темой «Управление мусульманами в неарабских перифериях: Россия, Китай, Индия, Турция».
В своем выступлении господин Кимитаки рассказал о формах взаимоотношения государства и мусульманских общин в обозначенных в теме странах. В частности, профессор отметил, что в Турции и Китае государство сильно контролирует исламскую религию, её структурную организацию, учебные заведения и т.д., чего нельзя сказать про Россию и Индию.
В то же время, по словам Кимитаки Матсузато, китайские и турецкие имамы получают зарплату от государства, что не практикуется в Российской Федерации и Индии.
Характеризуя распространение исламской религии в названных странах, Матсузато обозначил и основные проблемы в развитии ислама в этих странах.
«В каждой стране есть проблемы, которые препятствуют развитию ислама. В Китае — это запрет иерархии, в Турции — бюрократизация ислама, в Индии — терроризм официального и неофициального ислама, в России — бесконечный раскол духовного управления мусульман», — отметил японский ученый.
Как рассказал Кимитаки Матсузато, в Китае мусульмане полностью ассимилированы, особенно лингвистически, с окружающим населением, в России и Индии мусульманское население отличается компактностью расселения в своих странах.
«Китайский ислам имеет очень большую историю, но сейчас китайские мусульмане живут по всей стране, но везде они абсолютное меньшинство. В России и Индии мусульмане географически концентрированы в определенных территориях, мусульманские общины, как острова в этих странах, поэтому в этих странах мечети играют не только религиозную функцию, но и коммунальную», — отметил докладчик. Отвечая на вопросы аудитории, Кимитаки Матсузато освятил ещё ряд моментов в особенностях развития ислама: о большей независимости мусульманок-китаянок, расколе и большом количестве направлений ислама в России, о проблемах религии в Индии из-за болезненных взаимоотношений с Пакистаном, об изменениях в функционировании религии в Турции, которые происходят в последние годы, и т.д. Проект «Дагестанский гражданский университет» стартовал 24 марта при поддержке Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан, Дагестанского государственного университета и ДРОО «Ассамблея развития гражданского общества» (АРГО).
Формат проекта представляется как площадка для гражданского просвещения и укрепления демократических институтов в республике по вопросам права, политики, экономики, СМИ и НКО.