Дайте Кавказу удочку!

Благодаря средствам массовой информации у многих обывателей сложилось мнение, что Дагестан – «горячий регион», который только и производит «жареные факты» о терактах и убийствах. Так это или нет, попыталась выяснить съемочная бригада телекомпании НТВ, которая объездила несколько районов и городов республики. Как выяснилось, в регионе работает немало предприятий, которые выпускают конкурентноспособную, а подчас и уникальную продукцию. А в целом, Дагестан живет нормальной, полноценной жизнью, мало чем отличающейся от жизни других регионов страны.

В старинном городе Дербенте заместитель директора коньячного завода  Разин Кехлеров пожаловался корреспондентам НТВ на невиданные для южного региона 30-ти градусные морозы, которые уничтожили молодые виноградные лозы. И еще есть проблема – как-то незаметно исчезла профессия бондаря, человека, умеющего делать специальные винные бочки. Если бы не эти две сложные проблемы, «коньячный мастер» Кехлеров чувствовал бы себя вполне  счастливым человеком.
«Не понимаю людей, которые говорят: «Хватит кормить Кавказ». Кавказ сам в состоянии себя прокормить, у нас газ есть, нефть, вино, мясо, коньяк, садоводство процветает», – отметил он.

В Дербенте журналисты также посетили производство, бывшее ранее сверхсекретным, так называемый «почтовый ящик». Здесь делают специальные маркеры для воздушно-десантных войск. На этот год заказ от Министерства обороны есть, но что будет в следующем – неизвестно.

Главный инженер завода радиоэлектронной техники Гаджи Гамзаев подчеркнул, что придумал выпускать телевизоры и уже оформляет кредит в банке.

«Я уверен, что если нам дадут 2 миллиарда рублей, то все здесь закипит и заработает. Многочисленные выступления на тему «Хватит кормить Кавказ» неуместны. Кто нас кормит? И на чем основан этот лозунг? Мы своим потом и кровью зарабатываем себе на жизнь», – добавил он.

Отметим, что Дагестан является трудоизбыточным регионом. На махачкалинской уличной бирже труда каждого предполагаемого работодателя буквально атакуют люди.

Ямудин Курбанов учится в ПТУ на сварщика только с одной целью, чтобы впоследствии найти работу за пределами республики.

Слабое звено кавказской промышленности – отсутствие квалифицированных кадров. В советские времена в тогда еще не миллионной Махачкале было 7 профессионально-технических училищ, а сегодня — только 3.

Директор профессионального училища №21 города Махачкалы Гаджи Гаджиев подчеркнул, что образовательная система России сегодня представляет собой перевернутую пирамиду. Высших учебных заведений стало намного больше, чем профессиональных. А должно быть наоборот.

Уже мало кто помнит, что на Кавказе в советские времена были крупные заводы. По тем временам это были настоящие высокотехнологичные производства. Теперь все они работают едва ли на треть своих мощностей. Когда-то на заводе имени Гаджиева было почти 4 тысячи рабочих, сейчас нет и пятисот. Здесь выпускают рулевые машины для гражданских и военных кораблей. По количеству этих агрегатов можно было понять, сколько судов производили в стране. Например, в 1980 году было выпущено 450 рулевых машин, а в прошлом году всего 12…

Генеральный директор завода Абдулвагаб Папалашев подчеркнул, что дагестанскому предприятию тяжело продвигать гражданскую продукцию на российском рынке.

«Тяжело участвовать в тендерах, в конкурсах на равных условиях с предприятиями из Москвы, Воронежа и так далее. Потому что вокруг Кавказа создается какая-то аура, миф, что у нас живут одни бездельники, террористы, экстремисты», – сказал он.

Директор крупной немецкой компании Хеннинг Бибингер с удивлением наблюдает, как рабочие в городе Избербаше управляются с молотком. Немецкая делегация приехала, чтобы решить, стоит ли инвестировать в предприятие, которое собирает навигационное оборудование для военных и гражданских аэропортов. И здесь та же проблема – отсутствие высококвалифицированных кадров, способных управляться не только с молотком.

«Мало специалистов-электронщиков, способных ремонтировать импортное оборудование. Но проблем не будет. Отправим людей на специальное обучение», – подчеркнул генеральный директор Избербашского радиозавода Фиряз Фарманов.
К концу поездки бизнесмены из Германии решают, что вкладывать в этот дагестанский завод все-таки стоит, и оценивают будущие инвестиции в несколько миллионов евро.

В одном из самых больших горных селений в Дагестане – Верхнем Казанище – не раз случались истории, когда безработные молодые люди становились членами террористического подполья. Местные власти придумали, как с этим бороться, – открыли несколько цехов по производству мебели из натурального бука. Неожиданно дело пошло, и сейчас в селе более 50 небольших мебельных фабрик. Продукция стала настолько популярной, что возникла другая проблема – появились самозванцы, которые данную мебель продают как импортную…

Так что, дайте Кавказу не рыбу — дайте удочку!